«Мне придется здесь умереть…»

Общество

В начале 2000-х годов на Вахте памяти под Сычевкой подняли останки бойца. Сохранился медальон, в котором поисковики прочитали фамилию-имя погибшего, а потому быстро нашли родственников. Командир поискового отряда позвонил его сыну - уже старенькому дедушке - и сказал волнительное: «Мы нашли останки вашего отца под Сычевкой». Реакция этого человека убила наповал. Первое, что он сказал, было: «Пойду сейчас набью морду своему соседу...»

Командир отряда замер, а мужчина продолжил: «Когда во время войны к нам во двор приходили почтальоны и приносили письма, то на моего папаньку пришло извещение, что он пропал без вести. А большинству мальчишек нашего двора пришли «похоронки»... Поэтому все детство меня во дворе звали сыном предателя и дразнили: «Наши отцы Родину защищали, а твой папанька, поди, сейчас сапоги немцам чистит!» И я много лет ничего не мог им ответить…»

Эту пронзительную историю рассказывает заведующий музеем «Богородицкое поле» Игорь Михайлов. Таких рассказов в его коллекции, как экспонатов в музее - сотни, а может, тысячи. Экспозиция повествует об одной из самых трагических страниц в российской истории - о прорыве наших войск из окружения в октябре 1941 года. Война длилась 1418 дней. Вяземская операция – почти две недели. Безусловно, в масштабе всей войны - срок ничтожный. Но в эти две недели вместилось столько всего… В окружение под Вязьмой попало примерно около одного миллиона человек. Для сравнения: сейчас во всей Смоленской области чуть меньше миллиона жителей.

- Историки до сих пор не могут назвать точной цифры потерь нашей армии, но в любом случае речь идет о сотнях тысяч советских бойцов и командиров, - говорит Игорь Геннадьевич. - Римляне в свое время повторяли: «Нет документа - нет истории». Огромное количество бумаг было уничтожено внутри вяземского котла по приказу командования. Потому что когда они выходили из окружения, то поняли, что вытащить с собой все необходимые документы невозможно. Они несли на плечах только оружие, в вещмешках лежал скудный запас продовольствия, медикаментов и самое главное – они тащили с собой боеприпасы. Все остальное - тяжелое, они просто закапывали, взрывали или сжигали.

Трагедия любой войны - это без вести пропавшие. На Богородицком поле перезахоронено 1337 бойцов и командиров. Фамилий известно только 107. Статистика неутешительна: на 12-13 человек - одно установленное имя. В экспозиции музея есть «смертные» медальоны советских солдат и немецких. И если с нашими все понятно - пластмассовый футляр с крышкой, в который вложен бланк с данными, который заполнял сам солдат, то с немецкими все не так просто…

- У фашистов были медальоны из алюминия, - рассказывает Игорь Михайлов. – Говоря нашим языком - это вечная матрица. Потому что алюминий не ржавеет, не разлагается, когда перегнивает труп… Просто сотри пальцем грязь с него - и увидишь высеченные данные.

Вдобавок к этому надпись зеркально повторялась. В случае гибели медальон ломали на две части: одну оставляли на теле убитого (в руках или во рту), а другую отправляли в штаб части. В русском медальоне бланк заполнял карандашом сам солдат. Причем у каждого был не только разный уровень образованности, но и подчерк. Можно запросто перепутать «т» с «ш», «о» с «а»… А еще были деревянные медальоны. Бумага внутри них спустя десятилетия превращается в труху. Если сразу не найти его на теле убитого, то солдат обречен на то, чтобы считаться без вести пропавшим.

Одним из символов Вяземского окружения считается котелок из экспозиции музея. Его нашли среди останков погибших. Сбоку нацарапаны инициалы «Б.М.И.», а ниже дата - 28.8.41. Вероятно, в этот день солдата призвали в армию или выдали обмундирование... Но на донышке другие инициалы - «Б.А.К». То есть котелок сменил минимум двух хозяев. И мы никогда не узнаем, как звали одного и как звали другого. Они навсегда останутся без вести пропавшими...

ОФИЦИАЛЬНО

«Вяземская операция (2 - 13 октября 1941 года) - оборонительная операция Западного и Резервного фронтов в Великой Отечественной войне.

В ходе битвы за Москву немецкая группа армий «Центр» прорвала оборону советских войск и окружила западнее Вязьмы четыре армии (19, 20, 24, 32-ю). В боях «Вяземского котла» погибло более 380 тысяч советских воинов, в плен попало свыше 600 тысяч человек, из окружения вырвалось только около 85 тысяч бойцов. Дорога на Москву оказалась открытой. Борьба окруженных войск позволила советскому командованию принять экстренные меры по укреплению можайской линии обороны и восстановлению нарушенного фронта».

Из книги «Военно-исторические маршруты России», выпущенной Российским военно-историческим обществом в 2015 году.

Письмо с фронта

Нахожусь на Смоленском направлении… От г. Ельня 16 километров, находимся в лесу. Дорогая Вера и детки <…> Мне придется здесь умереть. До свидания, папаша и мамаша, прошу: смотрите за моими детками, а мне их больше не видать. Вера, не горюй <…> обо мне, сообщаю тебе, что из нашего полка осталось совсем мало, всех побило, скоро и я пойду на передовую, где меня убьют, тут и кости наши сгниют. Сообщить вам о моей смерти будет некому, нас там столько навалено, как снопы. Вера, если не будет от меня писем, то считайте меня убитым, потому что нас не подбирают. Ну и все, Вера и детки, до свиданья. Шуваев И. Ф.
ППС №… 68-й стр. полк, транспортная рота.

О том, какая здесь была мясорубка, рассказывают не только документы и сухие данные о безвозвратных потерях, но и свидетельства очевидцев. В 90-е годы московский отряд «Звезда» записал свидетельство бабушки из деревни Андрианы: «Когда бои закончились и мы вылезли из землянок, то чтобы подойти к реке и набрать воды, мы выбирали тела, какие поцелее. Это только в кино актеры красиво лежат, изображая убитых, а это была война на уничтожение, настоящее человеческое месиво. По весне у воды стоял парень с веслом и прогонял им тела дальше по руслу, потому что мертвецов было столько, что река выходила из берегов. Ту воду еще долго нельзя было пить».

Экскурсия завершается у небольшого куска изрешеченного железа. Его нашли неподалеку от села Богородицкое. Лист металла валялся среди остатков разбитой полуторки.

- Мы до сих пор не можем узнать, что это, - говорит Михайлов. - Здесь 31 пулевое отверстие - представьте себе, такова была плотность огня, когда наши выходили из окружения. У Твардовского есть стихотворение «За Вязьмой». Он побывал здесь в 1943 году и написал: «По старой дороге на запад, за Вязьмой, В кустах по оборкам смоленских лощин, Вы видели, сколько там наших машин, Что осенью той, в отступленье, завязли?»

Тема окружения долгое время замалчивалась, но Александр Трифонович уже тогда сумел иносказательно передать всю горечь трагедии...

На самом краешке Богородицкого поля стоит деревянный храм Федора Стратилата. Говорят, что долго думать, в честь какого святого назвать церковь, не пришлось. Ведь каждый пятый воин, за упокой души которого молятся здесь - Федор…

Как найти родственника, погибшего в годы Великой Отечественной войны

Самый быстрый способ – это обобщенный банк данных «Мемориал», база Центрального архива Министерства обороны (ЦАМО) в Интернете.

Для этого:

1. Заходим на сайт Центрального архива Министерства обороны РФ, где размещается электронная база данных погибших в ВОВ: www.obdmemorial.ru

2. Заполняем графы «Фамилия», «Имя», «Отчество», «Год рождения» своего погибшего родственника.

В идеале получаем результат из нескольких строк с более или менее полной информацией.

3. В фамилии, в имени или в отчестве меняем буквы, подбирая их таким образом, как если бы их писал малограмотный человек. Ищем альтернативный вариант прочтения. В базе данных действительно встречаются глупые орфографические ошибки.

Приведу пример. Моего прадеда звали Федот Федорович Гавриленков. Поначалу я так и ввела эти данные в базу. «Выплыл» только один документ - тот, где он значится пропавшим без вести. Потом попробовала написать фамилию прадеда с ошибкой (Гавриленко) - и… тут же нашлось место захоронения.

Но чтобы точно знать, что это мой прадед, мне нужно обратиться с запросом в Центральный архив Министерства обороны (ЦАМО), который находится в подмосковном Подольске. То же самое советую сделать тем людям, которые не нашли в базе «Мемориал» полные данные о своем погибшем родственнике.


Автор: Мария Демочкина








Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:38
вчера, 21:52
Под руководством Министерства лесного хозяйства и охраны объектов...
вчера, 20:14
Публикуем программу мероприятий, которые запланированы с 18 ...