Пятница, 09 декабря 2016 года

Погода 0..2 С о

Свидетель восьми веков

Общество 11:50, 20 марта 2013
ХрамРеставрация древнейшего памятника смоленской архитектуры.
Древний Смоленск знаменит не только воинской доблестью, но и высоким уровнем культуры. Однако история донесла до нас ничтожно мало из всего созданного народом в давние времена. И ныне только путем глубоких научных исследований, археологических раскопок и научной реставрации архитектурных памятников можно приподнять завесу, скрывающую творения древних мастеров. В Смоленске, по предварительным исследованиям специалистов, еще в домонгольскую эпоху - начиная от княжения Владимира Мономаха - построено несколько десятков каменных храмов. Строительство первых каменных зданий в нашей лесной стране было прогрессивным явлением, ярким показателем богатства, культуры и искусства города.
До наших дней сохранились лишь небольшие остатки и фундаменты древних строений. И только три здания сохранились в значительной полноте - церковь Петра и Павла на Городянке (1146), Иоанна Богослова на Варяжской улице (1173) и Михаила Архангела - Свирская (Северская) - на Пристани (1190-е гг.).
Хотя городская жизнь Смоленска весьма слабо отражена в сохранившихся летописях, но все же в них отмечено, что смоленские князья, потомки Мономаха, «мудрые, рядные и храбрые», украшали город каменными зданиями. Из них особенно высокая оценка дана церкви Михаила Архангела.
Строитель ее князь Давид Храбрый («Буй Давид» из «Слова о полку Игореве») «украсил лучше всех церквей, так что нет подобной по всех полуночных (северных) странах, и многие иностранцы приходили для смотрения оной».
Между тем даже о внешнем виде этих сохранившихся сооружений мы до последнего времени почти ничего не знали, так как из-за перестроек, различных наслоений более позднего времени они совсем утратили свой первоначальный вид.
Впервые вопрос о научном исследовании и реставрации трех древнейших памятников смоленской архитектуры был поставлен в первые годы советской власти. И начальным итогом этого интереса к древнерусскому зодчеству является Петропавловский храм, почти полностью реставрированный к 1100-летию города, памятник, проживший 817 лет со времени создания.
Основные этапы сооружения и долгой жизни этого памятника таковы. Князь Ростислав Мстиславич, внук Мономаха, в 1146 г. построил за Днепром на реке Городянке храм Петра и Павла, где, по-видимому, был охотничий двор «Тетеревиные садки». К западу от храма был дворец князя, соединенный с ним деревянными переходами.
В 1632 г. к Петропавловскому храму пристроили с запада палаты униатского архиепископа Льва Кревзы. Затем, в 1675 г., после возвращения Смоленска Московскому государству, эти палаты были перестроены в придельный храм. Наконец в 1753 г., когда увеличилось население заднепровской части города, храм в пятый раз капитально перестроили. Над западной частью придела были надстроены третий этаж и массивная глава, видоизменены окна. Затем у древней восточной части здания до половины была сломлена глава и надстроена новая в стиле XVIII в., срублены полуколонны по фасадам, и весь комплекс объединен общей четырехскатной крышей. После этого никто уже не мог увидеть на фасадах здания признаков древней архитектуры. Характерные формы архитектуры XVII в. выдавали лишь шатровая колокольня и два крыльца.
Научными исследованиями, начатыми в 1923 г., был выявлен ряд дотоле неизвестных интересных особенностей памятника XII в.: полуколонны по фасадам, посводные крыши, перспективные порталы входов и декор фасадов, погребальные ниши, полы из темно-зеленых глазурованных плит и т. п. На хорах храма был небольшой придел, в который вела дверь с переходов, соединявших храм с дворцом. На стенах этого придела под побелкой были обнаружены фрески XII в. с оригинальной тематикой и большое количество графитти, то есть процарапанные надписи XII - XIII вв., среди которых и надпись самого князя-строителя.
В проемах обнаружены орнаментальные росписи ярких тонов. Эти новые открытия позволили установить неведомый в течение веков первоначальный образ памятника. Новые научные данные, полученные из детального исследования всех трех сохранившихся древнейших памятников города, позволили уже говорить не только о реальных сохранившихся в Смоленске ценностях XII в. - древней архитектуры и живописи, но и утверждать с полным основанием о наличии и особой смоленской школы искусства. Начальным моментом в развитии этой школы, когда уже можно усматривать в ней прогрессивные местные черты, является Петропавловский храм, а венчающим  -Свирский. Всего лишь за 50 лет смоленское зодчество сделало большой шаг вперед, решительно перейдя от византийских традиций к самостоятельным приемам и формам, базирующимся на народных основах. В связи с этими открытиями памятники Смоленска уже с 1930-х гг. были введены в научный обиход, в труды и учебники по истории русского искусства.
Научная реставрация древнейших памятников Смоленска долго откладывалась до лучших экономических возможностей. В апреле 1944 г. ученый совет Главного управления охраны памятников Комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР рассмотрел и утвердил разработанные проекты консервации и научной реставрации Петропавловского и Свирского храмов, и вскоре в них была проведена часть самых неотложных предохранительных работ.
Однако отсутствие в Смоленске своей научной реставрационной мастерской еще долго не давало возможности развернуть это дело в надлежащем масштабе. И лишь с 1960 г. мастерская начала осваивать трудоемкий и сложный процесс научной реставрации Петропавловского храма. Здесь нужна была и плинфа, то есть кирпич специального размера, и ряд других материалов, не применяемых в современном строительстве. Следовало подготовить квалифицированных специалистов. Основным научно-техническим мероприятием стало укрепление конструктивных основ памятника путем заведения в горизонтальные каналы, оставшиеся от первоначальных, сгнивших деревянных связей, новых железобетонных связей. Этот успешно осуществленный метод укрепления отныне должен на многие века сохранить памятник от распорных деформаций. Сильно обопревшие и совершенно рухнувшие места по фасадам памятника и срубленные полуколонны облицовывались новой плинфой. По следам и сохранившимся древним остаткам документально восстанавливались оконные проемы, дверные порталы и элементы оформления фасадов.
Надстройка XVIII в. на древней главе разобрана, а утраченная часть купола наращена по аналогии с близкими памятниками и в соответствии с принципами закономерности и пропорциональных отношений в древней архитектуре. В последнем случае реставрация ввела интересную особенность, свойственную только данному памятнику, - пояс по барабану главы из керамических плит в виде миниатюрных перспективных нишек (остатки их были найдены в древних окнах главы).
Одним из важнейших принципиальных вопросов реставрации было раскрытие западного фасада древнейшего памятника, полностью закрытого позднейшими пристройками, чтобы показать этот памятник в полном объеме. Ученый совет решил сделать разрыв между древнейшей и более поздней частями и, кроме того, уменьшить объем последней за счет разборки этажа, надстроенного в XVIII в., как менее ценного в историко-художественном отношении и пришедшего после пожара и обстрела в аварийное состояние.
Осуществление этой работы не только хорошо выявило в массах и объеме здание XII в., но и столь же благоприятным оказалось и для частей XVII в. с шатром, покрытым зеленой поливной черепицей, и с огромными живописными крыльцами смоленского типа на ползучих арках.
Нужно сказать, что эти работы, весьма большие по своему объему и особенно сложные и специфичные, были выполнены в исключительно короткий срок - за два с половиной строительных сезона. Остается только завершить работы внутри здания, сделать оконные переплеты и двери, настлать керамический пол и расчистить фресковые росписи. Предельно простые, лаконичные, полные величия и монументальности формы Петропавловского храма невольно напоминают о том, что Древняя Русь через Византию была наследницей античных традиций, что простота и гармония форм, заложенные в основу этой архитектуры, были удачно продолжены и талантливо переработаны нашими древними народными мастерами.
Реставрация этого памятника древней архитектуры Смоленска - один из примеров воплощения в жизнь принципов заботливого и бережного отношения к неповторимому наследию родной культуры. Подлинные памятники истории, свидетели труда и показатели творческого таланта народных мастеров, украшающие наши города, воспитывающие любовь к Родине, должны быть дороги нам и оберегаемы не только для настоящего, но и, главным образом, для будущего.
П. Д. Барановский. «Рабочий путь», №235, 1963 г.
Свидетель восьми вековБарановский Петр Дмитриевич (15.11.1892 - 12.07.1984 гг.) - выдающийся реставратор, отдавший свою жизнь возрождению памятников архитектуры. Барановский за свою долгую жизнь реставрировал около 80 памятников, исследовал и составил проекты на реставрацию еще более 70 памятников. В 20-е гг. организовал реставрацию Болдинского монастыря в Дорогобужском районе Смоленской области.
Исследованием памятников русской архитектуры Барановский начал заниматься в 1911 г. Тогда он по поручению Московского археологического общества произвел обмеры памятника XVI в. в Болдинском монастыре Смоленской губернии. С тех пор этот памятник находился в центре его внимания. В 1919 г. он исследовал и разработал проекты реставрации всего комплекса памятников Болдино, затем, в 1919 -1927 гг., занимался организацией здесь историко-художественного музея. Немецко-фашистские захватчики взорвали памятник, и Барановский после Великой Отечественной войны взялся за его возрождение, составил технорабочий проект консервации руин (1963 - 1964) и затем осуществил руководство работами по консервации и восстановлению памятника. Барановский внес большой вклад в сохранение многих других памятников архитектуры Смоленщины. Еще до Великой Отечественной войны он произвел обмеры и составил проекты реставрации собора Ивановского монастыря в Вязьме, церквей Петра и Павла, Иоанна Богослова и Архангела Михаила в Смоленске. Он был экспертом Чрезвычайной государственной комиссии по определению ущерба, нанесенного немецко-фашистскими захватчиками Смоленской области (1943), участвовал в решении вопросов сохранения памятников архитектуры в древних русских городах Смоленске и Вязьме, в организации консервационных и реставрационных работ на Смоленской крепостной стене. Начатые до войны работы на памятниках Смоленска и Вязьмы были продолжены в 50 и 60-х гг.: по проекту и под надзором Барановского восстановлены церкви XII в. в Смоленске - Петра и Павла, Иоанна Богослова, Архангела Михаила. Он провел изыскания по подготовке и реставрации Одигитриевской церкви в Вязьме.
Подготовил Дмитрий Тихонов.
Оценить новость
Рейтинг 0 из 5 (0 оценок)


Загрузка комментариев...
Читайте также
В Смоленске чествуют Героев Отечества
19 минут назад
31
Сегодня в нашей стране отмечается День Героев Отечества. Губ...
Сотни миллионов из бюджета Смоленской области выделят на спорт
38 минут назад
114
30 ноября на сессии областной Думы был принят в первом чтени...
Смоленск вошел в число лидеров рейтинга прозрачности закупок
43 минуты назад
43
7 декабря в Торгово-промышленной палате России состоялась 10...
В Смоленской физакадемии прошла межвузовская Олимпиада по педагогике
54 минуты назад
45
Олимпиада, призванная развивать творческий потенциал студент...

Опрос

Новогодние желания, которые вы загадывали в прошлом году, исполнились?


   Ответили: 154