Про «Зайку», посуду-убийцу и будущее Днепра

Общество

Совсем скоро наступит 2017-й - Год экологии в России. В конце ноября Институт-Молдова в Лейпциге организовал для журналистов из Восточной Европы семинар на экологическую тему. Корреспондент «Рабочего пути» с удовольствием изучил ноу-хау Германии в этой области и предложил смолянам - ученым и общественникам - поразмышлять над тем, могут ли полезные инициативы прижиться у нас.

Отношение к отходам

Как у них?

«Мы действуем под девизом «Много маленьких людей во многих маленьких местах могут изменить Землю!» - рассказала представитель партии «Союз 90/Зеленые», член Европарламента в 2004 - 2009 гг. Гизела Калленбах. - У нас есть акция, когда мы выходим на улицы и предлагаем прохожим поменять пакет на тканевую сумку. Все без сожаления расстаются с пакетами и берут наши сумки! Однажды мы выступили с инициативой полностью запретить целлофановые пакеты в Германии. Их не запретили, но нам удалось прийти к консенсусу. Пакеты перестали давать в магазинах бесплатно, таким образом поставив людей перед выбором: «хочешь пакет - плати!».

«Ничего лишнего» - пожалуй, главный принцип экологической политики в Германии. Купили в Берлине обувь и ждете, когда вам дадут коробку от нее? Не дадут! Если все-таки захотите ее иметь, то придется расстаться с парой евро.

Как у нас?

«Мода» на экологическую тематику только-только докатилась до крупных российских городов, поэтому периферия пока не приняла эстафету. А потому найти смолян, которые всерьез озабочены экологической обстановкой в мире и готовы жертвовать своим комфортом, все еще сложно. Но и здесь есть приятные исключения.

«Мы с мужем уже несколько лет занимаемся раздельным сбором мусора: отдельно складируем макулатуру и пластик, а потом сдаем это в пункты приема вторсырья, - рассказывает экскурсовод Елена Усольцева. - А еще мы практически не используем полиэтиленовые пакеты - никогда не берем их в магазинах, хотя они полагаются бесплатно. В супермаркете возле дома сначала недовольно хмыкали, но потом даже супруга стали спрашивать на кассе: «Вы муж той самой девушки, которая отказывается от бесплатных пакетов?» В качестве альтернативы стараемся использовать тканевые сумки или авоськи - как в детстве».

«Муж той самой девушки», архитектор Антон Усольцев, провел свои «экологические» расчеты: «Мой знакомый однажды сказал: «Когда думаешь у человека взять денег в долг - сходи в туалет и посмотри, какой он пользуется туалетной бумагой. Если не двухслойной - никогда не даст, потому что сам едва сводит концы с концами». Контора, в которой я работаю, испытывает нелегкие кризисные времена. Но в туалете всегда стоит красивая белоснежная бумага. Я как-то заинтересовался и прочел, что написано на упаковке: «Бумага состоит из прямоугольных листов размером 12,5х9 см количеством 144+/-7 шт.». Действительно, ГОСТ Р 52354-2005 «Изделия из бумаги бытового и санитарно-гигиенического назначения. Общие технические условия» устанавливает требования только к ширине туалетной бумаги - 9 см. В то же время я знаю, что самая обычная серая бумага, например «Зайка», имеет длину 50 м. То есть в первой 18,875 метра двухслойной красоты, чистоты и гигиены, а в «Зайке», соответственно, 25 м. При этом первая стоит 24 рубля, а вторая 8 рублей. «Зайка» выигрывает в 8 раз при сравнении цены за 1 метр и где-то в 21 раз за рулон в 50 метров.

Мне, как сотруднику, возможно, даже приятно, что контора в безденежье тратит такие суммы для работников, которые, конечно, ценят это и работают больше и лучше. Но как человек, который сочувствует «гринписовцам», печалюсь: предприятие покупает дорогую бумагу из качественной целлюлозы, для которой вырубаются наши карельские и сибирские леса. Целые страны остаются без плодородной земли из-за засадки и последующей вырубки… Плюс там есть картонная втулка, которая увеличивает объем и без того пухлых рулонов. А значит, для перевозки такой бумаги нужно совершить больше рейсов и сжечь больше топлива. Зато серая «Зайка» сделана из вторсырья, да и без втулки она тоже чудесно обходится. Поэтому у нас в гостях даже в суперсытые времена будет стоять именно такая бумага или какой-нибудь похожий серый и невзрачный, но замечательный своей прямой и косвенной пользой «зверек».

ЦИФРА

192 кг (в среднем) в год твердых коммунальных отходов создает житель Смоленска.

Пластик – зло

Как у них?

«Мы хотели, чтобы Германия полностью отказалась от пластиковой посуды в кафе и на ярмарках, - говорит пресс-секретарь партии «Союз 90/ Зеленые» Марсель Бэк. - В качестве альтернативы предлагали торговцам использовать нормальную посуду и сдавать ее в аренду, допустим, за евро. Многие к нам прислушались».

Как у нас?

Увы, пластиковая посуда настолько прочно вошла в наш обиход, что мы едим из нее не только в кафе, но и держим дома «на случай». Однако копеечные тарелки со стаканами совсем небезобидны. Во-первых, опасны для здоровья: пластиковая посуда при контакте с горячей едой и жидкостями выделяет токсины, которые накапливаются в организме и отравляют его. Во-вторых, это наносит вред окружающей среде: срок разложения одной тарелки - 200 лет! При этом в почву, воду и воздух попадают опасные химические вещества.

- Мы отказались от пластиковой посуды, - рассказала владелица кафе «Буфет» Марина Сальдо. - Используем только экопосуду: она произведена из крахмала, пшеничной соломы и древесной щепы. Да, она значительно дороже. Но из нее можно есть и пить, не опасаясь за здоровье. А еще эта посуда биоразлагаема, то есть попав в землю, она превращается в органическое удобрение.

ЦИФРА

100 - 200 лет разлагается обычный тонкий полиэтиленовый пакет.

«Издалека долго течет река…»

Как у них?

Немцы очень озабочены состоянием водных ресурсов. Особое внимание уделяется тем рекам, которые протекают не только в Германии, но и в других странах. Этим занимаются отдельные структуры: например, успешно работает управление по водным потокам Рейна. Кроме того, создана международная комиссия по его защите. В ее съездах участвуют представители всех шести стран, где протекает Рейн.

Дальше - больше. Германия готовится запустить программу, благодаря которой сможет контролировать и знать, каков процент загрязнения мировых океанов идет от немецких рек.

К слову о воде: воду из-под крана в Германии можно пить везде. Как предупредили нас в гостинице, водопроводная «жидкость» может быть по своему составу полезнее родниковой.

Как у нас?

«Тесное взаимодействие европейских стран, расположенных в бассейне Рейна, - хороший пример того, как может быть организовано интегрированное управление трансграничными водами, - рассказал «Рабочему пути» кандидат географических наук, доцент кафедры географии СГУ Евгений Бобров. – Бассейн Днепра - один из крупнейших в Европе. Ресурсы его вод имеют огромное значение для экономик трех государств: России, Белоруссии и - особенно - Украины, на долю которой приходится почти 90% забора воды из реки. Да, «днепровские» страны предпринимали попытки по координации действий, но реальных механизмов и рычагов решения проблем так и не было создано. А решить их усилиями одного государства невозможно. Основная проблема Днепра в Смоленской области - загрязнение. Оно значительно снижает, а в некоторых случаях даже полностью исключает возможность использования реки как источника водоснабжения. И главные «болевые точки» сейчас уже не сельскохозяйственные предприятия, как это было в советские времена, а крупные промышленно развитые города - то есть Смоленск и Дорогобуж.

Источники загрязнения Днепра - городские и производственные очистные сооружения. Чтобы уменьшить их влияние на качество воды, нужно использовать современные технологии очистки, строить новые очистные сооружения, разрабатывать и внедрять экономические механизмы регулирования природоохранной деятельности.

Много загрязняющих веществ в Днепр идет с ливневого стока. Решить эту проблему очень трудно. Чтобы улучшить качество поверхностного стока, нужно проводить благоустройство городской территории, в том числе больше внимания уделять озеленению».

ЦИФРА

32 рубля* в день платит гражданин Германии за водоотведение. За эти деньги существуют 10 тысяч очистных сооружений страны.

*Согласно курсу евро на 16 декабря 2016 г.

Уроки сортировки

Как у них?

Кажется, в Германии совсем нет экологических проблем. Но на самом деле есть: нехватка… мусора. Чтобы не оставить свои мусороперерабатывающие заводы без сырья, немцы вынуждены закупать хлам у Дании и Норвегии. Это произошло из-за того, что граждане стараются производить все меньше мусора. Ведь бездумно выкидывать ненужное в любом объеме у них не получается.

Вместо традиционных помоек почти в каждом дворе стоят несколько контейнеров: оранжевый - для пластика и упаковки, синий - для бумаги, коричневый - для биомусора (к нему относятся остатки еды, салфетки, трава, волосы и ногти). Чуть реже встречаются контейнеры для стекла. Старые батарейки и лампы можно сдать в некоторых супермаркетах. А для ненужной техники - холодильников и стиральных машинок – существуют целые дворы-«кладбища».

«Профессор из Гамбурга как-то пошутил, что система раздельного мусора спасает семьи от разводов, - рассказала берлинский журналист Ульрике Бутмалою. - Потому что на этой почве парам всегда есть о чем поговорить. Жена очень часто спрашивает мужа: «Подскажи, в какой контейнер мне бросить вот эту коробочку?»

Сейчас немцев за НЕраздельный мусор не штрафуют. Но компания, которая занимается сбором, может вынести предупреждение: «Мы обнаружили, что жители вашего двора невнимательно выбрасывают мусор. Если так продолжится и дальше, мы будем вынуждены поднять тариф». Говорят, случаи повышения платы действительно были. Мол, так воспитывается коллективная ответственность.

Как у нас?

«Давайте пофантазируем и представим, что случилось чудо: в нашем городе появились контейнеры для раздельного сбора и налажена система его обработки, - говорит основатель движения «Живой Смоленск» Ирина Ефимова. - Теперь каждый житель должен у себя дома завести три коробки, пять пакетов и ведро. К сожалению, против будут сами смоляне. Начнется недовольство: «А почему я должен? Пусть специально обученные люди из моего мешка для мусора сами достают, что им надо, и перерабатывают». Просто у нас, россиян, слишком низкий уровень ответственности. По этой же причине в регионе так много свалок в местах, где отдыхают, - на озерах и в лесу. Да и чтобы наладить сбор, надо вложить много денег, а для этого - поднять тарифы. Ни население, ни администрация к этому не готовы. Я уже давно подумываю над тем, чтобы начать организовывать экосубботники. Хотелось бы раз в месяц устраивать акцию около крупных торговых центров. Любой бы человек в одном месте мог сдать старую одежду, пластик и макулатуру».

ЦИФРА

9072 рубля* в год платит среднестатистическая немецкая семья за сбор мусора.

*Согласно курсу евро на 16 декабря 2016 г.


Автор: Мария Демочкина







Загрузка комментариев...
Читайте также
сегодня, 18:40
сегодня, 19:15
В областном центре установили и проверили новую систему оповещения,...
сегодня, 17:25
Последний день длинной рабочей недели порадует смолян.
сегодня, 16:48

Об этом предупредили в ФКУ Упрдор Москва – Бобруйск.

Новости партнеров