В маске и с санитайзером наперевес. Культурные итоги года в Смоленской области

Культура
В маске и с санитайзером наперевес. Культурные итоги года в Смоленской области

Декабрь - время подведения итогов. Чем запомнился смолянам еще один «коронованный» вирусом 2021-й культурный год?

В поисках утраченного

Возвращение Неизвестной

В канун Рождества Христова в музей-заповедник А. С. Грибоедова «Хмелита» вернулась картина неизвестного художника «Неизвестная девочка в сером платье». Работы по ее восстановлению провел специалист Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря П. Е. Балалаев.

Реставраторы удалили пылевые загрязнения с лицевой и оборотной сторон, грубые записи и подлаковые загрязнения вместе со старым дублировочным холстом, восстановили прозрачность покровной пленки, а также реставрационный грунт по краям прорыва. Живопись покрыта лаком, места утрат затонированы.

«Неизвестная девочка в сером платье» заняла место в парадном зеленом зале «Хмелиты» рядом с другими портретами неизвестных дам и сановных вельмож. Ее могут увидеть все желающие. По результатам лабораторных физико-химических исследований вероятная датировка картины, которую приобрел основатель музея Виктор Кулаков, - конец XVIII или начало XIX века.

- Портрет хороший, рука мастера уверенного и опытного. На промежуточном этапе даже были предположения, что это рука известного портретиста Владимира Лукича Боровиковского, писавшего царскую семью, - отмечает генеральный директор музея-заповедника «Хмелита» Н. В. Кулакова. -Однако данная информация не подтвердилась.

Еще одно немаловажное событие культурного года: в Смоленскую художественную галерею после реставрации вернулась картина неизвестного нидерландского живописца XVI века «Святой Иероним в келье». Полотно заняло свое место в постоянной экспозиции коллекции западноевропейского искусства.


Поэзия

«120 килограммов трансреализма»

13 января этого года могло бы исполниться 60 лет смоленскому поэту Александру Голубеву, который погиб в результате несчастного случая в 2006 году.

Это был самый «крупный» стихотворец своего времени: вес - 120 кг, рост - 190 см. Из тех, кого называют «матерый человечище». Высокорослый красавец был талантлив во всем.

В конце 80-х в провинциальном Смоленске вокруг его харизматичной личности сплотилась творческая ячейка единомышленников. По инициативе Голубева было создано международное арт-объединение «КЭПНОС» (Германия - Россия - Украина - Эстония). Проводились концерты, выставки и вечера неофициального искусства. Наладилась связь с Москвой, Петербургом и другими центрами творческой активности.

Голубев становится одним из учредителей Всероссийского гуманитарного фонда имени Пушкина и возглавляет его смоленское отделение.

Благодаря его незаурядным организаторским способностям в Смоленске проводятся два грандиозных по тем временам международных фестиваля современного искусства - «Артбдения-91» и «Арт-бдения-92». В них принимали участие Дмитрий Пригов, Нина Искренко, Юрий Арабов, Иван Жданов, Сергей Летов, Света Литвак, Игорь Яркевич, Герман Лукомников, Ры Никонова - всего более 300 литераторов, художников, музыкантов из 30 стран.

При жизни у Голубева вы­шли одна книга - «Стихи разных лет» (1993) и самиздатовская брошюра «По направлению от Ивана» (1999) под псевдонимом Серафим Шерстерылый. При этом он имел учеников и последователей в России, Белоруссии, Эстонии.

В ноябре 1992 года на «Радио России» и «Эхе Москвы» состоялись передачи, посвященные творчеству поэта. С 1993 года Александр Голубев руководил Смоленской областной организацией Союза литераторов России. В 1994 году его книга «Стихи разных лет» выдвигалась на соискание Государственной премии России.

На 10-летие смерти поэта в «Независимой газете» вышла статья с подзаголовком «Смоленский поэт Александр Голубев как 120 килограммов трансреализма».


Редкая книга

«Золотой век» Смоленска

В издательстве международного историко-литературного журнала «Странникъ» увидела свет очень редкая книга. Роскошное переиздание монографии (тираж - всего 500 экземпляров!) смоленского историка и журналиста Владимира Маркова «Золотой век Смоленска.

Архитектурные памятники XII - XIII веков» будет интересно всем - студенту, учителю истории, краеведу.

«Золотой век» углубил и переосмыслил труды Николая Воронина и Павла Раппопорта, изучавших архитектурно-археологическое наследие древнего смоленского зодчества XII - XIII веков. Владимир Марков использует в своей книге и новые материалы, которые были получены в результате раскопок Николая Сапожникова и по результатам архитектурно-археологической экспедиции Государственного Эрмитажа и экспедиции Института археологии РАН.

Когда возникла «мода» на смоленское зодчество? Где находился храм Николы Полутелого и почему был так странно назван? Кем были «вольные каменщики» из Смоленска? Кто населял смоленские концы? О чем может рассказать пол, вымощенный плитками в виде «сердечек»? Сколько в Смоленске жертв «бульдозерной технологии»? На эти и другие вопросы отвечает краевед в своей дополненной новыми фактами книге. Интересно, что взгляды автора на историю во многом расходятся с каноническими.

В издании использованы уникальные фотоматериалы из архива Владимира Маркова.


Кино

Удача года. «Вампиры средней полосы»

По данным аналитиков YouScan, самым обсуждаемым российским сериалом весны стали «Вампиры средней полосы» с Юрием Стояновым в главной роли - сериал, рассказывающий о смоленских бессмертных.

При создании рейтинга учитывались данные с 1 марта по 31 мая этого года, включая упоминания в социальных сетях и общее вовлечение аудитории в обсуждения. Всего авторы исследования учли более 300 тысяч реакций - комментариев и тематических постов. У «Вампиров средней полосы» по этим показателям получилось более 75 тысяч лайков, репостов и других подобных проявлений активности аудитории.

Премьера двух первых серий состоялась 18 марта на видеосервисе «Start». На телевидении сериал показали в августе на канале ТНТ.

«Вампиры…» - настоящая славянская сага о бессмертных, замешанная на бытовухе и напрочь лишенная компонента фэнтези.

Есть в ней еще один главный герой. Смоленск - не только географическая локация, но и, пожалуй, основной персонаж в лихо закрученной детективной истории. Этакая зловещая «вещь в себе», пронизанная древним кровопролитным духом и состоящая из старых кварталов, окраин, пустеющих окрест деревень. У режиссера сериала Антона Маслова вышло самобытно и аутентично показать едва теплящуюся НЕжизнь за МКАДом.

Кстати, говорят, что сцену обращения в вампиры милиционерши Анны (Екатерина Кузнецова) Святославом Вернидубовичем снимали во дворах на улице Энгельса.

Первый сезон был высоко оценен критиками, и еще в апреле, до показа финальной серии, шоу было официально продлено на второй сезон.

Начало съемок запланировано на весну 2022 года.


«Золотой» провал года

11 сентября на канале «Россия 1» к юбилею актера Федора Добронравова показали мини-сериал «Золотой папа», который режиссер Александр Назаров снял в Смоленске. «Золотого папу» планировали отснять в Минске, но что-то пошло не так и съемочной группе пришлось приземлиться в поселке Гнездово. Его в целях сериальной конспирации переименовали в Чудов.

Да вот беда, сериал (про который шумели целый год - «Золотой папа» наш, родненький, смоленский, в нем приняли участие наши, смоленские актеры!) даже на «бронзу» не тянет. У Назарова, задумавшего вылепить сатирически-ироническую комедию, слепок сельской жизни вышел комом.

Получился нежизнеспособный симулякр. Представление о представлениях! Все, что угодно, но только не изображение затерянного где-то глубоко в провинции поселка под названием «Чудов» и его чуднЫх обитателей. Попытка «городских» сыграть «деревенских», как оно в последнее время бывает, с треском провалилась. Декорации в «Золотом папе» (антураж самого обычного сельского дома с его типичными, а потому жизненными бытовыми деталями) выглядят куда убедительнее персонажей сериала, которых будто вырезали из картона и наклеили на не свойственный для них «заМКАДовский» пейзаж.

Вот как отзывались зрители о «Золотом папе»:

«Какая ерунда. Посмотрел первую серию и... удалил - халтура».

«Скучно и не смешно. Вернее, юмор на уровне «Кривого зеркала».

«Субботнее кино на канале «Россия» - это диагноз. Жаль, что Федор Добронравов под это подписался».

«Начиналось вроде хорошо. Юмор, легкий сюжет. Потом пошел какой-то бред. Досмотрела, просто чтобы досмотреть».

Что же до смолян, так им остается гордиться локацией съемок и участием в эпизодах смоленских актеров. Мелькнут на экране Инна Флегантова, Екатерина Максимова, Игорь Голубев, Виктория Клевцова-Абакумова, Анастасия Клецова. Опознают театралы Олега Марковкина, затерявшегося в массовке; Александра Кокшарова в роли поселкового доктора, который расследует исчезновение спирта; Людмилу Лисюкову за карточным столом. Арсен Казарян привнесет в эпизодический калейдоскоп восточный колорит иезуитски изворотливого дельца.


«Золотой Феникс»

«Пальма» - вне конкуренции!

«Я хочу, чтобы смоленский кинофорум приобрел международный статус!» - заявил его президент Всеволод Шиловский на открытии XIV Всероссийского кинофестиваля актеров-режиссеров «Золотой Феникс» в конце сентября. Гран-при четырнадцатого «Золотого Феникса» удостоился Александр Домогаров-младший - за драму «Пальма».

«Благодарю за доверие, - поделился со смолянами своей нескрываемой радостью режиссер трогательной «Пальмы». - Для всех нас победа на фестивале явилась большой неожиданностью. Мы не рассчитывали на главный приз и не думали, что сняли настоящее фестивальное кино».

Создатели картины признались: оказывается, «Пальма» в российском прокате собрала самую большую кассу, оставив далеко позади все картины, снятые про собак за последнее время, а их было много.

Написавшему к фильму музыку композитору Ивану Бурляеву вручили Приз имени Михаила Глинки.


Скандальчик

Олень за забором

Весной паблики в ВКонтакте взорвала новость: жители Калининграда хотят забрать оригинал смоленской скульптуры - бронзового оленя, который установлен в сквере «Блонье», а некогда украшал охотничью усадьбу кайзера Вильгельма II под Нестеровом.

Смоленские краеведы подтвердили: конфликт между Смоленском и Калининградом надуманный. Тому подтверждение - проведение работ по созданию копии скульптуры, которая уже успела стать символом нашего города. В результате формовочных работ у смоленского оленя, простоявшего за забором целый месяц, появился двойник, которого специально изготовили для Калининградской области. Готовую копию отправили в Нестеров.


Народный музей

«Островок коммунизма»

В начале октября в центре Смоленска, на улице Ленина, открылся музей, посвященный ностальгии по советскому прошлому.

Музей носит название «народный» и пополняется из личных фондов смолян. Хронологический разброс представленных экспонатов огромный: от документов начала 1930-х годов до советских артефактов 1980-х. Есть и уникальные предметы, запечатлевшие фрагменты истории, - например, кресло с последнего судебного процесса в Смоленске, завершившегося смертельным приговором девяти бывшим полицаям.

В трех залах музея, как слепок во времени, застыли детали быта: шкафчики и покрывала с оленями, школьные парты, чешский хрусталь, радиоприемники и новогодние игрушки, выцветшие открытки, книги и черно-белые фотографии по стенам. Множество мелочей, из которых складывается узнаваемый портрет эпохи. Все можно трогать, открывать, вертеть в руках. Сбор новых экспонатов идет непрерывно. В дальнейшем в Музее СССР планируют проводить экскурсии и устраивать встречи клубов по интересам. Вход в него - свободный.

Открытие «островка коммунизма» приурочено к 100-летию официального создания СССР - 30 декабря 1922 года, когда I съездом Советов СССР была утверждена Декларация об образовании Союза ССР.


Наука

В Смоленске увековечили память Вадима Баевского

25 октября в СмолГУ открыли мемориальную доску в честь основоположника смоленской филологической школы Вадима Баевского. Событие уникальное - памятные доски, увековечивающие память филологов, в России можно пересчитать по пальцам.

Вадим Баевский - автор свыше десятка монографий и сотен статей в журналах, газетах и энциклопедических словарях. Выдающийся российский литературовед и критик, педагог, публицист, поэт, историк, теоретик литературы, писатель и переводчик, чьи труды опубликованы на 16 языках. Равноправный собеседник Юрия Лотмана. Создатель смоленской филологической школы по исследованию историко-культурных связей русской поэзии и теории стиха. Кембриджский и Американский биографический центры трижды(!) объявляли Вадима Баевского Международным человеком года.

Вадим Соломонович Баевский - классик отечественного стиховедения, который одним из первых начал применять в науке о стихе точные методы и, кстати, написал о них большую синтезирующую работу, изданную «языками славянской культуры». Он автор «Истории русской поэзии» с 1730 по 1980 год, учебника истории русской литературы XX века, первой и единственной книги о Давиде Самойлове (1986), комментатор и толкователь Бориса Пастернака, с которым был лично знаком.

«Открытие мемориальной доски - большое событие не только для города и университета, но и для каждого из нас лично, потому что мы - ученики Вадима Соломоновича, - говорит профессор СмолГУ Ирина РОМАНОВА. - Мы мечтали об этом много лет, и наконец-то нашу мечту удалось воплотить в рамках крупного проекта «Смоленск просвещенный», который возглавила доктор филологических наук Лариса Павлова. Цель проекта - сохранение памяти о выдающихся смолянах, которые составили славу Смоленска в области науки, культуры и просвещения. Ради этого мы записали цикл видеолекций, разработали новые экскурсионные маршруты и устанавливаем памятные знаки. Большое спасибо ученикам Баевского, которые внесли свою лепту в это благое дело».


Загадки Рыцаря печатного образа

В конце июня в СмолГУ завершились съемки фильма-лекции о Владимире Ефимовиче Захарове, выдающемся лекторе, преподавателе и декане литфака Смоленского государственного педагогического института. Над фильмом, который получил название «Загадка Захарова», работал дуэт, представляющий Смоленский центр гуманитарных исследований: автор сценария и лектор - доцент СмолГУ Леонид Каяниди, оператор-постановщик - Денис Артеменко. Работа велась в рамках проекта «Смоленск просвещенный: информационно-образовательный портал», поддержанного Фондом президентских грантов (руководитель проекта - Л. В. Павлова, куратор цикла лекций - И. В. Романова).

«Наверное, ни один преподаватель Смоленского университета не пользовался такой безмерной любовью, не был окружен таким восхищением, как Владимир Ефимович, - говорит Леонид КАЯНИДИ. - Причем на протяжении всего своего полувекового преподавания, вплоть до самого последнего дня работы. Однако, несмотря на это обожание, он, по сути, был человеком замкнутым, одиноким, лишенным тщеславия. Общее восхищение было ему приятно, но удовлетворения не приносило».

На идеологическое давление советского строя он отвечал внутренним диссидентством и уходом в лес, подобно Эрнсту Юнгеру. Член КПСС с 1962 года, он был чужд карьеризма, отказался от новой квартиры и жил в преподавательском общежитии.

Владимир Ефимович заслужил множество самых разнообразных характеристик, в которых делается попытка уловить сущность его личности: «рыцарь без страха и упрека», «последний романтик», «Дон Кихот», «вольнодумец с благородной репутацией», «смоленский Аристофан»… Судьба Захарова поражает своеобразием жизненной траектории. В нем есть какая-то загадка, какая-то сложность, какой-то вопрос, обращенный не только современникам, но и нам, его потомкам.

О загадочной личности Владимира Захарова рассказывает фильм-лекция, которую в свободном доступе можно увидеть и услышать на видеохостинге YouTube. Презентация фильма состоялась в ноябре 2021 года.

 


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 23:08
вчера, 22:41
Об исчезновении Никиты Новикова сегодня сообщили добровольцы....
вчера, 22:28
Сообщение о поиске опубликовал ПСО «Сальвар».
вчера, 21:56