В.Н.Халецкий: Выборы мэра Смоленска - работа над ошибками

Политика
Владислав ХалецкийСо дня голосования на выборах мэра Смоленска, результат которых удивил не только нас, жителей Смоленска, но и всю страну, прошло уже три недели. Это достаточный срок, чтобы оглянуться назад, подумать над причинами и логикой происшедших событий.
Для меня эти выборы завершили шестилетний этап жизни, в течение которого я возглавлял городскую власть. Конечно же, для меня была очень важна та оценка, которую смоляне дали моей работе. Полученный результат, шесть процентов доверия, оказался для меня тяжелой и неприятной неожиданностью. Как же так получилось? Почему жители Смоленска так низко оценили итоги нашей шестилетней работы? Неужели негатив, выброшенный в ходе информационной войны, которая велась против городской власти последние три года, перевесил наши очевидные успехи и достижения?
Признаюсь, у меня нет ответа на эти вопросы. Любой специалист в области управления, оказавшись на моем месте в 2003 году, делал бы примерно то же самое. Не было в начале моей работы на посту смоленского мэра более важной задачи, чем ликвидация долгов города. Мы взялись за эту работу и с ней справились. Другой вопрос, что в 2003 году в городе оставляли 35 процентов собранных в нем налогов, а в 2008-м - только 18; если пять-шесть лет назад из собранных четырех с лишним миллиардов рублей в городской бюджет шло полтора, то в прошлом году, собрав более десяти миллиардов налогов, мы получили менее двух. Остальное забирали в федеральный и областной бюджеты. Понятно, что при таком подходе на все «хотелки» денег хватить не может. Но даже в этих условиях нам удалось добиться реальных и, казалось бы, неоспоримых успехов.
Казалось бы, неоспоримых…
Но избиратели, как показали выборы, не оценили нашей работы и наших достижений. Видимо, одной из моих ошибок на посту мэра города было нежелание отвечать на нападки и тратить время на пропаганду наших достижений.
Что ж, глупо спорить с реальностью, нужно усвоить этот тяжелый урок и подумать о том, как жить и что делать дальше.
Вместе с тем, признавая свою долю ответственности за результат прошедших выборов, я не могу принять ее на себя полностью. Вотум недоверия получила не только городская власть, но и «Единая Россия», партия власти.  Действия в ходе выборной кампании, направленные на дискредитацию и политическое уничтожение конкурентов, вызвали беспрецедентный рост протестных настроений, которые вынесли наверх непрогнозируемого кандидата. Боюсь, что нам еще очень долго придется пожинать плоды этого безответственного эксперимента.
Прошлой осенью, когда инициаторы выдвижения Разуваева пришли ко мне с предложением уступить ему дорогу, я им сказал, что у него нет шансов на победу. Дело не во мне и не в моих амбициях. Я никогда не держался за власть и без лишних вопросов уступил бы свое место тому, кто лучше меня справлялся бы с обязанностями главы города. Но зачем же выдвигать человека, деловые и моральные качества которого многим известны очень хорошо?
- Почему вы считаете, - говорил я им тогда, - что сможете обмануть людей и заставить их проголосовать за абсолютно непригодного человека? Смоленск - небольшой город, и здесь каждый виден как на ладони. Плакатами и телевизионными роликами победы у нас добиться невозможно.
В итоге так и получилось, но тогда моих аргументов не услышали. Понятно почему - выдвижение Разуваева, по сути, было ультиматумом, предъявленным мне Виктором Масловым, бывшим губернатором Смоленщины. Это было требование капитуляции в затяжной политической и информационной войне, начатой им против меня три года назад ради получения контроля над бюджетом и собственностью Смоленска. Мог ли я согласиться, принять те предложения, которые мне тогда делались относительно моей будущей карьеры, и уйти в Совет Федерации или заместителем в областную администрацию? Нет, конечно же, нет. Это был бы позорный, бесчестный поступок. Отдать город на разграбление я не мог. Конечно же, я отдавал себе отчет в том, что мои шансы невелики - очень уж много сил и средств было брошено на дискредитацию работы городской власти. Но я просто должен был попытаться отстоять город. Отчасти это получилось.
Вместе с тем итоги выборов шокировали всех. Своего скептического отношения к Эдуарду Качановскому я никогда не скрывал. Но люди способны меняться, и мне очень хотелось бы, чтобы Эдуард Качановский успешно справился с новой для себя ответственной ролью - главы города.
Сегодня многие выступают за отмену результатов выборов. Хотя правовые основания для этого и существуют, я против.
Нам не нужны новые выборы. Город устал от них. Сейчас, в кризис, многим приходится очень непросто, люди теряют работу, падают доходы, цены растут. Отмена выборов разозлит людей, и на новых выборах мы можем получить еще больший рост протестных настроений. В ситуации, когда в местной политической элите нет ни одного человека, пользующегося сколько-нибудь значительным доверием избирателей, а прошедшие выборы показали это очень ясно, новая избирательная кампания может пойти только по деструктивному сценарию, с очередными ушатами грязи и компромата. Нужно ли это нашему городу, особенно сейчас, в период кризиса? Думаю, что нет, не нужно.
Моя позиция заключается в том, что Э.А.Качановскому необходимо дать шанс проявить себя в новом качестве. Сам я готов оказать ему необходимую помощь советом, если, конечно же, она ему понадобится.
На что новому мэру сегодня стоит обратить внимание в первую очередь?
Во-первых, команда. Сегодня город стоит перед необходимостью сокращения бюджета как минимум на 30 процентов.
В этих условиях нельзя расформировывать сложившуюся
команду. Если кадровая чехарда, неизбежная при массовой замене руководителей направлений, наложится на сокращение расходов городского бюджета, может произойти потеря управляемости. Кадровую политику необходимо вести, руководствуясь критериями профессиональной пригодности, а не личной политической преданности. Это не отменяет необходимости сокращения административного аппарата на те же 30 - 40 процентов. Сокращать аппарат нужно, но ключевых специалистов необходимо оставить.
Во-вторых, нужно очень четко осознать - в условиях кризиса на все денег в бюджете не хватит. Размазывание имеющихся в наличии средств тонким слоем по всем направлениям, их равномерное недофинансирование бессмысленно и в перспективе может привести к крайне негативным последствиям. Необходимо выделить приоритеты и жестко их отстаивать. Сегодня самое главное - это выплата зарплат бюджетникам и сохранение городских инженерных сетей. Расходы, не относящиеся к приоритетам первой или второй очереди, необходимо отложить на послекризисный период. Сейчас самое главное не обманывать людей, не заниматься показухой, не заботиться о собственном рейтинге. Нужно предельно внятно объяснить горожанам, что в ближайшие несколько лет не будет масштабных проектов по развитию и благоустройству города. На это нет денег. «Хорошо» в этот период не будет, но в наших силах сделать так, чтобы не было «ужасно».
В-третьих. В условиях кризиса необходимо повысить качество управления городской собственностью. По грубым оценкам, ее рыночная стоимость сегодня составляет не менее двадцати миллиардов рублей. После кризиса стоимость вырастет в разы, и очень важно не разбазарить этот ресурс в тяжелый период. Оптимальной формой управления городской собственностью на ближайший период является ее использование в качестве залога для привлечения  кредитов. В условиях прогнозируемой высокой инфляции реальная ставка кредита будет невысокой, если не отрицательной. Привлеченные деньги позволят пройти кризис с наименьшими потерями.
В-четвертых. Сегодня существует серьезный риск, что в условиях прогнозируемого в ближайшие сроки кризиса неплатежей финансовое состояние муниципальных предприятий резко ухудшится и многие окажутся под угрозой банкротства. Нужно быть готовым к тому, что механизмы банкротства будут использованы для внешнего захвата, контроля над муниципальными предприятиями и недобросовестного перераспределения городской собственности.
В-пятых. Сегодня нельзя допустить серьезного роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги. В условиях кризиса это чревато только ростом социальной напряженности и неплатежей со стороны населения и предприятий.  К увеличению объема финансирования ЖКХ это не приведет, люди просто перестанут платить.
В-шестых. Необходимо усилить работу по участию Смоленска в федеральных программах. Это требует координации работы по отраслевым направлениям с областной администрацией и серьезного улучшения качества подготовки заявочных документов для претендующих на федеральную поддержку городских программ.
Сможет ли Эдуард Качановский справиться с этими и множеством других задач? Хотелось бы надеяться.
Очень важно, чтобы все мы извлекли необходимые уроки из происшедшего. Дай бог, чтобы с этим удалось справиться хотя бы к предстоящим в будущем году выборам в городской Совет.
Первого марта жители Смоленска всем нам недвусмысленно показали, что они хотят обновления, свежих лиц и новых подходов к управлению городом. Возможно, сейчас самая главная задача - это поиск и подготовка кадрового резерва для такого обновления. Если мы не сможем квалифицированно ответить на этот запрос, то нас захлестнет волна безответственной демагогии и популизма.
Будем работать.







Загрузка комментариев...
Читайте также
сегодня, 20:56
В  Москве губернатор встретился с президентом Российского...
44 минуты назад
Завтра, 27 апреля, в рамках нацпроекта  «Жилье и городская...
сегодня, 18:40
сегодня, 19:15
В областном центре установили и проверили новую систему оповещения,...
Новости партнеров