Евгений Марков: «Смоленскому футболу нужна перезагрузка»

Спорт

«Рабочий путь» продолжает серию публикаций, посвященных судьбам бывших футболистов «Кристалла». На этот раз мы беседовали с экс-полузащитником команды Евгением Марковым, ныне главным тренером футбольного клуба «Красный - СГАФКСТ». Евгений Викторович объяснил, за счет чего сумел закрепиться в легендарной команде 90-х, вспомнил о периоде карьеры в ярцевском «Оазисе», где подрался с тезкой Когановым, а также рассказал о ближайших планах ФК «Красный - СГАФКСТ».

«Еще в детском саду «дружил» с мячом»

- Евгений Викторович, у вас насыщенная футбольная биография. Достаточно сказать, что уже в 19 лет вы находились в «Кристалле». Расскажите нашим читателям, как вообще оказались в футболе?

- Моя судьба была предопределена с ранних лет, ведь отец, Виктор Васильевич, работал футбольным тренером. Даже сейчас помню, что в детском саду моей любимой игрушкой являлся мяч. Получается, что любовь к футболу я несу через всю свою жизнь. И этому я рад, поскольку он дал мне очень многое в жизни.

- А как попали в «Кристалл»? Верили вообще, что можете оказаться в легендарной смоленской команде 90-х?

- Больше верил мой отец. Благодаря ему я довольно быстро понял, что у меня есть единственный шанс добиться чего-то значимого в жизни и посмотреть мир - только через футбол. В детские и юношеские годы я много работал над собой, и однажды мне дали шанс потренироваться с основной командой, попробовать свои силы.

- А насколько сложно было пробиться в состав?

- Очень тяжело. Тем более молодому и местному игроку, ведь конкуренция в «Кристалле» была невероятно высокая.

Как показывает практика, в любом клубе до основного состава «дорастает» считанное число местных воспитанников. Молодым дают мало игровой практики, и, чтобы пробиться в команду нужно, как правило, обладать талантом и иметь уровень выше, чем у сверстников.

Так вот о «Кристалле». Конкуренция в конце 90-х была нереально высокой. В команде играли смоляне и приезжие футболисты, причем последние зарабатывали побольше. Но у этого была и обратная сторона медали - приезжие мастера передавали опыт молодым. Этим шансом воспользовался и я.

 О тренировках с Нежелевым и драке с Когановым

- Кто из той команды вам запомнился больше всего? Кто вам реально помог добиться прогресса?

- Для меня самыми запоминающимися были первые заграничные сборы. Я тренировался с Дмитрием Нежелевым. Это сейчас Дмитрий Геннадьевич - мой коллега и друг, а тогда для меня это был мастер, имевший опыт выступления в Высшей лиге. Дмитрий обладал невероятной реакцией и скоростью. Ему было очень трудно противодействовать. Те тренировки я хорошо помню до сих пор, насколько они были изматывающими для меня. Затем в «Кристалле» я пересекался и с другими исполнителями высокого уровня, и у каждого пытался научиться чему-то.

- «Кристалл» в конце 90-х было на слуху у российских болельщиков, но у смоленского футбола была еще одна изюминка - ярцевский «Оазис». Там вам не без успеха удалось поиграть…

- Да. В 1998-м наставник «Кристалла» Валерий Нененко пригласил меня поучаствовать в двухнедельных сборах между первым и вторым кругами. Я жил вместе с командой и полностью пропитался кристалловской атмосферой. Также мне выпала честь присутствовать на знаменитом собрании, где Александр Иванович Шкадов поставил задачу по выходу в высший дивизион. О последовавших печальных событиях, полагаю, смоленским болельщикам напоминать не нужно.

Потом в «Кристалл» пришел Александр Игнатенко. Я вновь участвовал в сборах с главной командой - сначала в Кисловодске, а потом и в Хорватии. После них меня отправили набираться опыта в «Оазис». За ярцевский клуб я отыграл полгода, а затем меня вернули в «Кристалл».

Несмотря на кажущийся скоротечный период, «Оазис» оставил очень яркое впечатление в моей карьере. При этом на первой тренировке я… подрался. Главным тренером команды был Владимир Григорьев, специалист из Санкт-Петербурга, он привез оттуда несколько хорошо знакомых ему ребят. В итоге возникли две группировки - смоленская и питерская. В ту пору за «Оазис» выступал также и мой младший брат Владимир. Он был одним из самых юных игроков команды, поэтому ему несколько раз попадало от старшего поколения. Иногда заслуженно, а зачастую и нет. В итоге после одного из таких эпизодов я решил защитить брата, и вышла драка один на один с приехавшим из Питера Евгением Когановым. Он считал себя чуть ли не лучшим футболистом «Оазиса», ведь ранее привлекался в юношескую сборную своего возраста, играл за молодежные команды ЦСКА и «Зенита».

Удивительно, но после подобного выяснения отношений мы сдружились. Достаточно сказать, что после завершения первого круга только мы с Когановым получили приглашение выступать в «Кристалле».

Что же касается противостояния смоленской и питерской группировок, то оно скоро прекратилось. Все ребята быстро поняли, что вражда впрок клубу не пойдет. Футболистов и тренеров «Оазиса» объединяла общая цель. Считаю, что мы показывали очень хороший футбол для второй лиги. Доказательство этому - регулярные аншлаги на матчах команды.

Приятно вспомнить, что у нас в «Оазисе» не было никаких бытовых проблем. Например, нас кормили пять раз в день. Команда жила в достаточно комфортном мотеле, все ребята видели друг друга по нескольку раз в день. Хочешь не хочешь, а приходилось общаться. Так выстраивался дружный коллектив.

- А через год, в 2000-м, «Оазис» и вовсе добрался до 1/16 финала Кубка России, где лишь в дополнительное время уступил «Анжи»…

- В ярцевском клубе все поняли: при качественном подходе, который как раз тогда и был, можно забраться достаточно высоко в розыгрыше кубка России. Конечно, нужно еще раз отметить потрясающую поддержку болельщиков в Ярцеве. В городе тогда было только одно развлечение - «Оазис». Команду любили. Кроме того, все футболисты, которые попадали в команду, были голодны до побед и мечтали сыграть как минимум в дивизионе выше.

«Калининград - это Европа»

- После распада «Кристалла» вы выступали в различных командах страны - новокузнецком «Металлурге», подольском «Витязе», калининградской «Балтике», иркутской «Звезде» и липецком «Металлурге». Где вам понравилось больше всего?

- В Калининграде. И не только потому, что там я забивал много мячей. Этот город удивил меня совсем другим подходом к жизни, чем в других населенных пунктах России. Там чувствуется дыхание Европы.

- Почему тогда вы пробыли в Калининграде лишь два сезона?

- Все просто. Поступило более выгодное в финансовом плане предложение из Иркутска. Век футболиста краткосрочен, поэтому я решил подзаработать в Восточной Сибири. Не вижу в этом ничего зазорного. Пока ты футболист и тебе позволяет здоровье, надо думать о будущем.

- А как объясняется всплеск вашей результативности в «Балтике» - 17 голов за два года?

- Думаю, повлияла атмосфера в клубе - качественный сплав молодых и зрелых футболистов. Плюс грамотный тренерский штаб и руководство клуба. Все это позволило раскрыться моим снайперским способностям.

Уже после отъезда из «Балтики» я несколько раз специально приезжал с семьей в Калининград, чтобы просто погулять. Там действительно живут по-европейски - есть порядок, уважение к горожанам.

Так, на дорогах, как бы ни спешил водитель, какая бы ни была пробка, там обязательно пропустят пешехода. Ни в одном другом городе России я такого не встречал.

«Семья «перевесила» первый дивизион»

- А почему вы вернулись домой в Смоленск?

- Непростой год выдался в Липецке. Перед командой стояла задача по повышению в классе, но в коллективе возникли группировки, присутствовала и «дедовщина» - старшие обижали молодых. Об этих конфликтах, если честно, не хочется вспоминать. Кроме того, стали беспокоить травмы.

В Липецке ко мне часто подходили представители различных команд и предлагали варианты трудоустройства, но когда дело доходило до конкретики, эти разговоры завершались ничем. Кроме того, повлияли семейные обстоятельства. Подрастал сын, которому предстояло пойти в школу. С учетом постоянных переездов и перелетов, которыми была насыщена жизнь футболиста первого дивизиона, я все взвесил и решил: пора возвращаться в Смоленск.

ааа.jpg

- В 2009 году вы оказались в «Днепре», но сыграли лишь шесть матчей. Почему?

- Тогда главным тренером был Армен Адамян. Если честно, я вообще не понимал, чего от меня хотели. В начале сезона в команде была не самая лучшая атмосфера, о чем я открыто и говорил руководству. Наверное, я оказался прав, потому что в конце сезона Армена Армоевича уволили.

Затем в клуб пришел Виктор Булатов. Ему я очень благодарен, поскольку сумел многому у него научиться. Считаю, что сезон-2010 получился для меня удачным (25 матчей и шесть голов). Я был горд надевать футболку «Днепра» и не стеснялся смотреть в глаза смоленским болельщикам.

Более того, совершенно неожиданно, в 2010-м читатели «Рабочего пути» признали меня лучшим футболистом года. Я даже не знал, что участвую в голосовании, да и никто из моих родных тоже. Очень сильно удивился - было неожиданно приятно. К сожалению, это оказался не главный шок в моей карьере, поскольку в начале 2011-го руководство «Днепра» решило со мной расстаться.

- Неужели столь неожиданный разрыв никак не объясняли?

- Да, для меня случившееся так и осталось загадкой. Перед Новым годом мне позвонил Виктор Булатов и сказал, что рассчитывает на меня в сезоне- 2011. Наступает 11 января - снова звонит Виктор Геннадьевич. И вдруг говорит, что я не в команде. «Так решило руководство клуба», - сказал главный тренер, но конкретных имен не назвал.

Я попытался узнать причины у директора команды Геннадия Миневича, но он также сослался на решение вышестоящих руководителей. Кого именно - неизвестно. Тогда я испытывал дикую обиду. Мне шел 33-й год. Я был полон сил и желания приносить пользу смоленскому футболу. А тут такое…

«Булатов - блестящий тренер»

- После этого ваши отношения с Виктором Геннадьевичем не испортились?

- Нет. Он сказал мне, что открыт для советов и общения, будет рад моему звонку в любое время суток. К слову, в последний раз мы виделись с Виктором Булатовым в октябре 2015-го в связи с печальным событием - на похоронах прославленного смоленского футболиста Сергея Филиппенкова.

- В 2009-2010 годах президентом «Днепра» был известный в прошлом спартаковец Валерий Гладилин. Что можете сказать по поводу его фигуры?

- На мой взгляд, он не имел с клубом тесного контакта. За все время, что играл в «Днепре», я ни разу не видел его на трибунах «Спартака». Только однажды он общался с командой на каком-то организационном собрании, сейчас уже и не вспомню, о чем шла речь.

- Тем не менее, именно при Гладилине «Днепр» добился наивысшего результата в истории клуба - четвертого места...

- Во многом это заслуга тренерского таланта Виктора Булатова. Это блестящий наставник. По этому поводу люблю вспоминать высказывание легендарного голландского футболиста и тренера Йохана Кройфа. Он говорил, что «один тренер научит, два - не помешают, а остальные - будут ни то, ни се». Так вот, Виктор Геннадьевич из категории первых. Он сумел меня многому научить. А были специалисты, которые просто «не помешали».

«Кубок наций» - турнир для получения опыта»

- Перейдем к нынешним реалиям. Вы - главный тренер ФК «Красный - СГАФКСТ», который в следующем сезоне дебютирует в профессиональном футболе. Как проходит подготовка к столь значимому событию?

- В феврале - марте мы участвовали в достаточно представительном предсезонном турнире «Кубке наций». Он проходил в Москве, в нем участвовали несколько клубов ПФЛ. Старожилы команды и ребята, что находятся на просмотре, проверили свои силы, набрались опыта. Набил шишек и я, ведь мне тоже предстоит тренерский дебют на профессиональном уровне.

Серьезных турнирных задач перед нами на «Кубке наций» не стояло, однако побеждать всегда приятно, а проигрывать никогда не хочется. Да, стартовали хорошо, а завершили соревнования не очень удачно, потерпев два поражения. В этом можем винить только себя. Считаю, что после нескольких удачных игр у нас затем имела место недооценка соперника. Проведем работу над ошибками и постараемся избегать их в дальнейшем.

- Несмотря на занятость в основной команде ФК «Красный - СГАФКСТ», вы продолжаете тренировать и детей. На ваш взгляд, когда детские школы работали лучше: когда вы сами были ребенком или сейчас?

- Тогда. Я занимался в Гнездове, но очень хорошо помню, что на соревнованиях в нашей команде появлялись ребята из других школ. Взаимная помощь была на уровне. Сейчас такого нет. Идет какая-то война - все друг друга обвиняют в переманивании детей. Весь этот раздрай сказывается на детях, и в большой футбол пробиваются единицы. Родители, тренеры и юноши ходят злыми, никто не получает удовольствия от такой атмосферы.

«Когда ты наставник, личные амбиции уходят на второй план»

- Объясните тогда, в чем преимущества академии футбольного клуба «Красный»?

- У нас постепенно реализуется идея по поиску талантливых детей по всей Смоленской области. Нужно задействовать максимально большее число ребятишек. Да, изначально они просто весело, в игровой форме, проводят время со сверстниками, при этом избегают пагубного влияния улицы и компьютерных игр. Постепенно происходит отбор самых талантливых ребят и их объединение. Способности у детей достаточно трудно рассмотреть, но если выборка велика, то шансы отыскать самых достойных гораздо выше.

- В чем вы видите функцию наставника?

- В «Красном» для меня важно то, что я могу помочь многим людям в реализации их потенциала. Это гораздо важнее, чем какие-то личные амбиции. Роль тренера, если хотите наставника и педагога, помочь воспитаннику обрести себя, постоянно совершенствоваться, выходить на новый уровень.

- Сейчас в российском футболе на слуху футбольная академия «Чертаново», которая работает по классическому принципу: растит молодежь и продает самых талантливых в состоятельные клубы. Да, на эти деньги существует главная команда, но она оказывается без лидеров.

- Трудно рассуждать об этом в смоленских реалиях. Но если мы можем предложить юноше прогрессировать и дальше, то зачем ему чинить препятствия. Повторю, что моя тренерская роль - помочь футболисту раскрыть свои способности, передать ему свой опыт. А мне есть что вспомнить из своей карьеры. Футбол дал мне абсолютно все. Начиная от верных друзей и заканчивая материальным благополучием.

a9Hlh0BRmpM.jpg

«На три фронта играть не будем»

- В прошлом сезоне некоторые игроки «Красного-СГАФКСТ» разрывались на три турнира - чемпионат Смоленской области, Национальная студенческая футбольная лига и первенство КФК. Есть понимание, как снизить нагрузку ведущих футболистов?

- Действительно, у ряда ребят в 2018 году нагрузки были колоссальные. Сложно работать с футболистами, когда у них сбивается тренировочный режим, трудно всех привести к одному знаменателю. Ничего хорошо из участия в трех турнирах не вышло. Как ни крути, а отдача у ребят в некоторых матчах падала. Что касается этого сезона, то ближе к лету у нас будет четкое понимание, кто и в каких турнирах будет играть.

- Подписал ли «Красный - СГАФКСТ» кого-либо из новичков?

- Прежде всего хочу сказать, что при комплектовании состава команды мы будем в первую очередь ориентироваться на воспитанников смоленского футбола. Уже дали согласие выступать за наш клуб футболисты «Днепра» Кирилл Плотников, Илья Максименков и Илья Федоров. Кроме того сейчас у нас на просмотре несколько ребят из других регионов, некоторые из них прошли академии ведущих клубов России - «Динамо», «Локомотива», «Спартака». Мы сейчас находимся в выигрышном положении, так как имеем время внимательно наблюдать за потенциальными новобранцами, кто чего стоит. Нам важно, чтобы игрок был профессионалом всегда, а не только перед подписанием контракта или его продлением.

- В прошлом году на уровне КФК вы соперничали с земляками из «Искры». В 2019 году возможно дерби с ФК «Смоленск». Что думаете об этих противостояниях?

- В первую очередь надо смотреть за собой, а конкуренцию считаю плюсом. Она не даст расслабиться никому в нашем коллективе.

- После участия в «Кубке наций» в каких спаррингах планирует участвовать «Красный-СГАФКСТ»?

- Мы стартовали в областном предсезонном турнире «Подснежник» и уже обыграли «Искру» (5:0). Пока наше внимание сосредоточено на нем. Главной целью для меня, как главного тренера, является построение той игры команды, которая бы приносила ей успех в будущем. Сейчас задачи показать результат нет, ведь все быстро забудут предсезонные турниры, особенно если они сменятся на поражения в официальных матчах. Сейчас важно суммировать опыт прошлых лет из удачных проектов Смоленского региона, взять из них самое лучшее.

«Надо консолидировать усилия футбольной общественности»

- Каким вы лично видите будущее профессионального футбола в Смоленской области?

- Оно зависит от грамотной работы детско-юношеских школ. Как, например, в Германии. Немецкий опыт подробно описан в книге «Немецкая машина футбола». Там рассказывается о том периоде, когда в определенный момент футбол перестал приносить немцам желаемый результат. В итоге в каждой федеральной земле построили огромное количество футбольных полей, чтобы задействовать максимальное число детей. Кроме того, в Германии заново выстроили систему отбора ребятишек и стали открывать специальные интернаты, куда попадали самые одаренные. После этих мер система смогла перезагрузиться. Сейчас Германия - снова одна из самых сильных футбольных стран.

Смоленскому футболу требуется тотальная перезагрузка. Но готова ли наша общественность к кропотливому труду, который даст результат только в отдаленной перспективе, через десяток лет? Не знаю. Сейчас всех в основном интересует сиюминутный результат.

- Нет ли опасения, что, несмотря на наличие в Смоленске столь мощного центра подготовки молодежи, лучших ребят в 12-13-летнем возрасте все равно будут переманивать состоятельные клубы?

- Академия «Красного» уже с этим столкнулась. В 2019 году двое ребят уехали в московский «Локомотив». Но давайте посмотрим на это с другой стороны. Ведь далеко не все, даже талантливые, игроки подходят ведущим клубам страны. На каком-то этапе они расстаются с ребятами, и даже если юный футболист заканчивает академию, то редко получает необходимую игровую практику. Даже в дублирующей команде, ведь ее заявка намного короче, чем число выпускников. Поэтому велика вероятность, что многие из смолян, покинувших наш регион в юношеские годы, затем вернутся на родину в поисках игровой практики. Да не просто отбывать номер, так сказать, для галочки, а доказывать свою состоятельность, чтобы потом оказаться в топ-клубе ФНЛ или РПЛ. Такая ситуация, к слову, была в ярцевском «Оазисе».

В завершение беседы отмечу, что сейчас футбольная общественность Смоленского региона постепенно становится единым коллективом. Как правило, если в нем есть кланы и какие-то коалиции, то страдает подрастающее поколение. Если проанализировать выступления детских команд Смоленской области за последние годы, то мы очень давно не добивались никаких успехов, даже в рамках «Черноземья». Единичные «выстрелы» случались, но лишь тогда, когда командам удавалось объединиться. Поэтому, если мы хотим поднять профессиональный футбол в Смоленском регионе на новый уровень, нужно консолидировать усилия всех неравнодушных сторон.

Беседовал Сергей НИШПАЛ.








Загрузка комментариев...
Читайте также
4 минуты назад
26.04.2023 13:01
Цифровизация сельского хозяйства, точное земледелие уже давно...
сегодня, 12:59

Он совершил ряд противоправных действий по отношению к жене...

сегодня, 12:33

Уважаемые потребители! В случаях проведения плановых ремонтных...

Новости партнеров