Четверг, 18 января 2018 года

Погода -4..-6 С о

Шокирующий Гоголь в Смоленске

Культура 15:19, 23 декабря 2008
Черная сцена, тревожный желтый свет. Стриженая девчонка, громыхающая убогой кухонной утварью. Стонет, чертыхается, бранится...   Рвется струна, и со странным набором предметов на сцене Смоленского камерного театра начинают происходить удивительные метаморфозы.
Практически пустое, безыскусно обставленное сценическое пространство оживает и превращается в невероятно пластичный мир, живущий по своим законам. В шокирующий мир Поприщева (Николая Парасича), поначалу похожий на бессмысленную мозаику, которая никак не желает сложиться в понятный и простой рисунок. 
На сцене царит полная фантасмагория: зритель теряется и уже на 25 минуте спектакля перестает понимать, что же происходит на самом деле, а что – всего лишь воображаемая картинка  в калейдоскопе воспаленного сознания титулярного советника Поприщева. Чиновника,  утонувшего в мире своих фантазий, непомерных амбиций и доведенного до абсурда честолюбия. Его помутившийся разум кипит, превращая уличную девку (Анастасию Королькову) в забавную собачонку, а преуспевающего, изящно одетого чиновника (Ирину Лащенкову) – в зловещего Черного человека, свое недостижимое и непостижимое  «альтер эго».
Важнейшую роль в «сборе паззлов» постановки играет музыкальное сопровождение Влада Макарова. Музыка – как обнаженный нерв в ноющем зубе, сверлит мозг, она не дает расслабиться! Прогорклые «полутона» навязчивого мотивчика  условных улиц Петербурга взрываются злыми воплями виолончели. Эти зловещие диссонансы, хочешь того, или нет, наполняют душу тревогой и заставляют всматриваться в глаза актеров, мечущихся на сцене в болезненном танце. Танце исступленных безумцев, изломанных действительностью. Картонных фигурок, то ли существующих в реальности, то ли возникающих из тьмы декораций, пропахших кислыми щами...
Пространство сцены трансформируется то в убогое жилище титулярного советника, то в мрачный и запутанный лабиринт питерских улиц, где под ногами грязь и грязно в душах. То – в сумасшедший дом, где герой Гоголя наконец-то обретает свободу, заплатив за скромный глоточек воздуха дорогую цену – полное безумие. Зато... здесь можно «путешествовать» в ванной, смущая зрителя обнаженной наготой страстей человеческих. И наконец-то ощущать себя ЧЕЛОВЕКОМ, а не пешкой  на сцене безликого и жестокого Санкт-Петербурга, утонувшего в капустных листах и обрывках газет.
Однако сумасшествие несчастного Аксентия Поприщева не есть финал спектакля. Финал  у гротескных «Записок» в Камерном неожиданный, вполне в духе бессмертного Николая Васильевича – большого любителя мучительных  кроссвордов и ребусов. Какой? Узнаете, если хватит сил продраться сквозь постановочные дебри режиссера Юрия Мельницкого, с любовью и азартом соревнующегося с Гоголем в мастерстве загадывать загадки. И тогда вы поймете и в полной мере прочувствуете, над чем надрывно плачет Шнитке под металлический перестук колес Судьбы...        
Музыка подчеркивает эмоциональный накал страстей, расставляет акценты, обогащает партитуру художественных средств, используемых Николаем Парасичем и Татьяной Михальченко, так трогательно и нежно сыгравшую влюбленную в Поприщева  кухарку Марфу. Эх, если б  маленький человечек Гоголя не гнался за миражами да не пытался добиться взаимности от дочери своего начальника, изнывая под гнетом унизительных социальных баррикад, глядишь, и был бы счастлив... Счастьем маленького человека. Тогда бы и тощую грудь Марфы перестал бы сотрясать этот ужасный надрывный кашель, неизменный спутник нищеты. Счастье и чахотку вылечит! Напрасно Марфа пытается нащупать в пустоте сцены свое счастье, нет его. Есть... безумные мечты иметь весь мир в кармане, что само по себе абсурдно, когда в кармане дыра. А вместо почета и уважения – пинки под зад.
«Записки сумасшедшего» - вещь вообще очень интересная. Она заставляет актера играть на грани душевных сил, требуя колоссальной нагрузки в лепке образа нищего духом Поприщева. Тут сфальшивить никак нельзя, пустишь петуха – и вся игра насмарку, и оскал страдания превратится в фальшивую фарфоровую улыбку самодовольного паяца... А ведь не фальшивят! Живут на сцене на пределе сил, пусть где-то и слабеньких, провинциально надрывных.
И это – прекрасно! Жаль только, что смоленский зритель, привыкший к «пышному декору», кринолинам и понятной простоте, не пойдет смотреть такую «странную» во всех отношениях  постановку. А я, ей-богу, полюбила Камерный только потому, что у них теперь есть импровизация на тему Гоголя «Записки сумасшедшего». Гротескная фантасмагория и фантасмагоричный  гротеск на сцене...


Загрузка комментариев...
Читайте также
В Смоленской области «Калина» попала в жесткую аварию
вчера, 23:25
Дорожный инцидент случился вечером 17 января в Кардымовском ...
Какой штраф грозит смолянам, которые отказываются принимать новые купюры
вчера, 23:30
Роспотребнадзор напомнил продавцам о штрафах за отказ приним...
Смолянка "при должности" пыталась совратить белорусского стриптизера
вчера, 21:58
Об этом стриптизер с десятилетним стажем Дмитрий рассказал l...
В Смоленской области открылся избирательный штаб Владимира Путина
вчера, 18:15
В Смоленской области открылся избирательный штаб кандидата в...
  1. Если бы вы на улице увидели валяющийся кошелек, то чтобы сделали?
    1. Не стал (а) бы вообще его поднимать, это может быть опасно. - 1 (100%)
       
    2. Попытался (ась) бы найти его владельца, чтобы вернуть. - 0 (0%)
       
    3. Взял бы все себе, денег не хватает. Как говорится: что упало, то пропало. - 0 (0%)