Фотокузнец из Смоленска

Культура
Фотокузнец из Смоленска

С первых шагов в журналистике Валерий Ковалев заявил о себе как фотохудожник. Всем было видно: пришел новый мастер, ни на кого не похожий. Он не претендовал на философское прочтение или «двухслойный» смысл, спрятанный в глубине своих работ – был предельно реалистичен, откровенен и поэтически трогателен. От его снимков исходит редкостное ощущение тепла. Истинный фотокузнец, «коваль» последних дней советской эпохи, отраженной в тысячах негативов, томящихся в его личном архиве!

«Я любил красоту… В природе, в людях, - признается Валерий Федорович. – Красота – это простота».

Он создал огромнейшую портретную галерею России.

«Многих снимал, да. Помню, весной 1976 года к Анне Тимофеевне Гагариной в гости поехали. Ну, как в гости? В командировку. Очень тепло, душевно и радостно нас приняла. Простая женщина, но – со вкусом. Вкус во всем проявлялся – в интеллигентности общения, да и вообще во всем, к чему Анна Тимофеевна прикасалась.

Несколько раз фотографировал Юрия Никулина, он часто в Смоленске бывал. Приезжал в 1993-м, 94-м… Фотоальбом с автографом нашего земляка деткам отдал, на память.

Очень мне нравилось за дирижером Виктором Дубровским наблюдать – хорошие кадры вышли! Снимал его как очень красивого, харизматичного человека».

Фотографии Валерия Ковалева часто публиковались в «Рабочем пути». Он сам приносил в редакцию свои фотоотчеты с «полей» - снимки отрывали с руками!..

В 1983 году Ковалева пригласили во Всесоюзную «Советскую Россию». Тогда-то и исполнилась его мечта – своими глазами, а не глазами Юрия Сенкевича, увидеть просторы великой страны…

В мае этого года Валерию Федоровичу исполнилось 70 лет.

«Я никогда не видел Валеру хмурым»

«Мы вместе работали в молодежке – газете «Смена», - писал о товарище в 1997 году журналист газет «Все!» и «Рабочий путь» Александр Сиваков. – Прекрасные были дни молодости и творческой озабоченности! Валера летал, как Фигаро. Весело и легко. Работал серьезно, хотя еще только подступал к секретам творчества, только пробовал раскусить их. Между делом взял и поступил на ЕГФ – естественно-географический факультет пединститута. На практику уехал, кажется, на Тянь-Шань. География стала страстью. Ковалев реализовал эту страсть в практическом плане - с неистовостью одержимого всю Смоленщину исколесил. Но это был еще только маленький кусочек карты, за все широты и меридианы Отечества он возьмется, когда станет фоторепортером газеты «Советская Россия».

Газета работала на читателя свежо и талантливо. Вот так же работал и фоторепортер Валерий Ковалев, легко отправляясь в дорогу, чаще всего, в дальнюю.

В нем ощущалось редкостное энергетическое поле и душевное тепло. Я никогда не видел Валеру хмурым. Трудностей хватало, просто преодолевал он их со свойственным ему жизнелюбием».

Жаркий «станок» фотоувеличителя

«Фотолаборатория «Смены» располагалась на втором этаже здания областной администрации, - вспоминает обозреватель «РП» Андрей Завьялов. - Комнатенка, в которой от бывшего там туалета остались только водопроводные краны (что крайне важно для работы), едва могла вместить двух человек. Поэтому посторонних в ней никогда не было. Если удавалось застать там Валерия, то приходилось снимать куртку или пиджак (от увеличителей, сушилки для снимков было очень жарко) и тут же становиться участником творческого процесса.

Валера обычно стоял у «станка» (фотоувеличитель), и от него в мою сторону пачками летели экспонированные листы фотобумаги. Отшвырнув в сторону ставший помехой пинцет, я руками запихивал их в ванночку с проявителем, оттуда перетаскивал в воду и в фиксаж, а Ковалев расслабиться не давал. Снять до двадцати кассет пленки с одного мероприятия для него было обычным делом. И ложились на пол редакции десятки снимков, из которых окружившие их журналисты сами выбирали лучшие. А Ковалев не унимался, все его куда-то тянуло.

Купил себе мотоцикл «Урал», прикрутил к нему коляску для аппаратуры или на случай, если с кем из журналистов в командировку ехать, и сам колесил по всей Смоленщине. Поэтому до сих пор смотрят на нас с его снимков умудренные опытом старики, еще молодые ветераны Великой Отечественной, председатели колхозов, директора заводов, рабочие, колхозники, давно ставшая взрослой детвора...».

Затерянные в дрейфующих льдах Арктики

«Больше месяца мы провели на Северном Полюсе, на дрейфующей полярной станции, - вспоминал корреспондент ТАСС Юрий Сидоров. - Мыс Челюскина, Северная Земля, архипелаг Седова, Диксон, Таймыр. На ледовую разведку летали, над Ледовитым океаном кружили, моржей снимали. В такую пургу попали, какую нигде не видел!

С Валерой было легко. У нас сложился хороший тандем, Ковалев работал великолепно и мастерски. Он же здоровый, как бык! Спал несколько часов в сутки. Помню, как двенадцать дней плыли на дрейфующих льдах. Валера очень коммуникабельный, с ходу раскручивал людей на разговор. В Арктике красиво, там все с фотоаппаратами, Валерий всем советы давал, он же мастер».

За границу – без ложного пафоса!

Творчество Валерия Ковалева нашло признание в России и за рубежом. Выставки в Париже, Германии (Хаген, 1995), Голландии, дружба с американскими фотомастерами…

Ездил за границу без ложного пафоса - просто, как в затерянную в глубинке деревушку. Не хвалясь и не скупясь на рассказ с живописной деталью, чудесной теплотой и душевностью – отличительной чертой его фотографии.

«Он не мог нащелкать похожих друг на друга кадров…»

«Снимки под его фамилией в смоленских газетах появились в начале 70-х годов, - пишет журналист Ольга Чулкова («Смена», «Рабочий путь», «Смоленская газета»). - Сколько репортажей было сделано со строек Смоленщины, о ходе весенне-полевых работ! Казалось, тут уже не до оригинального взгляда на все происходящее. Но нет! Вспоминаю случай, когда редакции понадобился репортаж из колхоза им. Ленина Починковского района, которым руководил Герой Соцтруда С.И. Бизунов.

Что тут доскочить до Починка и снять несколько кадров? Но Ковалев застрял у Бизунова на два дня, словно приклеился к Сергею Ивановичу. Куда тот, туда и Ковалев. Напросился даже ночевать в председательском доме. Бизунов получился непарадно-геройским. Помню, тогда даже растерялась: как давать такой очерк о Бизунове?

Ковалев не мог просто приехать и нащелкать похожих друг на друга кадров, чтобы потом было трудно отличить Иванова от Сидорова, которые вечно из кабины трактора выглядывают, неумело позируя на мостике комбайна.

Его интересовала не показуха, которой было немало в то время, а настоящая, порой корявая, суровая жизнь людей. С фотографий Валерия лица стариков и старух рассказывают о многотрудной судьбе селян. Никто так не снял Юлию Друнину, Юрия Бондарева, Сергея Михалкова, Виля Липатова, как он. Характер высвечен!»

«Голая» выставка

Валерий Ковалев одним из первых в советском тогда Смоленске решился освоить жанр «ню». И не в «стол» снимал – сумел доказать консервативным до мозга костей чиновникам от культуры, что это – красиво. Завораживающе, невероятно притягательно! Ковалев обнаженным нервом своего творчества показал провинции, что эстетика совершенного человеческого тела, отображенная на фотографии светотенью, к порнографии никакого отношения не имеет. Без преувеличения, он совершил революционный прорыв, сумев организовать «голую» выставку. ТАКОГО в Смоленске еще не видали!

Погибшая сила

В 1995 году с Валерием Ковалевым случилось несчастье. Машину забыли поставить на тормоза, и он попытался остановить ее... Но не смог, несмотря на всю свою силищу. Фотокузнеца придавило пол тонной железа. Сильно пострадали ноги. Ковалева парализовало, отнялась речь.

«Представить себе этого большого, красивого, веселого человека прикованным к постели было невозможно, - признавалась Ольга Чулкова. - Жизнелюбие помогло ему выстоять в той ситуации. И еще жена – несравненная его Наташа, сыновья Саша и Максим.

Как только оклемался от болезни, взял в руки фотоаппарат. После этого была еще одна персональная выставка…».

«Жаль, очень жаль, что закончилась эра пленочной фотографии, - печалится Андрей Завьялов, который в силу журналистского призвания и сам не выпускает из рук камеру. - Сегодняшнее многоцветье снимков не так тревожит душу, как те, черно-белые, пронизанные тонкими полутонами фото, в каждое из которых мастер обязательно вкладывал частичку своей души».

Справка «РП»

Валерий Ковалев родился 1 мая 1947 года в д. Ново-Михайловское Монастырщинского района Смоленской области. С 1971 года работал фотокорреспондентом молодежки «Смена». С 1983-го - собкор «Советской России».

Является одним из создателей легендарного смоленского фотоклуба «Миг» (1978). Организатор и первый председатель региональной организации Союза фотохудожников России (1991).

Участник свыше ста всесоюзных и международных фотовыставок. Имеет многочисленные награды и призы фотоконкурсов высокого уровня. Участник персональных выставок в СССР, Нидерландах и Германии.


Автор: Анастасия Петракова


Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 23:00
В кадре – детеныши енотовидной собаки.
вчера, 22:10
Он  так и не смог научиться на нем ездить…
вчера, 21:35
В Рославльском районе в большегруз врезалась легковушка.
вчера, 20:50
Сегодня вечером загорелась квартира в пятиэтажке на ул. Соко...

Опрос

Какие домашние животные у вас есть?


   Ответили: 193