Издатель из Гжатска

Общество
Издатель из ГжатскаСмоленская земля славится литераторами - писателями, поэтами и литературоведами. Рождались на Смоленщине и талантливые журналисты-издатели. Об одном из них хочется рассказать особо, так как еще при жизни его называли «легендой русской журналистики» и «первым репортером Москвы», а многие известные люди XIX века упоминали его в своих мемуарах. И именно он стал основателем газеты «Московский листок», которая до революции была самой популярной российской народной газетой. Речь пойдет о нашем земляке - журналисте, писателе, издателе и просто необыкновенном человеке - Николае Ивановиче ПАСТУХОВЕ (1831 - 1911).
В смоленском уездном городе Гжатске (ныне г. Гагарин) 28 июля 1831 года в бедной мещанской семье Пастуховых родился мальчик, которого нарекли Николаем. Рос он смышленым и любознательным, но трудное материальное положение семьи заставило Николая рано бросить учебу и начать работать.
К 25 годам он перепробовал множество профессий, начиная от «мальчика на побегушках» и подвального до поверенного при винных откупах. При этом он всегда много и бессистемно читал и даже пробовал писать стихи. В конце 50-х годов Николай из Гжатска перебрался в Москву. В Первопрестольной трудиться ему тоже приходилось в самых разных местах. Бывало, что он работал на почте и развозил казенную корреспонденцию по присутственным местам, а бывало, что в московских балаганах показывал фокусы и изображал «дикого человека из Австралии».
И вот однажды, будучи уже 30-летним мужчиной, он открыл небольшой кабачок у Арбатских ворот. Удивительно, но именно это питейное заведение в корне изменило судьбу Николая, приобщив его самым необычным образом к журналистской работе. Дело в том, что завсегдатаями кабака были не только извозчики, торговцы и мастеровые, но и бедные студенты Московского университета, часть из которых подрабатывали хроникерами в различных изданиях. Среди них был и будущий знаменитый российский адвокат Федор Плевако, сотрудничавший в те времена с газетой «Московские ведомости».
В забегаловке Пастухова студенты-газетчики узнавали городские новости и слухи, писали тут же заметки. Николай некоторое время наблюдал за их деятельностью, а потом сам стал добывать нужную информацию и посылать в газеты различные сообщения. Эта репортерская работа его так увлекла, что он фактически перестал заниматься своим кабаком.
Продолжал он и свое скромное литературное творчество. И в 1862 году выпустил первую книжку под названием «Стихотворения из питейного быта и комедия «Питейная контора», сочинение Николая Пастухова». Тема «питейных заведений» была выбрана не случайно - автор хорошо знал, что творится в этой сфере. Поэтому в комедии все главные герои - купцы-пьяницы и чиновники-взяточники. Среди незамысловатых стихов этого сборника было стихотворение про любимое занятие Пастухова - про рыбалку:
Люблю я летом с удочкой
Над речкою сидеть,
Бутылку водки с рюмочкой
В запас с собой иметь.
Вот вытащишь плутовочку,
Насадишь на крючок,
Закинешь, выпьешь рюмочку
И ляжешь на песок.
Лежишь, а рыбка клюется,
Сомненья далеко,
Порою так наклюешься,
Что встать уж тяжело.

Этот стишок впоследствии стал настолько популярным, что превратился в настоящую народную песенку. Именно ее пел под гитару актер Борис Чирков в одном из эпизодов знаменитого фильма «Юность Максима» (1934). Из-за того что Пастухов практически перестал заниматься делами «питейного заведения», кабак в 1865 году пришлось закрыть. Но это не расстроило Николая, так как к тому времени он уже стал достаточно известным московским репортером. Федор Плевако помог ему войти в редакцию «Московских ведомостей» и познакомил с редактором газеты.
Издатель из ГжатскаС этого времени начинается совсем другая жизнь Николая Пастухова. Он сотрудничает с «Российскими ведомостями», с «Современными известиями» и другими популярными газетами того времени. Хорошо зная народный быт и жизнь городских трущоб, Николай пишет не только короткие сообщения о различных происшествиях, пожарах, ограблениях и убийствах, но и ехидные фельетоны о купцах, очерки и репортажи, которые часто подписывает своим псевдонимом «Старый знакомый».
Так, за 15 лет он становится одним из самых информированных репортеров Москвы и в 1879 году даже издает книгу «Очерки и рассказы «Старого знакомого» - сборник своих лучших бытовых очерков, юмористических и уголовных рассказов.
В 1881 году, по совету давнего друга адвоката Ф. Плевако, Николай Пастухов решает организовать газету под названием «Московский листок». Сегодня сказали бы, что он совершенно правильно определил целевую аудиторию - впервые газета издавалась для простых обывателей. Ее постоянными читателями стали слуги, лакеи, горничные, кучера, прачки, кухарки, лавочники, мелкие ремесленники и купечество. Чтобы привлечь и приучить к систематическому чтению малограмотную публику, Пастухов вначале специально печатал газету на бумаге, которую можно было курить. Раскрутке газеты способствовали по-настоящему народное содержание и круг талантливых журналистов и писателей, сотрудничавших с «Московским листком». Основными рубриками в газете были: «По улицам и переулкам», «Советы и ответы», «По городам и селам», «По садам и театрам», «Телеграммы», «Дневник майора Бревнова» и др. Огромной популярностью пользовались фельетоны и репортажи самого Пастухова, воровские и детективные романы с продолжением, а также городские сплетни и слухи.
Однако не только эта «желтизна» делала газету популярной. Пастухов был сам из народа, поэтому «Московский листок» защищал всеми способами простых людей, рассказывая на страницах о различных притеснениях или трагических случаях на производстве, которые происходили по вине хозяев. Именно из «Московского листка» россияне впервые узнали о чудовищном пожаре на Морозовской фабрике, где погибло много рабочих. Публикация привела к тому, что после разбирательства быт фабричных трудящихся был улучшен.
С первых дней существования газеты в ней работал репортером ставший впоследствии знаменитым публицистом и писателем В. А. Гиляровский. Дядя Гиляй оставил подробные воспоминания о Николае Пастухове, которого искренне считал своим учителем: «Репортерскую школу я прошел у Пастухова суровую. Он был репортер, каких до него не было, и прославил свою газету быстротой сведений о происшествиях. Пастухов в первые же месяцы сделал из меня своего лучшего помощника. Он не отпускал меня от себя, с ним я носился по Москве, он возил меня по трактирам, где собирал всякие слухи... Для дебютирующего репортера это была лучшая школа, отразившаяся на всей будущей моей деятельности.
- Будь как вор на ярмарке: все видь, ничего не пропускай! Репортер должен знать все, что случилось в городе, - говаривал мне Пастухов».
В своей книге «Москва газетная» Гиляровский не одну страницу посвятил нашему земляку и его газете: «Уже в первый год издания «Московский листок» заинтересовал Москву обилием и подробным описанием множества городских происшествий, как бы чудом на другой день попадавших на страницы газеты. В газете, наряду со сценами из народного быта, печатались исторические и бытовые романы, лирические и юмористические стихи, но главное внимание в ней уделялось фактам и событиям повседневной московской жизни, что на газетном языке называлось репортажем. Популярность «Московского листка» среди москвичей объяснялась не только характером и направленностью издания, но и личностью издателя. Н. И. Пастухов знал всю подноготную торговой Москвы и московской администрации. Знал, кто что думает и кто чего хочет. Людей малограмотных, никогда не державших в руках книгу и газету, он приучил читать свой «Листок».
Мещанин города Гжатска Смоленской губернии, служивший во время крепостного права подвальным и поверенным при винных откупах, он уже искал света, читал, что попадало под руку, и писал стихи. Человек огромной силы воли, за год перед этим никем не признаваемый, при полном отсутствии воспитания и образования, совершил почти невозможное. Трудно было думать, что через несколько лет после издания своей газеты этот человек будет гостем на балу у президента Французской Республики господина Карно во время франко-русских торжеств в Париже!»
Через несколько лет тираж «Московского листка» доходил уже до 40 тысяч экз. Пастухов разбогател и купил даже огромный дом в Староваганьковском переулке, где не только стал жить с семьей, но и разместил типографию и редакцию газеты. Любопытно, что Михаил Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» почему-то именно в этот дом поместил контору, служащие которой все время пели песню «Славное море, священный Байкал».
Занимался Николай Иванович благотворительностью и общественной деятельностью. Известно, что он пожертвовал 25 тысяч рублей на устройство одного зала в Музее изящных искусств (ныне ГМИИ имени А. С. Пушкина) и основал московский «Кружок рыболовства».
В 1902 году в его жизни случилась ужасная трагедия: он похоронил своих взрослых детей. Его дочь и сын скончались из-за каких-то странных болезней с разницей в три недели... Умер Николай Иванович Пастухов в июле 1911 года.
Автор Дмитрий Тихонов.
 







Загрузка комментариев...
Читайте также
сегодня, 18:40
сегодня, 19:15
В областном центре установили и проверили новую систему оповещения,...
сегодня, 17:25
Последний день длинной рабочей недели порадует смолян.
сегодня, 16:48

Об этом предупредили в ФКУ Упрдор Москва – Бобруйск.

Новости партнеров