Василий Горбатенков. Черно-белая летопись жизни

Общество

На фасаде редакции «РП» есть памятная доска: «Они погибли, защищая Родину. Журналисты «Рабочего пути» Евгений Приклонский, Василий Смирнов, Захар Ковалев. Журналист «Смены» Василий Горбатенков». В канун Дня Победы мы захотели рассказать читателям о судьбах тех, чьи имена увековечены на мемориальной табличке.

Ответсек Евгений Приклонский и завотделом пропаганды «Рабочего пути» Василий Смирнов ушли на фронт и пропали без вести. Судьба селькора Захара Ковалева также неизвестна. Другое дело журналист Василий Горбатенков - очевидец варварской бомбежки Смоленска, когда в течение трех дней - 24, 26 и 29 июня 1941 года - на город упало свыше двух тысяч фугасов и зажигательных бомб.

Василий Горбатенков с горечью напишет в своем дневнике: «О, будь они трижды прокляты, фашистские звери! Что сделали они с древним русским городом! Сожгли и разрушили... Красноармейская слобода - кладбище труб и развалин. Пролетарская, Почтамтская, Университетская - где они, красивые улицы центра? Вниз к Днепру сползают обгоревшие столбы и трубы».

Как оказалось, книга жизни поэта и литературного критика Василия Горбатенкова четко делилась на черное и белое…

Белое. «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо…»

Свыше тысячи писателей и поэтов ушли на фронт, 275 из них не вернулись обратно. 500 литераторов были награждены орденами и медалями, десять - стали Героями Советского Союза. В составе батальона аэродромного обслуживания воентехником 2-го ранга 46-го скоростного бомбардировочного полка служил смолянин, автор книги «Горький в Смоленске» Василий Горбатенков.

После окончания Смоленского педагогического института он преподавал русский язык и литературу в десятых классах, был заместителем редактора газеты «Большевистский молодняк». Герой Светского Союза Василий Иванович Кононенко вспоминал: «Он очень быстро подружился с нашим экипажем, часто беседовал с нами, интересовался деталями боевых полетов. Очень переживал, что не мог лично с оружием в руках уничтожать фашистов. Тогда же у него возникла мысль изучить штурманское дело, чтобы непосредственно участвовать в полетах. Помог утвердиться в правильности своего решения Григорий Кириллович Дубинин - тогда комиссар 2-й эскадрильи полка. С ним Василий Ефимович поднялся в воздух».

Штурмана экипажа истребителя Горбатенкова подбили под Смоленском, рядом с Катынью, где он родился. В этот день ему исполнилось 32 года. Строки его стихотворения «В полку нашем был один славный товарищ» стали пророческими.

«…Закончился бой. Подсчитали убитых. И долго стояли над прахом певца, Как будто читали в навеки закрытых глазах недопетую песнь до конца».

«Василий Горбатенков! Чем он заслужил бессмертие в полку, в котором выросло тринадцать Героев Советского Союза? - пишет в очерках о войне под общим названием «Голубые дороги» летописец советской авиации Виктор Митрошенков. - Впервые я увидел эту фамилию, когда готовил к печати дневник комиссара 10-го отдельного Краснознаменного ордена Суворова III степени Московского – Кенигсбергского разведывательного авиационного полка Григория Дубинина. Уже тогда Василий Ефимович Горбатенков заинтересовал меня как человек незаурядный. Я стал разыскивать его друзей, знакомых, однополчан. Удалось найти его дневник, который он вел с первого дня войны. Наверху дневника была надпись: «На память Софье Павловне и дочуркам Галинке и Ниночке».

«Я хорошо помню Горбатенкова, - писал мне из Смоленска М. Н. Гуревич. - Мы вместе учились в Смоленском пединституте на факультете русского языка и литературы. Василий Горбатенков обучался курсом старше. Его всегда отличали принципиальность в суждениях и полемический задор. В жизни мне не раз приходилось встречаться с Горбатенковым, принимать от него должность редактора многотиражки. Мы вместе работали в комсомольской газете «Большевистский молодняк» (позднее – областная общественно-политическая газета «Смена»). Талантливый человек!»

Федор Царев, в недавнем прошлом главный редактор журнала «Советский воин», рассказывал:

- Была у Василия высветленная душа, обладал он большой одержимостью, преогромной одухотворенностью. Увлекающийся, порывистый, талантливый, честный, работоспособный. Всеми любимый, он был кумиром для юношей, божеством для девушек. В 1941 году по инициативе Горбатенкова вышла книга «Горький в Смоленске». Он составил эту книгу и написал большую вступительную статью к ней, рассказывающую о пребывании А. М. Горького в Смоленске в 1899 году. Статья написана живо, увлекательно, с привлечением большого документально-архивного материала. В 1947 году книга была переиздана. На обороте титульного листа с левой стороны есть слова: «Составитель настоящего сборника В. Е. Горбатенков геройски погиб в Великую Отечественную войну 1941 - 1945 гг.».

На дискуссии, организованной Смоленским отделением Союза писателей в феврале 1941 года, Горбатенков высказывался по-боевому: «Писательство - это профессия, в которой заключено все: мысль и чувство, кровь и сердце. Мы подчиняем свой труд общегосударственному делу, и оценивать его должны с точки зрения государственной. Критика - дело трудное. Тут требуется трезвый подход, без «перегибания палки» и назойливого навязывания своих ошибочных суждений другим».

Василий Горбатенков дал отпор тем, кто нападал на пейзажные стихи Николая Рыленкова, считая их несовременными и ненужными. Возражая тем, кто выступил против его стихотворений «Пробуждение» и «Смена пейзажа», Горбатенков сказал: «Не претендую на мастерство, мало еще сделал полезного для литературы, все еще учусь, но, когда говорят неправду, молчать не могу».

В 1940 году в Смоленске был издан поэтический сборник Василия Горбатенкова «Мужество». В нем - тридцать стихотворений, различных по форме, темам, поэтическим интонациям. Но все они пронизаны единым идейным пафосом, характерным для жизни страны в предвоенные годы. События Гражданской войны, строительство новых городов, шахт, заводов, рекордные полеты советских летчиков, массовое увлечение авиацией и парашютным спортом, международная напряженность, связанная с начавшейся фашистской агрессией, на все это чутко откликается поэт».

В 1973 году журнал «Октябрь» опубликует стихи Василия: «В полку нашем был один славный товарищ», «Тебе, любимая», «Мужество», «Пробуждение», «Дом», «Шинель».

Черное. Литературный палач

«Немилосердны по отношению к А. Т. Твардовскому в 1930-е годы были его смоленские собратья по перу - И. Кац, Н. Рыленков, К. Долгоненков. Но особым рвением отличался погибший в 1943 году Василий Горбатенков, который навешал на А. Т. Твардовского ярлык «кулацкий подголосок», - упоминает Валерий Даниленков в статье «О дневниках Александра Твардовского» в журнале «Вестник Иркутского государственного лингвистического университета» (№ 4, 2013 г.).

Поэт, критик и журналист Василий Горбатенков сыграл страшную роль в судьбе Александра Твардовского и Адриана Македонова.

«В начале 1930-х годов Твардовский оказался в центре внимания «неистовых ревнителей», находивших в его произведениях политические ошибки. Прежде всего, речь идет о смоленском критике и поэте Василии Горбатенкове, чьи публикации нередко напоминают донос, в жанре которого, как стало известно из рассекреченных материалов архивов ФСБ, он не раз пробовал свои силы, - пишет в статье «Тактика сжатого кулака»: приемы полемики в советской литературной критике 1930-х годов» кандидат филологических наук Элеонора Котова. - Его главным оппонентом среди смоленских литераторов был Адриан Македонов, друг Твардовского, один из ведущих критиков Западной области.

Горбатенков был критиком официозным, в его работах политические критерии вытесняли эстетические, анализ художественной формы выполнял утилитарные функции.

Македонова следует отнести к эстетическому течению, представители которого признавали органическую связь формы и содержания произведения, их подход к изучению художественного мастерства писателя допускал творческие эксперименты.

17 июля 1934 г., вскоре после вступления Твардовского и Македонова в Союз советских писателей, Горбатенков, который не был удостоен такой чести, опубликовал в смоленской газете «Большевистский молодняк» статью «Кулацкий подголосок. О стихах А. Твардовского». В несколько смягченном виде она была перепечатана в областном журнале «Наступление».

Основную ответственность за «промахи и ошибки» поэта Горбатенков возлагает на критиков, которые, по его мнению, незаслуженно захвалили Твардовского, - Анатолия Тарасенкова, московского литератора, и Адриана Македонова. Тарасенков и Македонов сразу вступили в открытую полемику с Горбатенковым, используя разные формы защиты честного имени Твардовского. Всеобщее внимание привлекла статья Македонова «Как не надо критиковать». Она написана в острой полемической форме, о чем свидетельствуют уже ее название и первая фраза, в которой публикация Горбатенкова названа «критическим бревном».

Македонова особенно возмущает, что Горбатенков говорит не о частных политических «ошибках» поэта, а о контрреволюционности творчества в целом и на основании двух-трех нарочито подобранных цитат делает оценку всех стихов Твардовского.

Недопустимым считает Македонов и использование запрещенных психологических приемов формирования читательского сознания - «приклеивание политических ярлыков».

Разница между критиками заключается и в целях полемики. Для Горбатенкова важно утверждение партийного взгляда на литературу и собственного авторитета. Для Македонова - восстановление истины. Окрыленный I съездом советских писателей («съездом надежд»), участником которого он был, Македонов верил, что это возможно…» Обстоятельства сложились так, что Горбатенков собственноручно выписал Македонову путевку в ГУЛАГ. В августе 1937 года против самого молодого делегата Всесоюзного съезда советских писателей (1934) сфабриковали дело, объявив Македонова руководителем контрреволюционной организации, состоявшей из смоленских писателей. Он был арестован и, осужденный по ст. 58 ч.10 и ч.11 на восемь лет, отбывал заключение в Воркутинском ГУЛАГе.

Главным пунктом обвинения по статье «КРТД» стала защита «кулацких стихов» Твардовского. Александра Трифоновича также планировали арестовать, но он вовремя уехал из Смоленска в Москву...

В 1965 году Адриан Македонов защитил в Ленинграде докторскую диссертацию «Угленосная формация Печорского бассейна», опубликовал свыше 150 статей и десять монографий по угольной геологии, разработке прогнозов угольных месторождений и развитию минерально-сырьевой базы Печоры. И в 1958 году нашел в себе силы вернуться к литературной деятельности - его восстановили в Союзе писателей благодаря поддержке Твардовского и Исаковского.

А Горбатенкова в январе 1941 года назначили ответственным секретарем Смоленской областной писательской организации.

…Время расставило все точки над «i». Поэт, журналист и литературный критик Василий Горбатенков погиб, защищая город своего детства и юности. Но его творчество не выдержало суда времени - гонимых им Александра Твардовского и Адриана Македонова знает весь мир. О поэте Василии Горбатенкове сегодня вряд ли кто-нибудь вспомнит.

Мы возвращаем читателям честную летопись памяти о нашем коллеге. Ее черно-белые страницы омыты кровью и щедро осыпаны порохом…

Благодарим за предоставление архивных снимков ОГБУК «Смоленский государственный музей-заповедник».


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
2 минуты назад
В  Москве губернатор встретился с президентом Российского...
сегодня, 18:40
сегодня, 19:15
В областном центре установили и проверили новую систему оповещения,...
сегодня, 17:25
Последний день длинной рабочей недели порадует смолян.
Новости партнеров