Брест. Улица. Фонарь

Общество

Брест - идеальное место для того, чтобы провести здесь червонно-пурпурную осень. Сюда стоит поехать непременно на автомобиле. Не откажите себе в удовольствии пересечь чужую страну всего за шесть часов. Тем более инфраструктура трассы М1 этому благоприятствует. Вдоль дороги полным-полно бесплатных туалетов, комфортных мест для отдыха и кафе. Совсем за копейки можно купить чашку зернового кофе и вкусный бутерброд. Это не российская гастрономическая рулетка - купи беляш и собери собаку, - а весьма качественный сервис.

Белорусы всех накормят

Разглядывая потолок в гостиничном номере, слушаю белорусскую телеведущую, которая с упоением рассказывает о том, как жители республики спасают русских от голода: «В среднем цены на продукты выросли в РФ на 5 - 6%. 18 из 20 видов сыров на российских прилавках имели европейскую прописку, теперь восполнять пробел вызвались наши производители. Экспорт белорусских товаров сразу вырос в 2 раза. Так что, несмотря на санкции Запада, в России есть что поесть».

Такое ощущение, что в Белоруссии российские санкции против продовольствия из ЕС предвидели. Как иначе объяснить, что страна готова поставлять в Россию до конца года свыше миллиона тонн картофеля? А молоко для Минска вообще превратилось в «белое золото»…

Ох уж этот Запад! В ресторанчиках Бреста обсуждают, как непросто стало кататься в соседнюю Европу. Брестская красавица запускает пальчики с малиновым маникюром в пушистые платиновые волосы и жалуется кавалеру: «Моя подружка отдыхала в Европе и оставила на парковке свой автомобиль, на зеркале которого болталась георгиевская ленточка. А когда вернулась за ним, все колеса были изрезаны в лохмотья».

Про орла и павлина

Мы сидим в одном из модных кафе. Оно, впрочем, точь-в-точь такое же, как и модное смоленское, брянское, московское: салат «Цезарь», солянка, роллы. Здесь есть несколько заведений, где подают блюда национальной кухни, но почему-то в Бресте, на самой границе с Польшей, туда не стремишься. А еще здесь нет ни одного сетевого кафе. Но в горадминистрации обещают: в ближайшее время в Бресте появится «Макдоналдс». Будут белорусам и гамбургеры, и роялчиз, и макфлури с наггетсами, так что учите терминологию…

Брест - одно из самых романтичных мест Европы. На главной пешеходной улице города ежедневно зажигает старинные фонари штатный фонарщик в форме петровских времен. Чтобы совершить свой ритуал, он поднимается по лестнице и вручную зажигает и гасит в фонарях керосиновые лампы. В начале улицы Советской стоят часы, которые показывают время зажжения светильников.

...Времени до появления фонарщика еще много, поэтому мы ждем и рассматриваем нарядную толпу, которая гуляет по главной улице. Брест продолжает держать марку самого модного города Белоруссии - все-таки здесь больше ста предприятий по пошиву женской одежды. И пешеходная улица колышется шелком и шифоном, сверкает золотом и белизной манжет, пестрит яркими короткими юбками, как тюльпанами, расцветающими на стройных ножках. Цок-цок-цок - стучат каблуки по брусчатке…

- Мы же в Европе? - вдруг спросил меня муж, помешивая ложкой пенку в капуччино.

- Ну да, - задумчиво ответила я, разглядывая напудренный чизкейк и огромную чашку с чаем «Малиновый звон». Она прикрыта крышкой, а посреди дырочка, из которой вылезает большой лепесток заварки – брестчане поражали своей гастрономической выдумкой.

- Вот сижу я, значит, в Европе и хочу тебе сказать: не нравится мне тут, уж слишком вычурно.

- А Витебск?

- Витебск нравится. Он как гордый орел. А Брест - павлин.

И тут зазвучала красивая музыка, появился фонарщик. Все сразу оживились, даже местные, которые видели это представление если не сотни, то точно десятки раз. Кажется, будто каждый вечер они приходят сюда посмотреть на туристов, которые ради фотографии шумной толпой носятся за мужчиной с лестницей.

На соседней улице вообще каждый фонарь - памятник. Город активно готовится к своему юбилею - в 2019-м Бресту исполнится 1000 лет! Специально к этому событию здесь от- крыли необычную аллею: фонарь-портной, фонарь-печка, фонарь-коробейник... Спонсируют эту сказку местные предприниматели. Рядом с каждым фонарем - замурованные звездочки, на которых золотом выведены названия предприятий-меценатов. Эффект достигнут - ежедневно туристы с фотоаппаратами жужжащим роем облепляют каждый креативный фонарь.

История одного портрета

Про необходимость развивать внутренний туризм в Смоленске не столько говорят, сколько заклинают, как шаманы духов. И этот туризм так же нематериален, как дух. Другое дело - Белоруссия. Взять, к примеру, самый монументальный из ее мемориалов – Брестскую крепость. Про мощь, величие, масштабы говорить не буду - лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Недавно здесь открыли новую экспозицию «Музей войны - территория мира».

Интерактивные панели, сенсорная книга, «цифровой дождь», дым-машина, витрина в полу и имитация июньского неба - и все это наяву. Посетители даже могут услышать живые голоса свидетелей событий 73-летней давности. Если встать на красный луч света под установкой, которую работники музея называют цифровым дождем, то можно услышать аудиозапись с воспоминаниями защитников крепости.

В первом же зале - «привет из Смоленской области». Портрет красноармейца. Картину и письмо в 1989 году в музей прислал защитник Брестской крепости Анатолий Егорович Андреенков.

«Мой близкий товарищ Виталий Леонтьевич Яковлев - уроженец Смоленской области. В 1939 году нас призвали в армию в разное время и в разные части. Виталий был рядовым красноармейцем – почтальоном в 31-м автобате…

Как почтальон, он ежедневно бывал в городе и часто рассказывал нам про все новости, что говорят в Бресте. Виталий хорошо играл на мандолине, хорошо рисовал. Он в школе преподавал рисование и однажды пообещал нарисовать мой портрет.

Мне пришлось от солдатской простыни оторвать кусок материи и передать ему для портрета. Обратите внимание, на портрете надпись, сделанная его рукой: «21.5.1941 г., г. Брест». Ровно месяц до начала войны. Нарисованный портрет я отослал своей матери в Смоленскую область… Мама его получила, а через несколько дней началась война.

Деревня была оккупирована немцами… Фашисты сожгли 167 деревень… Мать забрала мою младшую сестру и брата, сняла со стены портрет, свернула его, обвязала в фартук вокруг себя и убежала в лес. А через 2 - 3 часа немцы начали жечь деревню. Сожгли все жилье и нежилые постройки.

В 1944 году я имел возможность с фронта на несколько дней приехать домой к матери. Нашел их в сожженной деревне в землянке, где размещалось несколько семей. Так мать рассказала, как укрывалась от немцев и прятала портрет».

А еще Анатолий Андреенков интересовался, не известна ли судьба его однополчанина, автора портрета. Сотрудники музея ответили, что Виталий Яковлев умер в немецком плену в 1941 году. Анатолий Егорович пережил своего однополчанина на 68 лет…

Вместо послесловия

… И меня вновь берет зависть. Включаем местное телевидение. На экране – маленький белорусский городок Миоры. Мэр важно меряет шагами красивую набережную. Рядом с ним бежит журналист, мучает его разными вопросами:

- Как вам удалось отстроить такую набережную?

- А мы бывшую взлетную полосу разобрали и построили. Без единой копейки из бюджета.

- Вы с жителями часто встречаетесь?

- А как же, меня любой знает. Мне ни перед кем не стыдно за свои дела, всем известен мой сотовый телефон, любой может позвонить.

Корреспондент, увидев, что на клумбе копаются работники зеленхоза, сворачивает к ним:

- Добрый день!

Женщины распрямляются, стряхивают с перчаток землю.

- Вот кто перед вами стоит? Вы знаете этого мужчину? - допытывается корреспондент.

- Как кто? - округляют глаза тетеньки. - Наш глава!

- И вы его знаете?

Женщины с недовольством хмыкают:

- А чего ж нам его не знать!


Автор: Мария Демочкина







Загрузка комментариев...
Читайте также
9 минут назад
Последний день длинной рабочей недели порадует смолян.
46 минут назад

Об этом предупредили в ФКУ Упрдор Москва – Бобруйск.

сегодня, 15:46

Временные неудобства возникнут в двух районах.

сегодня, 15:32
Сегодня, в День памяти погибших в радиационных авариях и кат...
Новости партнеров