Как смоленские власти собираются поддерживать мелкую торговлю

Новости

В развитии крупных федеральных сетей, которое наблюдается в регионе в последние годы, наряду с очевидными преимуществами для широкого потребителя есть столь же несомненные минусы для местного малого бизнеса. «Малыши» вынуждены играть с «гигантами» на одном поле, которое, ко всему прочему, в последние годы сузилось из-за снижения доходов населения.

Ранее «Рабочий путь» сообщал о противостоянии мелкой торговли и крупного ритейла. Ситуацию, по нашей просьбе, прокомментировал Алексей ТИТОВ, начальник регионального департамента экономического развития.

- Как обладминистрация оценивает сложившуюся ситуацию в розничной торговле в связи с активным развитием крупного ритейла в Смоленской области?

- Торговые сети - один из современных форматов торговли, они составляют неотъемлемый элемент здоровой конкуренции (при условии, что обеспечиваются нормальные условия для развития несетевых форматов). Федеральные ритейлеры создают новые рабочие места, предлагают покупателям широкий ассортимент товаров и являются крупными налогоплательщиками. При этом именно малые форматы могут обеспечить индивидуальный подход к потребителям, возможность работы в узкой товарной специализации (например, булочные и мини-пекарни, мясные лавки, распространение прессы и т. п.), а также обеспечивают самозанятость граждан и являются самыми распространенными стартовыми площадками для начинающих предпринимателей. Кроме того, они имеют социальную направленность в том плане, что обеспечивают продовольственными товарами население в отдаленных и труднодоступных местностях. С каждым годом доля сетевых магазинов в розничном товарообороте повышается, эта тенденция характерна для всех российских регионов. А если посмотреть западный опыт, там торговля развивается по такому же сценарию. Это процесс закономерный, учитывая те финансовые ресурсы, которыми располагают крупнейшие ритейлеры. Весомый аргумент сетевого формата - сильный менеджмент.

Плюс у них свои логистические центры, свой автопарк, это все в комплексе дает синергетический эффект масштаба, который позволяет им предлагать более привлекательные для потребителя цены. Это вопрос математики.

В таких условиях небольшим магазинам проблематично выживать на рынке. Но сильная сторона крупного ритейла - максимальная стандартизация процессов и ассортимента, позволяющая сокращать издержки, в каком-то смысле является и его слабостью. Сети предлагают оптимальный набор продуктов, рассчитанный на среднестатистического потребителя. Есть масса примеров, когда небольшие магазины, пошедшие по пути углубленной специализации, успешно работают, предлагая набор товаров, которых не найти в сетях. А в небольших населенных пунктах, даже при наличии сетевых магазинов, играет существенную роль вы годное размещение магазина – потребитель идет туда, где ближе, где комфортнее.

- Нуждается ли мелкая торговля в поддержке?

- Сейчас эта тема поднимается на федеральном уровне. Так, президент Владимир Владимирович Путин после встречи с членами Совета законодателей, которая состоялась 24 апреля, поручил правительству рассмотреть целесообразность запрета федеральным сетям открывать новые магазины в регионах, где их совокупная доля уже превышает суммарно 50 процентов. У нас этот показатель примерно 30 - 35 процентов. Мы, как орган исполнительной власти, не можем вмешиваться в конкурентную борьбу. В регионе сейчас отсутствуют прямые меры поддержки в форме субсидий для организаций торговли, однако наш департамент планирует обратиться в департамент инвестиционного развития для проработки этого вопроса в среднесрочной перспективе. Дело в том, что когда около пяти лет назад акцент в поддержке МСП было решено сместить на предприятия реального сектора, торговля из мер поддержки выпала. Но тогда проникновение сетей было гораздо меньше, местный бизнес в этой сфере успешно развивался. Сейчас ситуация изменилась. Мы решили вернуться к этому вопросу.

Важное направление - политика по размещению объектов нестационарной торговли. Это та ниша, где предприниматели в полной мере могут развернуться. Наша задача – создать для этого условия. Для этого департамент разработал методические рекомендации муниципальным образованиям. Этот документ идет в одной логике с проектом корректировки Федерального закона «О торговле», который, по заверениям парламентариев, может быть принят до конца этого года. Его общие контуры уже понятны – по нему для нестационарных торговых объектов (НТО) будут созданы максимально благоприятные условия.

Например, сейчас, если предприниматель арендует муниципальные земли, другое имущество, договор заключается чаще всего только на год. Бизнесмен остерегается вкладывать деньги в развитие: сегодня он здесь, а завтра местные чиновники решат иначе. В законопроекте говорится о заключении договоров аренды на срок не менее семи лет. Таким образом, бизнесмен получает стимул благоустраивать территорию, приводить объект в удобоваримый вид.

Помимо заключения договоров аренды на длительный срок, в наших рекомендациях говорится, в частности, о максимальной открытости схем размещения НТО на сайтах муниципалитетов. Если по объективным причинам необходимо павильон перенести (допустим, там будет проложена дорога), предпринимателю должны предложить альтернативу на хорошем проходном месте, и т. д. Эти рекомендации еще на стадии проекта несколько раз обсуждались на заседаниях Совета муниципальных образований, мы вносили в них коррективы в соответствии с пожеланиями органов МСУ. Сейчас документ выверен, отработан, и муниципалитеты взяли его на вооружение. Таким образом, мы создаем условия для долгосрочного планирования деятельности субъектами МСП.

Благодаря разработанным рекомендациям защита прав предпринимателей выходит на первое место.

В связи с введением онлайн-касс в январе этого года принято постановление администрации Смоленской области, согласно которому применение онлайн-передачи сведений обязательно только для организаций и предпринимателей, действующих в городах с численностью населения более 10 тысяч человек (у нас это Смоленск, Десногорск, Вязьма, Гагарин, Дорогобуж, пгт. Верхнеднепровский, Рославль, Сафоново и Ярцево).

Введение онлайн-касс - серьезная нагрузка для бизнеса. По нашим данным, цена вопроса варьируется от 20 тысяч рублей, когда можно сделать апгрейд имеющегося оборудования, до 60 тысяч - примерно столько стоит новый аппарат. Для небольшого ларька это колоссальная сумма. Тем более сейчас нужно около двух месяцев ждать, чтобы получить такую кассу. Так что принятое постановление - тоже определенный момент поддержки малого бизнеса.

- Какой объем налогов в региональный и местный бюджеты вносят крупные ритейлеры, какова его динамика?

- Что сетевые магазины здесь не платят налоги - заблуждение. Тот же НДФЛ, налог на землю не могут здесь не платить. Статистика это подтверждает. Информацией о размере фискальных платежей от крупного ритейла департамент не располагает. Однако общий объем поступлений в региональный и местный бюджет от организаций розничной торговли (кроме реализации автотранспортных средств и мотоциклов и по ремонту бытовых изделий и предметов личного пользования), находящихся на всех видах спецрежимов, за 2015 год составил 534,4 млн рублей, за 2016-й - 532,3 млн. Сокращение примерно на 2 млн рублей, или 0,38%, обусловлено, прежде всего, уменьшением оборота розничной торговли в регионе (за 2016 год - на 10,6%) в связи с общим снижением покупательной способности населения.

- Есть ли данные, сколько мелких магазинов закрылось в последние годы, не выдержав конкуренции?

- По информации органов местного самоуправления, по разным причинам в 2016 году прекратило свою деятельность 154 магазина, в том числе 71 продовольственный. При этом открылось 223 новых, в том числе 55 продуктовых и 42 «сетевика». Судя по этой информации, мы не видим вымывания небольших магазинов с рынка, они закрываются небезвозвратно - либо меняют место, либо специализацию, либо формат.

Нужно отметить, что в совокупности складывающихся в последние годы экономических условий развитие крупного ритейла – один из аспектов, ограничивающих деятельность мелкого бизнеса в торговле. Результаты опросов предпринимателей показывают, что, наряду с жесткой конкуренцией, на развитие мелкорозничной торговли влияет высокий уровень налогообложения, недостаток оборотных средств, существенные транспортные расходы, а также высокая арендная плата и проценты по кредитам.

- Губернатор на совещании в сентябре прошлого года дал установку, что наши сельхозпроизводители должны иметь возможность войти в сети. Как она исполняется?

- Все мы ходим в магазины и видим в «сетевых» продукцию местного производства. Иногда она даже помечена специальными табличками - сделано это по инициативе нашего департамента. Опять же, поддержка местного производителя.

Мы собирали статистику по каждой сети, какова в ней доля смоленских производителей, и в некоторых случаях она доходит до 60%. Просто некоторые продукты нелогично было вести издалека. Другое дело, что у нас немного производителей, которые могли бы дать большие объемы, необходимые сетям.


Автор: Николай Медведев








Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:38
вчера, 21:52
Под руководством Министерства лесного хозяйства и охраны объектов...
вчера, 20:14
Публикуем программу мероприятий, которые запланированы с 18 ...