Творческое «кипение». По следам флешмоба #ЧайникМойДом в Смоленске. Часть 6

Общество
«Можно констатировать, что дом-коммуна в Смоленске, замышлявшийся как своеобразная витрина нового общества, хоть и не выполнил своего предназначения, но стал заметным объектом городской культуры», - прочитав заключение статьи кандидата исторических наук, доцента СмолГУ Демьяна Валуева, мы и решили устроить акцию в поддержку этого легендарного места.

Более 100 человек, в разное время собиравшихся в башне, пришли на наш флешмоб. #ЧайникМойДом – под таким девизом встретились музыканты, художники, писатели, фотографы… Всех нас объединило одно – нам дорого это здание и таким необычным образом мы поздравили друг друга с его 90-летием.
В шестой – заключительной – части материала про «Чайник» мы расскажем о нескольких творческих задумках, вдохновителем которых и стал наш главный герой – дом-коммуна.

Юбилей от Пореша и Кулемина
«Жить не в семье, а в коллективе. Минимум личной жилплощади, максимум общественного пространства» - об идеях архитекторов-конструктивистов, которые оказались утопией, в своих «Архитектурных историях» рассказывал дизайнер, фотограф, руфер Владимир Пореш. Он, а также художник Эдуард Кулемин стали одними из самых известных обитателей этого здания, благодаря творчеству которых о нем узнали не только в Смоленске, но и во всей России.
Так, в 2013 году Владимир и Эдуард выступили инициаторами празднования 80-летия Дома Коммуны (с момента окончания строительства), пригласив к участию неформальную молодежь Смоленска. Они развесили объявления, напоминающие о том, что это здание является памятником архитектуры и охраняется государством. Сделали красочную афишу и листовку, из которой можно было узнать, что данная акция называется «Кипяток», организована она Группой Неизвестных Художников и приурочена к всероссийской программе «Ночь искусств». Внутри Дома Коммуны была устроена выставка, где наряду с работами Кулемина и Пореша на фоне современных граффити присутствовали копии графических листов немецкого классика XV – XVI веков Альбрехта Дюрера. Завершилось это действо запуском воздушных змеев и праздничным салютом с последнего этажа «Чайника».

«Сквозь» пространство, шум и хаос
Спустя два года Кулемин создал видеопоэтический ролик «Сквозь», который был представлено на международном Волошинском конкурсе. В пояснении к этому видеоклипу автор пишет:
«Сквозь послание уличного художника «Впишись… это поэзия» проявляется реальность бытия. Сквозь пространство и время пролегает путь от православного храма к заброшенному зданию эпохи конструктивизма («Чайнику»). Сквозь прутья ограды мелькают контуры городского пейзажа. Сквозь колокольные звоны прослушиваются голоса оживленных улиц. Сквозь заколоченные входы проникают любопытные взгляды. Сквозь запретные лазейки трущобы заселяют обитатели. Сквозь абстрактные письмена прочитываются архитектурные орнаменты и граффити на обветшалых стенах. Сквозь конструктивные особенности проступает архитектурный замысел. Сквозь шум эпох доносится человеческий голос. Сквозь хаос форм выстраивается логическая цепочка соответствий. Впишись... Это поэзия, которая проникает CКВОЗЬ».

Ячейки – в конструкт-поэзии и в действительности
А в 2019 году при создании серии визуально-поэтических работ «Ячейки Памяти» (явная перекличка с «жилыми ячейками») Эдуард использовал чертежи здания «Дом коммуны». В эстетике конструкт-поэзии он изготовил 600 оригинальных архивных карточек общим тиражом 5000 экземпляров, которые были размещены в ящиках картотечного шкафа, представляя единый арт-объект. Словесно-буквенные конструкции тут вплетаются в схемы этажей башни-коммуны. Работа была представлена на выставке «Октябрь до наших дней» в галерее «Дом молодежи» (Смоленск).
Вот что о ней говорит куратор выставки «Октябрь до наших дней» Яна Двоенко в интервью «Неуловимый авангард» для журнала «Tatlin»: «… внешне инсталляция напоминает нечто структурированное, архивное, а внутри находятся карточки, с помощью которых Кулемин переосмысляет визуальные опыты поэтов-конструктивистов, работавших на стыке графики и поэзии. Работа совмещает внешнюю документальную форму с внутренним художественным оформлением…».

СКАЗАНО
Зоя Михайловна Павлова:
Последний житель дома-коммуны (съехала оттуда в 1985 году) рассказала нам, какими на самом деле были «жилые ячейки» (термин архитектор башни Отто Вутке). Напомним, ее семья занимала две комнатки на шестом этаже здания.
- Первым делом, заходя домой, мы снимали верхнюю одежду и вешали ее на стойку, которая находилась в углу. Дальше стоял обеденный стол, за ним сбоку комод и на нем маленький телевизор. С другой стороны от стола был диван и несколько табуреток. Помню, сыновья все просили меня манной кашки им сготовить, еще картошечку любили. А вот мясо как-то не очень… Но я все равно часто пельмешки лепила с лосятиной. Муж в те годы охотником был, часто добычу домой приносил. Еще дети на этом столе рисовали: везде лежали их картинки да карандаши. Сбегают в ближайший магазин за мороженым и занимаются…. Спокойные были, не шебутные. Во второй комнатке мы спали: там стоял диван для старшего сына, детская кроватка для младшего и большая железная кровать для нас с мужем. Еще был шифоньер. По всей комнате валялись игрушки – машинки и мячики. Просто, когда малышу исполнилось полтора годика, я вышла на работу (напомним, наша собеседница трудилась уборщицей в педиституте), и ребята оставались дома вдвоем. Конечно, они наводили там свои порядки (улыбается). Ни бабушек, ни дедушек у нас рядом не было. Когда мы съезжали, часть мебели оставили там, часть раздали знакомым.

О ком хранит память «Чайник»
Еще одним любителем Дома Коммуны был известный интеллектуал Константин Залесский. «На «Чайнике» написаны даты его рождения и смерти и фраза «Свобода – это то, что у тебя внутри», - рассказал нам председатель смоленского краеведческого клуба «Феникс» Дмитрий Бутеев. Константин работал промышленным альпинистом и сорвался с крыши трехэтажного здания, очищая ее от снега.
А несколько месяцев назад молодой фотограф Филипп Бутеев разместил на одном из этажей «Чайника» свою выставку «Накипевшее»…
Кстати, ковёр с изображением Дома Коммуны связала художница-архитектор из Москвы Светлана Балаганская.
А недавно в Центре авангарда в Галерее на Шаболовке открылась выставка дизайнера Саши Браулова. На его работах длинными стежками мулине вышиты хиты и малоизвестные постройки из регионов, нереализованные проекты и уничтоженные в последние годы объекты, в том числе смоленский Дом-коммуна.

СКАЗАНО
- «Чайник» для меня - это Вовка Пореш. Не только место красит человека, но и человек место. Куча историй и приключений, бессонных ночей и зловещих утр связана с «Чайником» и Порешем. Например, грозу - одну из лучших Вовкиных фото - мы снимали вместе, - вспомнил вокалист группы «Mama let’s go» Стас Смирнов (его также можно увидеть в «Архитектурных историях Пореша).
- Я о «Чайнике» наслышана, конечно, много. Еще с того самого времени, как переехала в Смоленск из Чебоксар, а было это уже почти 12 лет назад. Мимо ходили, легенды слушали... В институте о нем доклады писали... А внутри побывала только в прошлом году… Место и правда уникальное! – написала в Сети дизайнер Алиса Холод.
«Чайник в перспективе – лучшая обзорная площадка в Смоленске. Чайник – в перспективе – отличный творческий кластер или музей. Чайник должен жить. И стать местом притяжения людей», - уверены смоляне.

Этими словами мы завершаем серию публикаций про «»Чайник», но не заканчиваем наше исследование. Мы, как и вы, уважаемые читатели, уже привыкли, что чуть ли ни каждую неделю узнаем что-то новое об этом здании. У нас появилось много знакомых – историков, краеведов, людей искусства, готовых делиться своими открытиями. Потому, уверены, истории из «Чайника» еще не раз появятся на страницах «Рабочего пути». А пока спасибо вам за интерес к нашему исследованию и ваши добрые отзывы. До новых встреч!

Читайте также:
"Не жилой, но живой". По следам флешмоба #ЧайникМойДом в Смоленске. Часть 1
Миссия "жилых ячеек". По следам флешмоба #ЧайникМойДом в Смоленске. Часть 2
Почему дом-коммуна в Смоленске не стал гостиницей. По следам флешмоба #ЧайникМойДом в Смоленске. Часть 3
В поисках необъяснимого. По следам флешмоба #ЧайникМойДом в Смоленске. Часть 4
Назад в 1440 год... "Замок на месте Коммуны?". По следам флешмоба #ЧайникМойДом в Смоленске. Часть 5

P.S. Кстати, уже скоро «Рабочий путь» начнет рассказ о еще одном известном доме Смоленска. Каком? Пока скажем только, что это тоже башня, которая находится в самом центре города. В остальном сохраним интригу...

Ольга Градова.
Фото Никиты Ионова и Владимира Пореша.







Загрузка комментариев...
Читайте также
21 минуту назад
сегодня, 17:25
Последний день длинной рабочей недели порадует смолян.
сегодня, 16:48

Об этом предупредили в ФКУ Упрдор Москва – Бобруйск.

сегодня, 15:46

Временные неудобства возникнут в двух районах.

Новости партнеров