Подкалывала потом: «Купил жену за пять копеек»

Спорт
Подкалывала потом: «Купил жену за пять копеек»
«Матч ТВ» пообщался с Любовью Ярцевой, вдовой ушедшего из жизни известного футболиста и тренера Георгия Ярцева, которого связывает со Смоленском очень многое.

«Твой муж умер»
- За год, прошедший после смерти мужа, смогли привыкнуть к его отсутствию?
- Трудный, тяжелый год. Многие говорили, что со временем должно что-то измениться, траур вытеснится текучкой жизни. Внутренне ждала, занимались с дочкой организацией годовщины, позвали друзей, знакомых, все прошло достойно. Поставили памятник, один на двоих с сыном, которого не стало в 2007-м. Установили общий камень на две могилы.
- Причина смерти мужа - инфаркт?
- Сердечная недостаточность. И я до сих пор не понимаю, как это стало возможным. Ничто не предвещало. Уехала на дачу, его отправила с нашим многолетним водителем Сашей в Москву, муж никогда сам не водил машину. Георгий только что вернулся из Санкт-Петербурга и должен был снова туда ехать по футбольным делам, уже билеты ему купили. Совсем скоро - день рождения Лады Фетисовой, нас пригласили и довели: дресс-код - джинсовый. Подготовила мужу красивый костюм, был у него такой. Собиралась кое-что доделать в доме и вернуться к нему в городскую квартиру.
Вдруг звонит дочка. «Папа умер». Я вообще не поняла, зачем она так. «Ксюш, ну ты хоть думай, что говоришь, я здесь одна все-таки». Тогда дочь произнесла кодовые слова, которые раньше в шутку говорила про папу - «твой муж». «Твой муж умер».
Я положила трубку, отключила все виды связи, радио, телевизор. Очень плохо соображала, но понимала, что надо ехать. Вышла из дома, села в его кресло в курительной беседке, попыталась найти хоть какую-нибудь зацепку, что-то прояснить в голове. Мысли путались, скакали. В этот момент на ТВ-антенну на нашем доме сели две вороны. Закаркали жутко, надрывно, страшно. Мне показалось, раньше их не было, не прилетали, не орали так злобно.
Кто-то из прессы все-таки дозвонился. Сказала, что никому и ничему не верю. Села за руль, не помню, как добралась домой, там уже ждала Ксенечка. Дочь очень волновалась, как я доеду эти 30 километров. Именно она узнала первой, что папы не стало. Вошла в квартиру, куда соседи вызвали скорую.
Теперь у всех нас появился психологический блок. Боимся сказать друг другу «завтра приеду». Потому что завтра может не быть, настолько внезапным и неожиданным стал тот кошмар.
- Перед случившимся Георгий чувствовал себя как никогда хорошо. Был в отличном настроении, в Петербурге встретился со старыми приятелями, футбольными людьми. Когда вернулся, я гостила у наших давних друзей в Сергиевом Посаде. Дело к вечеру, он уставший. Выспись, говорю, и завтра приезжай. Шашлыки, баня, тебя здесь очень ждут, несколько лет не виделись, все будут рады. Вдруг звонок: «Я уже на территории». Он все-таки приехал прямо с дороги, сделал всем приятный сюрприз. Попросила хозяев с вечера приготовить ведро воды, Георгий всегда обливался по утрам. Прекрасно провели время. И на той же неделе мужа не стало…
Он регулярно проверялся у медиков, серьезных проблем со здоровьем у Георгия не было. Правда, за год до смерти тяжело переболел ковидом. Без температуры, но со странным состоянием, его в прямом смысле качало из стороны в сторону. Лег в больницу, легкие, несмотря на курение, затронуло лишь на 20%. Но после выписки были и «скорые», и слабость, и медленное восстановление. Поняла, что муж выздоравливает, лишь когда попросил кофе. Возможно, ковид дал осложнения, хотя мы делали обследование, последствий не обнаружилось.
- Футбольный доктор Юрий Васильков сказал, что муж мало спал в свои последние дни. Это правда?
- Он вообще плохо спал. Васильков наш большой друг, до сих пор переписываемся, спасал его в сборной, делал успокаивающие уколы, чтобы Георгий мог отдохнуть перед матчами. Они знали друг друга еще со Смоленска, когда муж играл за «Искру». Да, нервы, беспокойный характер. Георгий обо всех заботился, был невероятно ответственным как семьянин. В клубе и тем более в сборной еще больше ответственности. Естественно, он переживал и относился к работе с максимальной серьезностью.
- Похороны взял на себя «Спартак»?
- Полностью. Вообще не касалась, это было чудовищно для меня.

Эти полгода меня узнавал на улицах весь Смоленск
- Познакомились вы, насколько знаю, в Смоленске на остановке?
- Так и было. 9-й- автобус, он оплатил мой билет. Подкалывала потом: «Купил жену за пять копеек». Мы с подругой не зайцами ехали, но то ли я долго искала мелочь, то ли контролер был на подходе, в общем, Георгий опередил. Он тоже был с приятелем. Проехали несколько остановок, обменялись какими-то фразами, и вдруг он говорит: «Всего доброго». И они выходят. Надо же, думаю, могли бы продолжить общение. Оказалось, играя за «Искру», Георгий служил в спортивной роте и был обязан успеть к отбою.
Я тоже торопилась домой, родители отпускали только до 11 вечера. Если приходила позже, папа включал строгость. На следующей неделе пропускала за провинность танцы, библиотеку или каток.
- Второй раз мы встретились случайно. И я вдруг поймала себя на мысли, что хочу ему понравиться. Отговорила от троллейбуса, пошли домой пешком, болтали ни о чем. Прикладывала усилия, чтобы произвести впечатление, так мне казалось. А он у подъезда опять: «Всего доброго, до свидания». Расстроилась. Я же такая интересная, симпатичная, почему он безучастен? Загрустила в подъезде, но внезапно распахнулась дверь: «Люба, а можно телефончик?». И я такая, с напускным холодком: «Записывай». Потом он рассказывал, что уже был в меня влюблен.
Взлетаю на пятый этаж: «Мама, Ярцев взял у меня телефон!» Уже знала, что он известный в городе футболист. Гипнотизировала телефонный аппарат пару дней, пока он не позвонил. После этого начались встречи, правда, с большими перерывами. У него игры, сборы, тренировки… Зимой Георгий сделал предложение, объявил об этом команде. Там посмотрели календарь и выделили нам день для свадьбы: 28 августа. Эти полгода меня узнавал на улицах весь Смоленск. Невеста Ярцева!

«Может, передумал?»
- Каково быть девушкой первого футболиста в городе?
- Ходила гордая. Георгий подарил кольцо, познакомился с родителями, сразу им понравился. Даже принимал материальное участие в организации свадьбы, на тот момент уже имел какие-то сбережения. Но перед бракосочетанием надолго уехал с командой. Мобильных тогда не было, а он все не звонил. Нервничала: «Может, передумал?» Все заказано, готово свадебное платье, а жениха нет. Вернулся 27-го вечером, на следующий день нам расписываться. Приехал к моему дому, и мы побежали навстречу друг другу, как в кино. «Свадьба будет?» - кричала ему на бегу. - «Будет, будет!»
Георгий один из лучших футболистов, игравших в Смоленске, его там считают своим. Бывший одноклубник Аркадий Прохоров, бизнесмен, собирается выкупить помещение с залом и обустроить там музей «Искры» с отдельной экспозицией Ярцева. Уже передала много фотографий и вещей, относящихся к нашему смоленскому периоду.
- Будущий муж красиво ухаживал?
- Футбол не оставлял нам много времени для общения, но он мог подарить сирень, когда она еще совсем не цвела, не представляю, где находил. Коробки дефицитных в то время конфет часто приносил, было приятно. Водил в кафе, в ресторан, мало кто из моих сверстников мог себе такое позволить. Позже, если его сборы выпадали на 8 марта, оставлял записки с намеками, где могу найти подарок. Тут уже сказалось мое воздействие, в определенный момент Георгий стал его воспринимать, убедившись, что судьба свела его не с простушкой.
После переезда в Москву муж перед женским праздником очень рано вставал и приносил откуда-то три обмороженных, но живых тюльпана. В эпоху тотального дефицита им с Романцевым доставали по большому блату. Говорила, что красивее цветов в жизни не видела. Позже дошло до потрясающих сюрпризов. Однажды, когда увлеклась фотографией, Георгий подарил роскошную японскую камеру.

В своих письмах давала советы и Бескову, и Прохорову с Дасаевым.
- После Смоленска в его карьере были белорусский «Гомсельмаш» и костромской «Спартак».
- Сразу согласилась на Белоруссию. Новые ощущения, эмоции, другая обстановка, другая республика. В футбольном плане это считалось ростом, армейская «Искра» тогда котировалась ниже. В Гомеле нам дали трехкомнатную квартиру, жаль, нечем было обставлять. Помню, Георгий усаживался в шаткое кресло и смотрел по телевизору футбол. Называл имена Ловчева, Булгакова, других известных игроков. А я думала: «Ты же лучше всех играешь. Ты должен пробиться, ты потрясающий футболист, почему никто этого не видит?!».
Когда его пригласили в Кострому, сыграло роль, что это малая родина Георгия. Тамошний «Спартак» был боевой и задиристой командой второй лиги, футбол в городе любили. Нам сразу дали квартиру, включили в списки на спецпаек, организовали доплату. В те годы бытовала такая полулегальная финансовая помощь, так вот нам выделили ежемесячно сразу две. Наконец-то обзавелись чешской мебелью, красивой посудой, почувствовали относительный достаток. Вся родня мужа жила в Никольском, это пригород Костромы. Ходили к ним в гости, сестры помогали воспитывать сына, я сразу нашла с родней мужа общий язык.
- У него ведь было много братьев и сестер?
- Трое умерли во время войны, осталось шестеро: Георгий с братом и четыре сестры. Сейчас живы только Леночка, Оля и старшая Танечка, на днях у нее была бриллиантовая свадьба, представляете?! Жили Ярцевы очень скромно и дружно, все дети в семье были желанными и получили образование. Папа в блокаду Ленинграда работал водителем на «Дороге жизни». Рассказывал про снятые с кабин грузовиков двери, чтобы успеть выпрыгнуть, если будет обстрел и провалится лед. Элегантный, интересный мужчина. Но главной, конечно, была мама. Она из настоящей дворянской семьи, начитанная, грамотная, с прекрасно поставленной речью, настоящая умница. Георгия мама безумно любила, была благодарна за то, что прославил семью, но не выделяла среди детей. В своих письмах давала советы и Бескову, и Прохорову с Дасаевым. Надо было видеть ее послания - ни единой ошибки!
Сестры у Георгия тоже замечательные, по профессии в основном врачи и педагоги, только Оля специалист молочной промышленности. Таня пишет потрясающие стихи, Наташа проходила медицинскую практику в Германии, это в советские-то времена. Привозила другим деткам красивые вещи. Поезд на нужной станции не останавливался, так она на ходу сбрасывала гостинцы в окно.

Георгий повторял: «Только бы девочка, хочу дочку, чтоб была красивая, как ты»
- В юности Ярцев получил образование фельдшера и даже какое-то время работал по специальности. В жизни эти навыки ему когда-нибудь пригодились?
- Из-за него чуть не родила Сашку дома. Мужа в Смоленске отпустили со сборов, чтобы отвез меня в роддом, все должно было случиться вот-вот. День сидит дома, два, а я все не рожаю. «Главное, не переживай, - успокаивает, - я фельдшер-акушер, 13 родов принял, тебе еще рано». Ладно, верю. А соседка по квартире - профессор гинекологии, мы с ней сблизились, с симпатией относились друг к другу. Присматривала за мной во время беременности, направления давала. И тут вдруг все начинается. Георгий растерялся, я к Доре Прокофьевне. Она мигом вызывает «скорую», едет со мной, кладет в нормальный, а не ближайший роддом. Не окажись ее дома, что тогда?
Когда была в положении, Георгий повторял: «Только бы девочка, хочу дочку, чтоб была красивая, как ты». А на пороге роддома, где меня подхватили под белы руки, вдруг заявляет: «Люба, только сына! Девять месяцев его ждал, ты поняла?!». И первые слова, которые услышала от врачей: «Поздравляем, мамочка, у вас футболист».
- Родила к утру, а накануне вечером Георгий уехал на важный матч в Симферополь. Там получил телеграмму. С тех пор знаю, что к рождению сыновей в футбольных командах относятся не так, как к дочкам. Тренер дал два дня отгула, отметили на славу, в Крыму было чем.
- Карьеру тренера ваш муж начинал с футбольной школы «Нефтяник-Капотня» и спортивного клуба завода «Красный богатырь». Тяготился этим?
- Чувствовалось, что мир футбола для него сузился, и он немножко закисает. Дорога в Капотню (район Москвы) и обратно была очень долгой, занимала полдня. Видела, что это абсолютно не его уровень, тем более что другим бывшим футболистам удавалось раскрыть себя в солидных клубах. Сказывался и материальный фактор. Мы не бедствовали, хватало на питание, обучение детей и поездки к морю, но жили от зарплаты до зарплаты. Машину смогла позволить себе только к 50 годам.
Когда в «Спартаке» освободилась вакансия, обратились к Старостину. И он сказал: «Без высшего образования никак». Тут мы вспомнили, что у мужа есть один или два курса незаконченного смоленского института. Он восстановился в инфизкульте в Малаховке, я помогала писать контрольные, строчила их дома и на работе. В итоге Георгий закончил вуз за полтора года. Кстати, для медицинских и анатомических предметов очень пригодились его фельдшерские знания. При этом в вузе поняли, что Ярцев и Романцев, который тоже там учился, ребята с мозгами. Обоим предложили остаться для работы над кандидатской. Только двоих с курса сочли способными внести вклад в спортивную науку. Но оба отказались ради тренерства.

Полное интервью можно прочитать здесь.

Георгий Ярцев умер 15 июля 2022 года. За смоленскую «Искру» выступал на протяжение двух периодов: 1968 – 1970 годы и 1971-1972 г. В 1968 году провел за команду 37 игр и забил 14 голов в чемпионате. Кроме того, он поучаствовал в уникальном матче Кубка СССР (зональные игры) против мурманского «Севера», который закончился победой смолян только после двух переигровок (0:0, 0:0, 1:0).Самое досадное, что позже, из-за реорганизации турнира перед началом розыгрыша 1969 года (зачет тех игр шел туда) результат матча фактически был аннулирован и остался, лишь историческим фактом.

Подготовил Лев ИВАНОВ.
Фото: ФК «Искра».







Загрузка комментариев...
Читайте также
сегодня, 15:25
сегодня, 15:33
В мэрии рекомендовали не выгуливать здесь домашних животных,...
сегодня, 15:05

Обучение через видеоуроки – это удобный и эффективный способ...

сегодня, 14:58
2 мая 1945 года войска 1-го Белорусского фронта маршала Геор...
Новости партнеров