Понедельник, 21 мая 2018 года

Погода 7..9 С о

Играть по-русски!

Культура 10:50, 22 октября 2014
Играть по-русски!

18 октября в Смоленске стартовал I Международный фестиваль народных оркестров имени В.П. Дубровского. На сцене драмтеатра выступили блестящие коллективы - «народники» России и Белоруссии – оркестр народных инструментов имени Л. Л. Иванова Могилевской областной филармонии Республики Беларусь, Государственный оркестр русских народных инструментов «Метелица» из Санкт-Петербурга и, конечно же, СРНО им. В.П. Дубровского.

Рождественский Смоленск заметил и благословил

Зарождение в Смоленске нового «центра конденсации» творческой энергии российских и зарубежных музыкантов приветствует народный артист СССР Геннадий Рождественский.
«Новорожденный фестиваль носит имя великого скрипача и симфонического дирижера, который значительную часть своей жизни отдал созданию русского народного оркестра и объединил народное искусство и классику, - говорит один из крупнейших дирижеров XX века, пианист и композитор Геннадий Рождественский. - Надеюсь, что этот проект станет ярким событием в культурной жизни России и будет проходить ежегодно. В добрый путь!».
Виктор Дубровский любил открывать концертную программу с увертюры к опере «Руслан и Людмила» Михаила Глинки. И на сей раз традиция не была нарушена – публику до предела наэлектризовала поэзия русской музыки в залихватской интерпретации «народников», а на лирический лад слушателей настроил романс Глинки «Я помню чудное мгновенье…», прозвучавший в исполнении заслуженной артистки России Галины Широковой.

«На классику замахнулись? Ну-ну…»

Маэстро не раз приходилось выслушивать критику в свой адрес за исполнение классической музыки на гуслях, балалайках и домрах.
«Я не собираюсь симфонизировать музыку народного оркестра, но классику можно и нужно играть на русских народных инструментах, - парировал выпады матерых музыковедов Дубровский. - Я решусь на этот эксперимент и докажу, на что способен русский оркестр, который обладает огромными возможностями, и они еще не все изучены».
Сегодня в исполнении СРНО им. В.П. Дубровского звучат композиции Мусоргского, Рахманинова, Стравинского, Щедрина. Интерпретации классических произведений, исполненные на народных инструментах, подкупают высокой художественной ценностью и семантической образностью. Не случайно в программу фестиваля включили финал концерта для скрипки с оркестром П.И. Чайковского - филигранное озорство Александра Баудера и виртуозная дирижерская техника Артема Белова сорвали бешеные аплодисменты зрителей! Смоляне на стулья, как бывало при Викторе Павловиче, не вскакивали, но ладони отбили – уж точно.
В память о друге и наставнике участники фестиваля исполнили любимое произведение Маэстро – «Вальс» Яна Сибелиуса.
На международный уровень фестиваль поднял специальный гость - оркестр народных инструментов имени Л. Л. Иванова Могилевской областной филармонии, удостоенный в 2011 году специальной премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение». Участие в фестивале белорусского коллектива под управлением Николая Алданова неслучайно – Минск всегда занимал особое место в судьбе Виктора Павловича. Дубровский закончил с отличием Московскую консерваторию по классу скрипки и симфонического дирижирования и уехал в Минск, где в 1956 году возглавил Симфонический оркестр Белорусской государственной филармонии.
«В работе с классикой необходим тактичный подход, - не раз повторял Виктор Дубровский. - Музыкант должен обладать исключительно тонким художественным чутьем, чтобы безошибочно переложить партитуру классического произведения, учитывая все без исключения возможности звучания инструментов русского оркестра».
Всеми этими качествами обладает еще один гость фестиваля - камерный оркестр «народников» из Санкт-Петербурга «Метелица» под управлением заслуженного артиста России Игоря Тонина, который по праву называют оркестром солистов.

Оркестр родился… на стройке

Символично, но творческая карьера на Смоленщине началась у Виктора Павловича Дубровского 27 лет назад именно на сцене смоленского драмтеатра, когда 2 марта 1987 года здесь с концертом выступил оркестр русских народных инструментов дворца культуры Смоленской АЭС. Дирижерскую палочку в тот вечер держал в руке Виктор Дубровский – музыкант, возглавлявший государственный русский народный оркестр имени Николая Осипова на протяжении 15 лет. На Смоленщину Маэстро занесло… несчастье – он по неосторожности сбил человека.
Вся система строительства десногорской АЭС была ориентирована на труд на износ. Грохот. Ругань. Бетон. Арматура… И среди будничного торжества человекоавтоматизации, как мираж, - Маэстро. Музыкант с нервными, узловатыми пальцами Паганини, который с изумлением вслушивался в созидательную симфонию труда и с огромным усилием расшифровывал такую сложную для человека искусства партитуру.
«Разве душу можно забетонировать? Я играть хотел, руки чесались от вынужденного простоя», - признавался Виктор Дубровский, вспоминая о страшном периоде своей жизни, о котором любой творческий человек предпочел бы забыть.
«Просматривая списки «неосторожников», прибывших на строительство Смоленской АЭС, я обратил внимание на то, что в их составе присутствуют фамилии людей, имевших в свое время вес в обществе – заслуженных мастеров спорта, докторов наук. И среди них – имя В.П. Дубровского, народного артиста РСФСР, заслуженного артиста БССР, – в интервью в 1996 году президент Финансово-Промышленно-Строительной корпорации «Щит» Борис Рева. - Попросил пригласить его к себе, так и познакомился с великим человеком, оставившим неизгладимый след в моей жизни».
Благодаря протекции возглавлявшего стройку Бориса Ревы, Дубровскому пошли навстречу и создали благодатные для творчества условия. И он в кратчайшие сроки собрал оркестр из строителей, воинов, заключенных. Оркестр играл в любое время, собирая огромную аудиторию на строительных площадках!
«Виктор Дубровский достоин самых высоких почестей как гражданин, который в тяжелейшие минуты своей жизни смог остаться человеком и не перемолоть личностное «я» в жерновах каторжного труда», - так отзывался о Маэстро Борис Рева.
Случайно охромевшая судьба дирижера выправилась. После отбывания исправительных работ на строительстве САЭС он, заложив очаг культуры в Десногорске, переехал в Смоленск.
«Мысль о том, чтобы создать в Смоленске русский народный оркестр давно витала в воздухе, не было человека, который мог все это осуществить, - вспоминала вдова Виктора Павловича Ирина Бартош-Дубровская. - Собрать достойный оркестр оказалось делом нелегким: профессиональный уровень музыкантов, подавших заявки, был средним – преподаватели музучилища, музыкальных школ города и области, студенты. Виктор Павлович сумел совершить чудо - «проба пера» оркестра состоялась 5 ноября 1988 года. Вчерашние дилетанты играли сложнейшие произведения русской классики! В ноябре 1989 года русский народный оркестр под управлением Дубровского да два концерта в московском Колонном зале Дома Союзов. И Москва онемела - никто не верил, что за столь кратчайший срок можно создать оркестр мирового уровня, достойный сыграть в Нью-йоркском Карнеги-холле».
…В Москве и Минске так и не смогли понять до конца, что побудило Дубровского остаться в Смоленске. Он просто не смог покинуть древний город, который спас его душу, и бросить своих «желторотых детей» - музыкантов. Из них многие после смерти Виктора Павловича пополнили лучшие коллективы России и дальнего зарубежья…
В году 365 дней. У Дубровского бывали такие годы, когда приходилось проводить по 280-290 концертов. Маэстро сгорел, не выдержав перегрузок, но дело всей его жизни продолжается. И лучшее тому подтверждение – фестиваль народных оркестров имени В.П. Дубровского. Светлое пламя искусства, вспыхнувшее в Смоленске в год Культуры.
Организаторы «музыкального пиршества» - руководство администрации региона, департамента Смоленской области по культуре и туризму и областной филармонии - считают, что «новый проект возвысит Смоленск в ряду музыкальных столиц мира».
Фестиваль для оркестров – весомый повод поделиться репертуаром друг с другом, показать свой уровень мастерства и удивить зрителей глубинки, где игру оркестрантов оценивают не с точки зрения профессионального критика, но искренним сердцем русского человека.


Автор: Анастасия Петракова


Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
Смоляне "заночевали" в музее
вчера, 21:14
В ночь с субботы на воскресенье двери смоленских музеев были...
21 мая в Смоленской области потеплеет
вчера, 16:58
В понедельник, 21 мая, на территории Смоленска и области буд...
В Смоленске показали уникальный снегоболотоход Шерп
вчера, 09:53
Команда разработчиков из Санкт-Петербурга привезла свою маши...
Смоленский волейболист Антон Карпухов дебютировал в сборной России
вчера, 11:00
Антон Карпухов, воспитанник смоленской СДЮСШОР №7 и лично Ал...