В смоленском Доме художника открылась выставка Михаила Горского «Родное». Посмертная…

Культура

Неизменная рубашка в клетку, слегка сутулые плечи. Высокий лоб философа. И - печальный, проникающий в самую душу взгляд человека, израненного березовой красотой. Таким я запомнила Михаила Горского.

В смоленском Доме художника открылась выставка Михаила Горского «Родное». Посмертная… Сквозь дымку, окутавшую прозрачную чистоту работ, слышится голос художника – тихий голос интеллигентного человека, в чьих глазах отразилась синева выцветшего августовского неба и родниковая вода, затерянная в перелесках...  
«Сюжеты его картин просты и естественны: кустики, березки, излучина реки, деревенские избы, - писал о творчестве Михаила Горского его друг,  искусствовед Владимир Аникеев. - Но всякий раз поражает, как можно с таким восторгом написать весну. Не ту, цветущую яблоневым цветом, а раннюю, неприглядную, с едва оттаившими полыньями земли среди грязного снега… Или предрассветный туман на скошенном лугу, окутанные тишиной стожки, залитый солнцем луг с ярко-лиловой полоской кипрея… Михаил Горский – художник по природе своей, быть им предназначено ему от рождения».
Картины Горского вызывают светлую грусть, в них - метафизическая тоска по несбывшемуся, неустроенность и одиночество человека. Каждого из нас, кто не утратил способности видеть мир обнаженным сердцем. И – духовная сопричастность с родной землей, которую мы потеряли.  Эта земля, нежная, застенчиво улыбающаяся сквозь слезы дождей и туманов, стала никому не нужна. Заросли бурьяном поля, облетели цветущие яблони…
Изъеденную ржавчиной равнодушия красоту распродали по кусочку пришлым. Спрятали за высокими заборами. Навсегда. Бесповоротно.  Последние годы своей жизни Горский страдал от творческой безысходности и отчаяния. Его картины «утратили актуальность» и были выброшены… за ненадобностью за борт. Полные солнечного света, эти радужные слепки жизни и чувств пылились в душной пустоте. Без надежды, лишенные неотъемлемого права петь о красоте окружающего нас мира. А вслед за ними, в вакуум, и ушел сам  художник, уставший от бесцельности существования  в выхолощенном деньгами социуме.  
- Иногда наша душа отлетает от тела. К некоторым людям она не возвращается, про таких говорят: «Бездушные…»,  - заметил народный художник России Вячеслав Самарин. – Мне кажется, что Миша Горский предвидел свой уход. Его душа предвидела! Смотришь на картину «Сентябрьский снег» и физически ощущаешь, как она парит над нею в пространстве… Я остро ощущаю его присутствие.  
Человек жив, пока его помнят. Певец простого, безыскусного, родного получил дарованный ему талантом пропуск в Бессмертие. В пронзительную, хрустальную тишину осеннего золота своих работ, существующих вне времени. 
 
«…Я думаю, что счастье художника в способности чувствовать и выражать красоту Божьего мира. Это путь познания. «А что такое познание? – спрашивал у меня дедушка и сам же отвечал. «Это как напиться из родничка придорожного в жаркую летнюю пору: зачерпнул ледяной водицы, глоток-другой – и утолили жажду, а вода прибывает».
Михаил Горский.
 
Фоторепортаж с выставки можно посмотреть здесь







Загрузка комментариев...
Читайте также
3 минуты назад
Последний день длинной рабочей недели порадует смолян.
40 минут назад

Об этом предупредили в ФКУ Упрдор Москва – Бобруйск.

сегодня, 15:46

Временные неудобства возникнут в двух районах.

сегодня, 15:32
Сегодня, в День памяти погибших в радиационных авариях и кат...
Новости партнеров