
В редакцию «Рабочего пути» продолжают идти нескончаемой вереницей письма-весточки из 1941 года, которые шлют нам родственники солдат Победы. Сегодня мы публикуем письмо Анны Ивановны Головкиной из Гагарина.
Уважаемая редакция! Спасибо вам за проект «Письма Победы». Каждый год 9 Мая я достаю из шифоньера весточки своего брата Алексея Ивановича Орлова, читаю и плачу. У нас была большая разница в возрасте - он родился в 1915 году, а я появилась на свет в 1932-м. Еще у нас была сестра 1925 года рождения, но ни ее, ни брата, ни мамы уже нет в живых. А я вот еще хожу по этой земле. Мне 82 года.
До и после войны мы жили в деревне Ивашково – это в трех километрах от Гжатска, нынешнего Гагарина. До войны у нас был очень богатый колхоз. Дома хорошие, большие, просторные… Помню, я усаживалась на горячую печку, и, затаив дыхание, слушала мамины рассказы про старину. По деревне нашей, оказывается, когда-то проходил Екатерининский тракт. По нему на Бородино шли французы и сожгли наше Ивашково дотла. За деревней даже курганы были, где похоронены французы. Мы, ребятишки, водили лошадей в ночное поле к курганам и передавали их пастуху. А потом война стала не только частью маминых рассказов, но и явью.
По дороге уже отступали советские войска, три дня и три ночи грохотали машины… Вязьма полыхала в зареве. На войну забрали всех мужчин и молодых ребят. Помню, провожали их за деревню. Много их было - из каждого дома уходили. Я помню всех – и никто из них не вернулся! Серафим Егоров, Михаил Магалов, Иван Куликов, Алексей Верещагин, Евгений Солнцев, Андрей Зебров, Александр Отрадин, Александр Малинин, Иван Зобин, Нил Козлов, Петр Князев… И наш Алеша.
Помнят ли их сейчас в Ивашкове? Не знаю. Старожилы давно умерли, а деревню нашу заселили приезжие. Оно и понятно, она большая стала, город рядом, земли хорошие, только и мчатся машины по асфальту… Жаль, хозяйства нет. А сколько сеяли, сколько скота было!
После оккупации вернулось нас восемь семей – бабы и ребятишки. А где жить? Кругом окопы, блиндажи, голод, холод, вши… А под ногами - снаряды, патроны, мины... Слава богу, в лесу стояла воинская часть, и наши солдатики пытались все разминировать. Помню, подъехал на коне офицер к ключу с водой на краю деревни, а там как рванет! Ни коня, ни офицера…
Страшно вспоминать! Женщины и дети сажали колхозное поле, копали его лопатами, таскали борону, сеяли капусту… А потом весь урожай мы сдавали в овощехранилище. И когда отыскался наш брат Алешенька, столько было радости! Мы плакали от счастья. Он стал присылать нам письма.
6 апреля 1945 года
Здравствуйте, дорогая мамаша и дорогие сестренки Тамара и Нюрочка!
Шлю вам свой горячий фронтовой привет, а также крепко вас целую.
Дорогая мамаша, сообщаю, что я пока жив-здоров, все в порядке, но что-то от вас долго нет писем, это беспокоит меня. Вы уж, пожалуйста, пишите, а то я думаю, как вы там живете. Конечно, я понимаю, что жизнь у вас плохая, но что делать. Моя жизнь хорошая, правда, на передовой. Но все ерунда, уже привыкли, а сейчас находимся в тылу. Из города Данцига переезжаем на другой фронт. Военные дела хороши. Если жив буду, то, быть может, увидимся.
Пишите, как ваше здоровье и что нового у вас, дорогая мама. Я вам высылал небольшую посылку. Что было, то и послал. Собрал еще, но пока не отослал. Хотя есть разрешение еще посылать. Вот и все.
Пока до свидания, крепко целую. Ваш сын Алеша. Передавай привет всем-всем.
14 апреля 1945 года. 12 часов ночи
Здравствуйте, дорогая мама и сестренки Тамара и Нюра!
Шлю вам привет и желаю лучшего здоровья, а также крепко вас целую.
В первых строках спешу сообщить вам, что письмо ваше получил, за что спасибо. В нем стала ясна вся ваша жизнь. Тамарочка! Ты пишешь, что жизнь очень тяжелая у вас. Но что делать, дорогие, быть может, скоро закончим. Если жив буду, то не пропадем. Как-нибудь надо пережить. Дорогая мама и сестренки, 26 марта выслал вам посылочку весом в 5 килограмм. Но она неважная, так как не было ничего подходящего, а месяц подходил к концу…
А вот сейчас, в апреле, объявили, чтобы мы собирали посылки. И я собрал опять. Так что если дойдет, то получите. Посылаю 20 метров белой ткани и метров восемь шелковой, а еще юбку и разной мелочи. Если жив буду, то еще пришлю.
Что не надо, то продавайте и покупайте хлеба и картошки. Как-нибудь это надо пережить. Тамарочка, смотри, дорогая, ведь ты теперь не маленькая, выбирай сама…
Но, конечно, учиться надо бы. Хоть и будет тяжело, но что делать…
Ты пишешь, что мамино здоровье очень плохое, это меня опечалило.
Нюрочка, ты пишешь, очень бойкая девочка и никого не слушается. Так передай ей от меня, чтобы слушалась. Особенно маму. Ведь она любимая сестренка. И еще передай ей, чтобы она написала мне письмо.
Да, Тамарочка, я посылку посылаю на твое имя, чтобы маме на почту не пришлось ходить…
Пару слов о себе. Жив-здоров, все в порядке. В городе Данциге закончили войну хорошо. А сейчас переехали на реку Одер. Воюем неплохо. Вот и все мои новости. Передавайте привет всем колхозникам, тете Марфе, Пушкиным, Вороновым…
Я уже и позабыл многих. Уже шесть лет как не видал некоторых, ну а вас с марта 1941-го. Вы не представляете, как мне хочется видеть вас хоть на некоторое время. Но ничего, только бы живым остаться.
Ну пока до свидания. Крепко вас целую. Пишите, как есть возможность, чаще. А то ужасно скучаю.
Дорогая мама, крепко вас целую.
С горячим фронтовым приветом. Ваш Алексей.
Получая Алешины письма, мы плакали от радости. То, что он присылал в посылках из Германии, мы обменивали на хлебушек и картошку. Господи, как мы ждали Алешу! Перед войной он служил по призыву (тогда служба длилась три года). Осенью 1941-го должен был демобилизоваться, а 22 июня грянула война… Он прошел ее до самой Победы. Был ранен, контужен, получал благодарности лично от Иосифа Сталина. В мае 1945 года, в последнем письме, прислал две малюсенькие фотографии, где он с однополчанами отмечает День Победы в Германии.
А 14 июня 1945 года пришло извещение о гибели Алеши. Он похоронен на городском кладбище города Брамберг… Мама так переживала, что даже почернела от горя. Я как об этом вспоминаю, так сердце не выдерживает - начинает покалывать в груди.
А я выросла, переехала в Гагарин, работала - у меня 40 лет стажа. Живу хорошо: имею квартиру, получаю пенсию. Если спросят, чего я боюсь, то отвечу: голода и войны. Я хочу жить в мире. Сейчас очень жду весну и солнышко…
Наш проект «ПИСЬМА ПОБЕДЫ».
Если в ваших семьях хранится фронтовая корреспонденция, присылайте копии писем вместе с рассказом о своих близких и дорогих людях. Вспомним историю Великой Отечественной войны вместе! Прислать свои корреспонденции можно по обычной почте по адресу: 214000, г. Смоленск, ул. Дзержинского, 17, редакция газеты «Рабочий путь»; или же по электронной почте: postbox@rabochy-put.ru. И желательно сопровождать свои послания фотографиями героев рассказа.
Опрос