"Время, назад!" #ИсторииПожарногоДепо в Смоленске. Часть 3

Общество
Напомним, «Рабочий путь» рассказывает историю еще двух уникальных домов в Смоленске – бывшего пожарного депо, построенного в конце XIX век (ул. Глинки, 2а и 2б).

Удивительный сосед
Здесь жил человек, память о котором хранит весь дом.
Иван Михайлович Нилов
Его фамилия есть в «Книге Почета», которая находится в Главном управлении МЧС России по Смоленской области. Там сказано, что с 10 мая 1948 года он работал шофером третьей пожарной команды города Смоленска. Был отличником службы, боевой и политической подготовки, завоевал звание «Отличный пожарный».
- Папа прошел всю войну, правда, не любил рассказывать о ней ни мне, ни сестре. Сначала наша семья жила в деревне Алтуховка, а после того, как он начал работать в пожарной службе, мы переехали сюда – на первый этаж каланчи. Помню, очень холодно было… Я постоянно «хватала» воспаления легких. Потом нам комнату поменяли – на побольше. Она была метров 25… Папы не стало 17 лет назад. Он тогда заболел, но все бы, может, было и ничего, если б не драка… Однажды какие-то отморозки набросились на маму в сарае, куда она пошла за картошкой, а он заступился… И ему сломали бедро… Вскоре папа умер… - рассказала его дочь, местная жительница, Галина Ивановна Карева.
Когда Галина подросла, вышла замуж и родила двоих детей, ей дали еще одну комнату по соседству. Сегодня внуки и правнуки Ивана Михайловича на все праздники ездят на кладбище, где он похоронен – в деревню Богородицкое. А узнав, что рядом с их домом, в Сквере Памяти Героев, появится мемориальная стела «Бессмертный полк», они разместили на ней его портрет. Теперь для этой семьи это еще одно важное место памяти.

К СЛОВУ
Отметим, в «Книгу Почета» заносили не только пожарных, но и водителей, которые также принимали участие в тушении. Они не только сами всегда приходили на помощь, но и содержали в полной боевой готовности автомобили. Ведь трудно переоценить роль техники при ликвидации последствий пожара и иных чрезвычайных ситуаций. Это и доставка личного состава к месту вызова, и подача огнетушащих веществ для проведения аварийно-спасательных работ... За всем этим и стоят обычные водители необычных машин…

Про горящий противень во дворе и летающие рукава
… Мимо нас идет мужчина…
«Это - Алексей» - знакомит меня с ним наша знакомая Галина Петровна (разговор с ней можно прочитать во второй части нашего материала).
«Воспоминания собираете?» - улыбается он. - «Они у нас эксклюзивные! Таких ни у кого нет! Мы тут все детство в пене бегали и в колонке отмывались, чтобы родители не ругали… А чего стоило увидеть огромный горящий противень в дворе…». Мои глаза округляются, и Алексей поясняет: «Он был нужен для тренировок пожарных, его на скорость тушили…».
Да уж такими детскими впечатлениями может похватать действительно мало кто… Для детей, выросших тут во второй половины XX века, было естественным каждый день наблюдать, как на несколько метров вверх, взлетают пожарные рукава, которые перекидывают через здание каланчи. «Это были моменты их сушки. Такое нельзя было пропустить, ни одна мальчишеская забава не была нам столь интересна…» - признается наш собеседник.

КСТАТИ
- Сушка рукавов – обязательная процедура и сейчас. Однако специального здания для этого не требуется, - отмечают в пресс-службы ГУ МЧС России по Смоленской области.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
«Здесь, на втором этаже, жили мои дедушка Толя и бабушка Галя», - Анастасия поворачивает ключ в дверном замке и входит в квартиру, где выросла… – «Дедушка работал старшим водителем пожарной машины и отвечал за весь автопарк депо. Но, к сожалению, его не стало, когда моя мама была совсем малышкой. А вот с бабулей мы были очень дружны. Я проводила здесь много времени (особенно летом), и у меня остались об этом месте самые теплые воспоминания»…
- Даже сейчас, зайдя сюда, по коже бегут мурашки, - признается наша собеседница. Настя распахивает шкаф и достает оттуда старую пластинку группы «Фристайл»…
- Удивительное свойство памяти, - продолжает она, - Кажется, я сейчас чувствую тот самый запах, что и два десятка лет назад... Запах этой квартиры… Запах моего детства… А ведь я всегда сюда бежала… Но бабушки не стало в 2001 году, и, оказалось, что в заботах и делах, я подзабыла про это место. Впредь буду приходить сюда чаще. И обязательно приведу в эту квартиру свою трехлетнюю дочурку…

«На всякий пожарный случай»…
«…Она, как обломок державы могучей, Взирает на город, на всякий пожарный случай!..» - эти строчки поэт Николай Воротняк посвятил пожарной каланче, непременному атрибуту пожарной части былых времен.
В русском языке слово «каланча» стало использоваться в последней четверти XVII в., однако широкое распространение получило лишь в середине XVIII в. Оно было заимствовано из тюркского, в который пришло из турецкого, где kala – «крепость, башня».
При царе Николае I началась планомерная организация пожарных команд в Российской империи и повсеместное строительство пожарных депо для их размещения.
Одной из достопримечательностей вскоре стала пожарная каланча с поднимающимся над ней сигнальным флагштоком. Многие десятилетия каланча была самой высокой точкой го-рода, откуда просматривались не только окраины, но и близлежащие села. При пожаре постовые поднимали на вышке сигнал. Днем - определенный набор крестов и кожаных шаров для обозначения места пожара и его категории. Ночью вывешивались фонари: вместо шара - белый фонарь, вместо креста - красный. Если же красный фонарь вывешивался на том месте, где днем при той же оказии появлялся красный флаг, это означало сбор всех частей. Если дозорный сверху кричал: «Первый номер!» - это значило закрытое возгорание, когда дым виден, а огня вроде бы нет. Тогда конный летел на разведку и, вернувшись, докладывал начальству обстановку. «Третий номер» означал дело серьезное, на пожар выезжали команды трех частей, а по «пятому номеру» - все сразу.
Каланчи, как сигнальное приспособление, утратили актуальность уже к середине позапрошлого века, с изобретением телеграфа.
И вот и в Смоленске каланча на улице Глинки и Коммунистической стала жилым домом…

В ТЕМУ
Где сегодня увидеть конный ход
Уникальный экспонат находится в Центре противопожарной пропаганды и общественных связей Главного управления МЧС России по Смоленской области. Умельцы из отряда федеральной противопожарной службы своими силами сделали точную копию транспорта огнеборцев образца 1908 года – пожарный конно-бочечный ход (линейка). Над ее созданием в течение месяца трудились пять специалистов отряда. Конно-бочечный ход представляет собой телегу, на которой установлена бочка для воды и ручной водяной насос. В линейку могли впрягаться до тройки лошадей. Для его постройки использовались старые фотографии и чертежи. Размеры копии практически соответствуют оригиналу.
Такие экипажи были конным ходом первой помощи и применялись в России с момента создания профессиональной пожарной охраны. Успех пожаротушения зависел от того, насколько быстро он прибудет к месту возгорания и начнется подача воды в очаг возгорания. Время прибытия первых пожарных должно было укладываться в несколько минут. Поэтому созданию соответствующих транс¬портных средств уделялось большое внимание.
В начале XX века конный ход первой помощи, как правило, был двух типов. Если около загоревшегося строения находился естественный водоем, то высылался насосно-линеечный конный ход, а если нет, то насосно-бочечный.

Ольга Градова.
Фото Никиты Ионова.

Читайте также:
«Вместо будильника – сирена». #ИсторииПожарногоДепо в Смоленске. Часть 1
"Без ресниц и бровей". Когда родители и соседи - настоящие герои. #ИсторииПожарногоДепо. Часть 2










Загрузка комментариев...
Читайте также
32 минуты назад
В  Москве губернатор встретился с президентом Российского...
13 минут назад
Завтра, 27 апреля, в рамках нацпроекта  «Жилье и городская...
сегодня, 18:40
сегодня, 19:15
В областном центре установили и проверили новую систему оповещения,...
Новости партнеров