Четверг, 18 января 2018 года

Погода -4..-6 С о

Настоящая гжель - желто-зеленая!

Культура 10:56, 27 августа 2014

Наверное, мне очень повезло с воспитателями в детском саду. Помимо чтения по слогам «Колобка», лепки грибочков из пластилина и счета до десяти на палочках, они учили нас... техникам традиционной русской росписи. Уже в шесть лет я знала, что есть городецкая роспись (яркие красно-сине-желто-зеленые бутоны роз на красном фоне), хохлома (красно-золотые цветы на черном) и, конечно, гжель (синие узоры на белом фоне). И лишь спустя 20 лет мне открылась истина: гжель-то ненастоящая! О том, какой она была в древности, корреспонденту «РП» поведала главный хранитель Смоленского музея-заповедника Антонина ПОЛУЛЯХ.


Коллекция фарфора, собранная в фондах музея-заповедника, исключительна. И вовсе не потому, что она сплошь состоит из бесценных китайских ваз династии Мин. В нее входят отдельные уникальные предметы, каждым из которых мечтал бы владеть любой музей. Один из них - кумган (высокий кувшин с узким горлышком, носиком, ручкой и крышкой), расписанный в технике настоящей русской гжели. В XVIII веке декор керамики из Гжели мастера выполняли преимущественно в зелено-желтой цветовой грамме, коричневой краской выделяли очертания рисунков. Синевы гжельских предметов из фаянса, которые мы видим сегодня в сувенирных лавках, не было и в помине.
Как она появилась и почему исконно русская традиция росписи ушла в прошлое? Не поверите, это было продиктовано... рыночными отношениями. 

Настоящая гжель - желто-зеленая!


- Когда гжельские мастера попытались продать свою керамику за приличную цену, то поняли: иностранный, а именно делфтский, фарфор стоит дороже. Это и навело их на мысль о копировании зарубежного способа росписи посуды, - рассказывает Антонина Ивановна. - Кстати, самим европейцам «заимствования» тоже не были чужды. Они охотно подражали китайцам. На фарфоровой утвари из Германии и Франции нередко можно увидеть восточные сюжеты. Вот так в погоне за прибылью мы и утратили исконно русскую гжель. Сейчас ее можно найти только в музеях.
Изменилось не только цветовое оформление, но и сюжеты. Это сейчас сувенирные тарелки и вазы расписывают в основном цветами и жар-птицами, а раньше мотивы рисунков были приближены к жизни. Как правило, кумганы украшали скульптурой. На одной стороне хранящегося в запасниках музея- заповедника кувшина вылеплена композиция «Школа». У основания горлышка мы видим сидящих на лугу ребенка с тетрадями и учителя с книгой, на которой даже можно разобрать буквы. А на другой стороне сосуда - два всадника. К сожалению, один из них без головы. История этой «ампутации» печальна. 

Настоящая гжель - желто-зеленая!

- Во время Великой Отечественной войны многие экспонаты нашего музея не успели эвакуировать. Среди прочего - большую часть коллекции фарфора, которая осталась в Смоленске. Конечно, оккупанты проявили к ней большой интерес: вместе с живописью и другими про изведениями искусства эти экспонаты упаковали и вывезли на Запад. Правда, до Германии ценнейший груз не доехал - перекочевал в Польшу. И когда советские войска освобождали эту страну, то обнаружили ящики с маркировкой «Смоленск» и отправили коллекцию на родину, - продолжает главный хранитель. - Увы, фарфор был разбит. За долгие послевоенные годы золотые руки реставраторов сотворили чудо: все черепки снова склеили. Но вернемся к нашему кумгану и обезглавленному Великой Отечественной войной фарфоровому всаднику. Реставратор сумела бы восстановить потерянную часть тела, но она не могла этого сделать. Дело в том, что фотографии сосуда не сохранились, а на предположения и догадки у реставраторов нет права: мало ли как именно эта голова была приделана к туловищу всадника. Несмотря на это, кумган из запасников Смоленского музея-заповедника - бесценный и очень редкий экспонат.
СПРАВКА РП
Делфтский фарфор - популярный сувенир и один из символов города Делфт (Нидерланды). Его особенность - в многократном нанесении на предмет прозрачной свинцовой глазури и заключительном обжиге при низких температурах, что делало изделие похожим на фаянс. Основной продукцией были изразцы для облицовки стен и кафельных печей, столовая и декоративная посуда. Делфтские мастера имитировали декор популярного в Европе сине-белого китайского фарфора. Помимо восточных рисунков, мастера украшали свои изделия традиционными голландскими пейзажами, библейскими сюжетами и цветочными композициями.


Загрузка комментариев...
Читайте также
В Смоленской области «Калина» попала в жесткую аварию
вчера, 23:25
Дорожный инцидент случился вечером 17 января в Кардымовском ...
Какой штраф грозит смолянам, которые отказываются принимать новые купюры
вчера, 23:30
Роспотребнадзор напомнил продавцам о штрафах за отказ приним...
Смолянка "при должности" пыталась совратить белорусского стриптизера
вчера, 21:58
Об этом стриптизер с десятилетним стажем Дмитрий рассказал l...
В Смоленской области открылся избирательный штаб Владимира Путина
вчера, 18:15
В Смоленской области открылся избирательный штаб кандидата в...
  1. Если бы вы на улице увидели валяющийся кошелек, то чтобы сделали?
    1. Не стал (а) бы вообще его поднимать, это может быть опасно. - 1 (100%)
       
    2. Попытался (ась) бы найти его владельца, чтобы вернуть. - 0 (0%)
       
    3. Взял бы все себе, денег не хватает. Как говорится: что упало, то пропало. - 0 (0%)