В Смоленске прошел правозащитный кинофестиваль "Сталкер". Икона для Веры Сторожевой

Культура

Пять дней – с 20 по 24 июня в Смоленске показывали фильмы – призеры Международного кинофестиваля «Сталкер». Программа кинофорума, который проводится Гильдией кинорежиссеров России при поддержке Фонда Президентских грантов, включила лучшие российские и зарубежные игровые, а также документальные ленты о правах человека.
«Сталкер», среди участников которого были замечены известные деятели кино (Вера Сторожева, Юсуп Разыков, Тимофей Жалнин и другие), - не политический и не коммерческий проект. Вход на все просмотры свободный.
В этом году Смоленск стал третьим по счету российским городом, демонстрирующим актуальное правозащитное кино. Ранее с программой кинофестиваля смогли познакомиться зрители Курска и Красноярска.  

   Марлен Хуциев: «Надеюсь, что в следующем году мы не будем проводить фестиваль…»          

Открытие кинофорума «Сталкер», основной целью которого является формирование правового сознания общества средствами кинематографии, ежегодно проходит 10 декабря в Москве в знаковую для истории человечества дату. Именно в этот день Генеральной ассамблеей ООН была принята 
 Всеобщая декларация прав человека.

Изначально, когда только начал осуществляться этот проект, участниками конкурсной программы становились режиссеры, чьи работы рассказывали о судьбах заключенных.

«Сталкер» стартовал в 1995 году в непростое для России время, когда с множества архивных томов советской эпохи сняли гриф «Секретно», обнародовав деятельность концентрационных и трудовых лагерей, в которых томились тысячи граждан нашей страны. Архивные сведения явились толчком к созданию кинематографистами множества документальных и художественных картин на болезненную, актуальную для общества тему.

Сформировавшийся в 90-е кинофестиваль громко заявил о себе, и его организаторы осознали: нужно защищать права не только заключенных, но и остальных людей. К сожалению, проходят годы, однако тема защиты прав человека не иссякает. Однажды президент «Сталкера», народный артист СССР Марлен Хуциев сказал: «Я надеюсь, что в следующем году мы не будем проводить фестиваль…». Перенявший в 2019 году эстафету Хуциева Вадим Абдрашитов продолжает популяризировать кинофорум, который по-прежнему заостряет внимание общества на вопросах, волнующих всех нас.

Гендерное неравенство, непреодолимые трудности, с которыми вынуждены сталкиваться инвалиды, эйджизм...

Новое время рождает новые проблемы!

     «Интересно взять человеческую историю и показать ее в неожиданном ракурсе...»

20 июня идейный вдохновитель «Сталкера», исполнительный директор Гильдии кинорежиссеров России Игорь Степанов представил смолянам Веру Сторожеву и ее военную драму «Мария. Спасти Москву», премьера которой состоялась 12 декабря 2021 года на фестивале «Сталкер». В российский прокат фильм вышел 27 января, однако в Смоленске так и не был показан.

Вера Сторожева – актриса, режиссер, сценарист и продюсер, заявившая о себе в 1989 году, сыграв роль в арт - хаусной ленте Киры Муратовой «Астенический синдром».

Затем были телевизионный проект «Живой Пушкин», который удостоился премии ТЭФИ в 2000 году, и продолжение сотрудничества с Кирой Георгиевной, вылившееся в сценарий третьей части ее знаменитых «Трех историй» («Девочка и Смерть»). И, наконец, дружба с эксцентричной Ренатой Литвиновой, результатами которой явились картина «Небо. Самолет. Девушка» и маленькая роль в драме Литвиновой «Богиня. Как я полюбила» (Вера играет продавщицу из рюмочной).

Сторожевой уже давно не интересно в столице.

«В провинции каждый город имеет свое лицо, - признается Вера Михайловна. - Самое главное, здесь проще снимать – все настоящее, правдоподобное, искреннее. В Москве мне, как режиссеру, работать невозможно».

Зато на периферии получается, да еще как! Фильм «Путешествие с домашними животными», завоевавший в 2007 году Гран-при ММКФ, положил начало провинциальной трилогии, которую завершила картина «9 дней и одно утро».

Вера Сторожева попала в точку - ее незамысловатое кино о простых людях – сиротах из детдома - очень тепло встретили в Смоленске в 2014 году. Доказательство тому – Сапфировый Феникс, символизирующий зрительские симпатии. Вторая по значимости награда кинофестиваля «Золотой Феникс» из злата-серебра весом в 530 граммов!

«Следующее кино будем снимать в Смоленске, и смоляне будут в нем играть», - пообещала Вера Михайловна лет восемь назад. Со съемками как-то не сложилось, однако Сторожева снова вернулась в наш город, чтобы показать свою картину «Мария. Спасти Москву», прокат которой не был широким, как того хотелось бы. Пандемия, коронавирусные ограничения, проблемы с прокатчиками…

Режиссер не делит людей на «маленьких» и «больших»: «Для меня неважен социальный статус. Людские проблемы у всех одинаковы и всем понятны. У меня в кино доминируют женщины, потому что они более эмоциональны и психологически подвижны.

Любовь, жизнь и смерть никогда не устареют. Интересней взять человеческую историю и показать ее в неожиданном ракурсе...».

Именно такой историей (спорной и очень непростой) и оказался фильм «Мария. Спасти Москву», вызвавший у зрителя горячую дискуссию.

«Если после просмотра фильма остается много вопросов, значит, мы о чем-то не договорили…»

- Так уж вышло, что смоляне увидели мой фильм в канун трагической для страны даты – 22 июня, - говорит Вера Михайловна. – Это военная драма, в основу которой легла легенда религиозного толка, вызвавшая очень много споров. Кто-то считает, что все, о чем мы говорим со сценаристом Еленой Райской с экрана, абсолютная правда. Другие не желают верить в крестный авиаход вокруг Москвы…

А я знаю человека, утверждавшего, что он был знаком с женщиной, приютившей старицу Матрону, которая очень убедительно утверждала: «Да, Сталин действительно приезжал к слепой ясновидящей, когда в Москве сложилась очень тяжелая ситуация».

Факт №1

Фильм режиссера Веры Сторожевой «Мария. Спасти Москву» - вольный пересказ религиозного мифа о Великой Отечественной войне, который действительно опирается на устные и ничем не подтвержденные свидетельства.

О встрече Матроны Московской, канонизированной РПЦ в 1997 году со Сталиным рассказывала дочь женщины, у которой старица снимала комнату во время войны. Кстати, в житие самой Матроны этот эпизод не вошел. Основание – отсутствие документальных доказательств.

- 17-19 октября 1941 года в столице началась паника. Из Москвы бежали не просто обычные люди, а руководители высокого ранга и чиновники. Эвакуировались министерства и ведомства, на улицах горели костры из секретных архивных документов. Именно в этот решающий для страны момент Сталин спросил у Матронушки: «Что нужно сделать, чтобы враг не вошел в Москву?» Иосиф Виссарионович получил ответ этой удивительной незрячей женщины: «Нужно икону в небо поднять…».

Факт №2

Впервые история чудотворной иконы, якобы спасшей Москву в конце 1941 года, появилась в печати в 1990-х годах. Документальных тому подтверждений, кроме устных свидетельств, нет. Историки, да и православное духовенство причисляют эту легенду к разряду эффектных выдумок. Нет и единодушия среди устных свидетельств: неизвестно, с каким образом (или списком) совершался беспрецедентный облет: Тихвинской, Казанской или Владимирской иконы? Дескать, именно облет, совершенный на самолете «Ли-2» остановил немцев на подступах к Москве, которые не смогли пересечь   наземную проекцию траектории полета.

Так или иначе, но легенда так и осталось легендой, на чем настаивает и Церковь.

- Я отдаю себе полный отчет в том, что не только чудотворная икона помогла спасти Москву. Сотни тысяч людей защищали город, дети рыли окопы, ополченцы стояли насмерть. Весь народ поднялся на защиту любимой столицы!

Но мне захотелось поведать историю девушки Марии и возрождении ее души, заодно упомянув о чуде.

И тонким пунктиром наметить главную мысль: как русский народ едва не дошел в борьбе с духовностью и верой до точки невозврата. Когда Сталин решил вернуть патриаршество (речь идет о знаменитой встрече с церковными служителями 4 сентября 1943 года, - Авт.), он столкнулся с проблемой фактического прерывания преемственности. Вводить в сан патриарха стало некого…

Были расстреляны все высокопоставленные духовные лица, из них остались считанные единицы. Разве моя «Мария» не относится к правозащитному кино?   Мы не ставили перед собой задачи снимать документальный фильм. В сценарии Райской фигурировала некая придуманная икона, но мы решили отказаться от выписывания нового образа Божьей Матери, слишком уж дерзновенно это!

Выбрали два варианта икон – Казанской или Тихвинской Божьей Матери, и остановились на списке Тихвинской, первоначальный образ которой в ту пору был за границей. Тихвинская всю войну пробыла на занятой немецкими войсками территории, а в Россию оригинал иконописного изображения был возвращен лишь много лет спустя: в 2004 году.

Актрису, сыгравшую особистку Машу, зовут Мария Луговая. Она сразу пришлась ко двору, я утвердила ее с первого дубля.

Маша держит на своих хрупких плечах весь фильм, пожалуйста, оцените ее работу!

                Про веру, Сталина и Матронушку Московскую  

Декабрь 1941 года. Младший лейтенант госбезопасности Мария Петрова (Мария Луговая) по заданию НКВД наведывается в квартиру, где поселилась ясновидящая Матрона (Ольга Лапшина). К слепой провидице выстроилась очередь из женщин, чьи мужья и дети воюют на фронте. Старица не пытается обнадежить москвичек: говорит все, как есть. В иносказательной форме, предельно кратко. Как хочешь, так и понимай.

Мария «под прикрытием» тоже получает свой прогноз на будущее. Матрона обещает женщине-лейтенанту, что через несколько дней у нее будет… ребенок от любимого человека. Жесткая, неуживчивая Петрова докладывает своему начальнику (Сергей Пускепалис) о прилюдно творимом в столице мракобесии.

Но надо ж такому случиться: обеспокоенный тяжелейшим положением на подступах к Москве товарищ Сталин и сам не прочь узнать у старицы, «чем сердце успокоиться». Как спасти осажденный город? В результате Мария получает опасное задание: вместе с группой из семи бойцов она должна перейти линию фронта, проникнуть в оккупированный немцами Порхов и добыть чудотворную икону. Задание неслучайно: железная девушка родилась в этом городе и знает в нем каждый укромный уголок…

Очень тяжелая и тягостная по колористике (оттенки синего символизируют тревогу и страх, оранжевый цвет – хаос и смерть) картина Сторожевой «Мария. Спасти Москву» вызвала споры зрителей отнюдь не своей религиозной подоплекой.

Это - очень женское кино со всеми его недочетами и ситуациями, граничащими с абсурдом. Здесь чего только не намешано, как в наспех приготовленном хозяйкой винегрете. Вызывает недоумение набожный немецкий комендант, который, будучи католиком или протестантом, зачем-то регулярно приезжает на службу в православный храм. Осатанелая лейтенантша Маша Петрова - дочь расстрелянного священника, каким-то чудом умудряется просочиться в ряды НКВД и в прямом смысле слова идет вверх по трупам. Порховский поп - спаситель Марии - бывший особист, про которого… почему-то забыли в органах (чудеса!). Кажется странным и поведение диверсионной группы, которая, вместо того, чтобы тихо просочиться через линию фронта с иконой, привлекает к себе внимание взрывами гранат...

Ясно одно: кинорежиссура – дело настоящих мужчин, и до высот Ларисы Шепитько (всегда должно быть исключение из правил!) и ее триумфального «Восхождения» Сторожевой подняться не суждено.      

Премьеру фильма приурочили к 80-й годовщине начала советского контрнаступления в декабре 1941 года. Однако о триумфальном разгроме немецких войск под Москвой в ленте не сказано практически ни-че-го. Хотя совершенно очевидно, что не вмешательство свыше, а стойкость и мужество советских воинов (коммунистов, комсомольцев и беспартийных, большая часть которых была неверующими) смогли обусловить победу!

В этом-то и вся беда, снижающая градус хорошего фильма.

Ведь самое главное в нем отнюдь не манипуляции с иконой и не лихой квест за линией фронта, а духовное перерождение не верующего в Бога человека. Возрождение исковерканной души девочки, способной хладнокровно застрелить человека или разбить ему голову прикладом. Ее становление матерью!

В финале картины образ стальной и непреклонной Марии приобретает смысловой оттенок иконописного: уверовавшая безбожница с младенцем на руках уходит в снежную даль навстречу новой, еще непривычной для нее жизни...  

Фильм Веры Сторожевой не о спасении Москвы. Он негромко повествует о чудесном спасении Марии – отступницы.      

P.S. Драму «Мария. Спасти Москву» в формате правозащитного фестиваля «Сталкер» продемонстрировали в одном из исправительных учреждений УФСИН по Смоленской области. Здесь же состоялась и встреча с кинорежиссером Верой Сторожевой.



Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
26.04.2023 13:01
Цифровизация сельского хозяйства, точное земледелие уже давно...
21 минуту назад

Он совершил ряд противоправных действий по отношению к жене...

47 минут назад

Уважаемые потребители! В случаях проведения плановых ремонтных...

59 минут назад
Об этом рассказали в региональном отделении Социального фонд...
Новости партнеров