Флотоводец из смоленской глубинки

Общество

12 июля исполняется 165 лет со дня смерти нашего земляка, выдающегося флотоводца, адмирала Павла Степановича Нахимова.

Он родился 5 июля 1802 года в сельце Городок Вяземского уезда Смоленской губернии, недалеко от знаменитой усадьбы Хмелита. К сожалению, имение Нахимовых не сохранилось до наших дней, однако рядом с Хмелитой в одном из флигелей усадьбы организован музей П. С. Нахимова.

Павел был седьмым из 11 детей в семье небогатого дворянина, секунд-майора Степана Михайловича Нахимова и его жены Феодосии Ивановны. Младенца нарекли в честь апостола Павла, совершавшего длительные миссионерские морские путешествия и пренебрегавшего опасностями во имя проповеди христианства. Удивительно, но все пять братьев Нахимовых стали профессиональными моряками, хотя Смоленщина находится далеко от морей.

В тринадцатилетнем возрасте будущий адмирал поступает в Морской кадетский корпус в Петербурге. В 1817 году он в числе лучших кадетов совершает плавание к берегам Швеции и Дании на бриге «Феникс», а с 1818 года получает чин мичмана и начинает службу на Балтийском флоте.

На молодого и талантливого морского офицера обратил внимание герой первой русской антарктической экспедиции, капитан 2-го ранга Михаил Петрович Лазарев. Под его руководством в 1822 - 1825 годах Нахимов принимает участие в кругосветном путешествии на фрегате «Крейсер». За спасение упавшего за борт члена экипажа корабля 20-летнего гардемарина его производят в лейтенанты. А по окончании экспедиции он был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени.

В 1827 году Нахимов впервые участвует в бою, командуя батареей на корабле «Азов» в Наваринском сражении против турецкого флота. За проявленную храбрость он получает Георгиевский крест и в чине капитан-лейтенанта становится командиром захваченного у турок 20-пушечного корвета «Наварин», названого в честь места победного сражения. Во время русско-турецкой войны 1828 - 1829 годов этот корабль участвует в блокаде Дарданелл.

После окончания войны Нахимов продолжает службу сначала на Балтийском, а затем на Черноморском флоте, командуя 52-пушечным фрегатом «Паллада», а затем 84-пушечным линейным кораблем «Силистрия», который участвует в высадке десантов против горцев на Черноморском побережье Кавказа.

На командирском посту Нахимов оставался человеком чести, мудрым и справедливым. Его отличало крайне уважительное отношение к матросам. На его корабле не было телесных наказаний, унижений и показного чинопочитания. Не раз в морских сражениях ему удавалось проявить смекалку, чтобы выстоять против более сильного противника.
В 1845 году по протекции командующего Черноморским флотом адмирала Лазарева, который очень ценил своего подчиненного, отзываясь о нем как об «отличном и совершенно знающем свое дело морском капитане», контр-адмирал Нахимов получает под свое командование бригаду кораблей. В 1852 году, будучи уже произведенным в вице-адмиралы, он становится командующим флотской дивизией (эскадрой).

Звездный час вице-адмирала Павла Нахимова наступил 30 ноября 1853 года, когда в ходе Крымской войны русская эскадра под его началом уничтожила турецкий флот в Синопской бухте. В морском сражении при Синопе, ставшем последней крупной битвой с участием парусных кораблей, проявился выдающийся флотоводческий талант командующего эскадрой. Дерзко пройдя без единого выстрела мимо турецких береговых батарей к месту стоянки неприятельских кораблей в Синопской бухте, русские моряки вступили в ожесточенный бой, потопив 15 боевых кораблей и вспомогательных судов противника. Некоторые наши корабли, включая флагман «Императрица Мария», на котором находился сам Нахимов, получили серьезные повреждения, но ни один из них не был потоплен.

«Истреблением турецкой эскадры при Синопе вы украсили летопись Русского флота новою победою, которая навсегда останется памятною в морской истории», - написал в указе о награждении Нахимова орденом Святого Георгия 2-й степени император Николай I.

В июне-июле 1854 года превосходящие силы флота Англии, Франции, Турции и Сардинии блокировали русский флот в бухте Севастополя. В сентябре этого года объединенные вражеские силы нанесли поражение русской армии в сражении на реке Альме и осадили главную базу русского Черноморского флота - Севастополь. Началась героическая оборона города, которая продолжалась 339 дней.

В начале марта 1855 года, после гибели вице-адмирала В. А. Корнилова, П. С. Нахимов был произведен в адмиралы и назначен временным военным губернатором Севастополя. Под руководством Нахимова возводились оборонительные бастионы и отбивались ожесточенные штурмы города. Чтобы не допустить появления неприятельской эскадры в Севастопольской бухте, адмирал отдал приказ затопить в ней часть русских парусных судов.

«Нахимов ежедневно обходил оборонительную линию, презирая все опасности. Своим присутствием и примером он возвышал дух не только в моряках, благоговевших перед ним, но и в сухопутных войсках, также скоро понявших, что такое Нахимов. Всегда заботливый к сохранению жизни людей, адмирал не щадил только самого себя. Так, например, во время всей осады он один только всегда носил эполеты, делая это для того, чтобы передать презрение к опасностям всем своим подчиненным», - писал о легендарном адмирале его соратник, генерал-адъютант Э. И. Тотлебен, руководивший всеми инженерными работами во время обороны Севастополя.

10 июля 1855 года командующий обороной города адмирал Нахимов, как обычно, находился на позициях. Посетив сначала героический 3-й бастион, он отправился на Малахов курган. Несмотря на попытки сопровождавших лиц удержать его, адмирал с подзорной трубой поднялся на возвышенность и начал рассматривать французские позиции.

Вот как описывает этот факт историк Евгений Тарле в книге «Жизнеописание адмирала Нахимова»:

«Его высокая сутулая фигура в золотых адмиральских эполетах показалась на банкете одинокой, совсем близкой, бросающейся в глаза мишенью прямо перед французской батареей. Керн и адъютант сделали еще последнюю попытку предупредить несчастье и стали убеждать Нахимова хоть пониже нагнуться или зайти к ним за мешки, чтобы смотреть оттуда. Нахимов, не отвечая, стоял совершенно неподвижно и все смотрел в трубу в сторону французов. Просвистела пуля, уже явно прицельная, и ударилась около самого локтя Нахимова в мешок с землей. «Они сегодня довольно метко стреляют», - сказал Нахимов, и в этот момент грянул новый выстрел. Адмирал без единого стона упал на землю, как подкошенный».

Пуля попала в голову. 12 июля прославленный адмирал скончался, не приходя в сознание. По воспоминаниям очевидцев, во время похорон Нахимова противник не сделал ни одного выстрела.

Из книги «Жизнеописание адмирала Нахимова»: «Матросы толпились вокруг гроба целые сутки днем и ночью, целуя руки мертвеца, сменяя друг друга, уходя снова на бастионы и возвращаясь к гробу, как только их опять отпускали. Вот письмо одной из сестер милосердия, живо восстанавливающее пред нами переживаемый момент: «Во второй комнате стоял его гроб золотой парчи, вокруг много подушек с орденами, в головах три адмиральских флага сгруппированы, а сам он был покрыт тем простреленным и изорванным флагом, который развевался на его корабле в день Синопской битвы. По загорелым щекам моряков, которые стояли на часах, текли слезы. Да и с тех пор я не видела ни одного моряка, который бы не сказал, что с радостью лег бы за него».

Вот как описывает похороны Нахимова крымский историк Валерий Дюличев:

«От дома до самой церкви стояли в два ряда защитники Севастополя, взяв ружья в караул. Огромная толпа сопровождала прах героя. Никто не боялся ни вражеской картечи, ни артиллерийского обстрела. Да и не стреляли ни французы, ни англичане. Лазутчики безусловно доложили им, в чем дело.
В те времена умели ценить отвагу и благородное рвение, хотя бы и со стороны противника.
Грянула военная музыка «полный поход», грянули прощальные салюты пушек, корабли приспустили флаги до середины мачт. И вдруг кто-то заметил: флаги ползут и на кораблях противников! А другой, выхватив подзорную трубу из рук замешкавшегося матроса, увидел: офицеры-англичане, сбившись в кучу на палубе, сняли фуражки, склонили головы…»

«Со смертью его все защитники Севастополя - от генерала до солдата - почувствовали, что не стало человека, при котором падение Севастополя было почти немыслимо», - напишет впоследствии Тотлебен.

Через два месяца после гибели Нахимова, после очередного штурма города неприятелем, сменивший Меншикова в должности командующего русской армией в Крыму князь М. Д. Горчаков приказал оставить Севастополь. Крымская война была Россией проиграна.

В память об адмирале Павле Нахимове было названо несколько кораблей российского и советского военно-морского флота. Памятники и бюсты в честь великого флотоводца установлены во многих городах.

В 1944 году были учреждены нахимовские военно-морские училища, а также орден и медаль в честь прославленного русского флотоводца, которыми награждались отличившиеся офицеры и матросы Военно-Морского Флота Советского Союза, в том числе участники новой героической обороны Севастополя 1941 - 1942 годов и освободители города.
Музей П. С. Нахимова создан на родине адмирала в Хмелите.

В Смоленске в память о нашем великом земляке названа улица и открыт молодежный центр-музей.

Село Волочек Сычевского уезда (ныне Холм-Жирковский район Смоленской области), где находилось имение крестного отца и родного дяди адмирала, в 1952 году в честь 150-летия со дня рождения П. С. Нахимова было переименовано в Нахимовское.

Подготовил Анатолий Соловьяненко.








Загрузка комментариев...
Читайте также
сегодня, 18:40
сегодня, 19:15
В областном центре установили и проверили новую систему оповещения,...
сегодня, 17:25
Последний день длинной рабочей недели порадует смолян.
сегодня, 16:48

Об этом предупредили в ФКУ Упрдор Москва – Бобруйск.

Новости партнеров