«В последнее время в средствах массовой информации постоянно демонстрируется так называемая «социальная реклама» - в рекламных роликах некто покупает контрафактный - нелицензионный, «пиратский» - диск и подвергается активному осуждению со стороны близких. За кадром звучит голос: «Приобретая краденое (по мнению создателей рекламы - контрафактные компакт-диски), вы становитесь соучастником преступления». Одновременно демонстрируется выдержка из статьи Уголовного кодекса Российской Федерации с указанием меры наказания. Но правда ли это? Действительно ли можно за приобретение такого диска получить судимость?»
Александр ЗАХАРЕНКОВ, Смоленск.
Авторы указанного ролика постоянно напоминают о существовании статьи 146 Уголовного кодекса РФ, которая звучит как «Нарушение авторских и смежных прав». Однако каким образом данная статья может быть применима к рядовому покупателю компакт-диска?
Часть 2 указанной статьи действительно предусматривает ответственность за приобретение контрафактных экземпляров произведений или фонограмм. Однако ответственность может наступать только в случае дальнейшего распространения приобретенной контрафактной продукции. Также обязательным условием наступления ответственности должно быть совершение указанного деяния в крупном размере. Согласно примечанию к ст.146 Уголовного кодекса РФ, крупным размером является стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав в размере свыше 50 000 рублей.
Таким образом, не может быть и речи об уголовной ответственности рядового покупателя, который приобрел нелицензионный диск (пусть и не один) для личного пользования.
Также хотелось бы обратить внимание на явно неэтичное содержание данной рекламы. Во-первых, создатели рекламы вводят зрительскую аудиторию в заблуждение, что за приобретение контрафактной продукции в любом случае наступает уголовная ответственность. Это не совсем соответствует действительности. Во-вторых, согласно статье 8 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда. То есть признать то или иное лицо преступником, соучастником преступления имеет право только суд, но никак не рекламный ролик.