Алексей Островский: «Администрация области работает в режиме кризис-команды»

Общество

В конце декабря губернатор по традиции подвел итоги уходящего года. Алексей Островский поделился мыслями о том, какие события считает наиболее важными за прошедшие 12 месяцев, а также за 4,5 года, которые он руководит регионом. Рассказал он и о приоритетах на среднесрочную перспективу.

В этом году глава региона решил сменить формат общения - на беседу в КВЦ им. Тенишевых были приглашены руководители как областных, так и районных СМИ, печатных, телевизионных, радио, популярных интернет-порталов, специализированных журналов, поэтому и хронометраж мероприятия превысил 2,5 часа.

- Какое, на ваш взгляд, самое слабое место в сегодняшней администрации?

- Кадры.

- Я бы с вами не согласился, сейчас много молодых кадров в администрации региона, и нам очень нравится, что вы молодежь берете на работу. Меня все-таки интересует, есть ли какое-нибудь отраслевое слабое звено?

- Знаете, утверждение о том, что кадры решают все, придумано не мною, а известным политическим государственным деятелем, я сейчас не буду оценивать его роль и личность в истории нашего государства, но с этим утверждением я согласен. Наверное, как и у любого руководителя, среди моих подчиненных есть те, кто самостоятельно идет вперед, без указаний с моей стороны, сам понимает меру своей ответственности, хочет развития области, того направления, которое он курирует, и, наоборот, к сожалению, значительное количество тех, для кого работа – это повинность.

Спасибо за оценку тех кадровых изменений, которые мною были произведены в последнее время, но администрация – это огромный живой организм, состоящий из сотен людей, и единичными решениями в корне изменить ситуацию невозможно. При этом констатирую, что многие приходят на работу для того, чтобы отбыть время. Чиновник, зачастую имеющий большой объем работы, оплачивается государством так (в виде заработной платы), что, видимо, работать совсем не хочется. А зарплату чиновникам поднимать на фоне низкой оплаты труда бюджетников, врачей, учителей - тоже в корне неправильно.

Это необходимо, но неправильно в нынешних экономических реалиях. У нас, например, в департаменте образования или здравоохранения, который отвечает за всю региональную отрасль, чиновники получают значительно меньше, чем руководитель того или иного учреждения, курируемого в этой сфере. И мне кажется, это государственная проблема. Она существует не только в Смоленской области. Уверен, что ее нужно решать на общегосударственном уровне, для того чтобы чиновнику хотелось идти на работу, потому что государство заслуженно оплачивает твой труд, создает социальные условия и многое иное, и не закрадывалась бы мысль о потенциальной возможности коррупционной составляющей. Надеюсь, ответил исчерпывающе на ваш вопрос.

- Алексей Владимирович, мы все знаем, что этот год очень сложный и в финансовом плане, и в экономическом плане, и в социальном. На всех совещаниях, которые проводит высшее руководство страны, особое внимание уделяется теме работы с инвестициями и с инвесторами. Много было сделано в этом году, но хочется услышать некий итог, что сейчас мы можем занести себе в актив. Какие проблемы возникают на стадии реализации основных инвестпроектов?

- Привлечение инвестиций - это ключевой приоритет администрации Смоленской области. Не хотелось бы говорить о том наследстве, которое получила администрация региона под моим руководством, это не совсем корректно, но тем не менее: как такового промышленного потенциала в Смоленской области практически нет, этим мы сильно отличаемся от наших ближайших соседей. Зачастую вы, коллеги, сравниваете несравнимые вещи, нельзя сравнивать регионы лишь потому, что они находятся по соседству и граничат между собой. Приведу как пример три субъекта - Тверскую, Смоленскую и Брянскую области. В Тверской и Брянской областях промышленный потенциал еще с советских времен несравнимо выше, чем у нас.

А если сравнивать Смоленскую и Брянскую области по земельному фонду, то это абсолютно два разных субъекта с точки зрения возможности воспроизводства той или иной продукции. А зачастую нас пытаются сравнивать по абсолютно идентичным критериям и при этом не берут в расчет те составляющие, о которых я сказал.

26 апреля 2012 года на заседании Смоленской областной Думы я говорил о том, что нужно стараться в короткие сроки сократить внешний долг субъекта. Говорил об этом искренне, действительно считал, что эту работу мы сможем вести. А буквально через две недели появились, безусловно, нужные и правильные Указы главы государства, возлагающие колоссальные расходы на каждый субъект Федерации. За четыре с лишним года работы нашей администрации Федерация делегирует субъектам все новые и новые полномочия, не подкрепляя их финансовыми ресурсами. Все это приводит к тому, что долг области растет.

Когда мы принимали бюджет-2017 в первом чтении на заседании областной Думы, была дискуссия с депутатами, какой бюджет на следующий год принимается, в каких условиях это происходит. Возникла также дискуссия о том, почему некоторые социальные льготы, данные смолянам, сохраняются, но не индексируются, почему по некоторым из них вводится критерий нуждаемости с точки зрения адресной помощи.

И я сказал тогда, что лично мне приходится выступать в роли кризис-менеджера, а администрации области - в роли кризис-команды. Объясню почему: помимо Указов президента, в Смоленской области прежними администрациями было принято огромное количество региональных расходных обязательств, безусловно, социально ориентированных, а потому нужных и важных, но абсолютно не продуманных и не просчитанных на перспективу. И сейчас мы балансируем на грани принятия бюджета, в том числе с учетом мнения и согласования Минфина РФ.

Повторюсь, мы выступаем в роли кризис-команды. Поясню на примерах. С учетом того, как крайне непросто жили и живут смоляне, в свое время, конечно, нужно было принимать региональные расходные обязательства, такие как региональный материальный капитал, выплаты ветеранам труда Смоленской области и иные. Но то ли не хотели думать предыдущие власти, то ли не понимали свою ответственность, когда в эти льготы закладывались цифры и объемы, неподъемные даже для гораздо более богатых субъектов Федерации.

При моем предшественнике был введен региональный материнский капитал за второго ребенка, который ввели только шесть субъектов в стране, в том числе и Смоленская область, как одна из самых «богатых», и определен он был в размере 100 тысяч рублей при ежегодной индексации, составившей в итоге 163 тысячи рублей. При том что в большинстве субъектах ЦФО маткапитал - от 50 до 60 тысяч рублей. А в таком богатом субъекте, как Москва, регионального материнского капитала вообще нет. И это далеко не единственный регион России, в котором отсутствует региональный материнский капитал.

С одной стороны, смоляне справедливо говорят о том, что нельзя наращивать долги, и мы это прекрасно понимаем. С другой стороны - людям были розданы льготы, только не в тех объемах, как может позволить себе наша область. И теперь мы под эти расходы набираем долги. Ситуация двоякая - льготы отменить не можем и долги до бесконечности наращивать не можем. Сегодня, когда бюджеты всех уровней сокращаются, нам и приходится принимать эти, на первый взгляд непопулярные, решения.

Многие региональные льготы, действующие в более богатых субъектах - Ленинградской, Новосибирской, Калужской, иных областях, - были отменены в течение двух последних лет. Мы все льготы, весь их перечень сохраняем, и будем стараться держаться до последнего. Самостоятельно и с помощью значимого для страны и избранного от Смоленской области депутата Государственной Думы, заместителя председателя Государственной Думы, секретаря генсовета партии «Единая Россия» Сергея Ивановича Неверова будем стараться отстоять все до последнего. Я говорил депутатам от фракции КПРФ, которые настаивали, чтобы все льготы на 100% сохранились не только в количественном эквиваленте, но и в качественном, о том, что мы - не самостоятельное государство, мы - субъект Федерации, и наш бюджет должен быть согласован с Минфином. В Минфине есть четкие критерии, утвержденные руководством страны, и если ты эти критерии не соблюдаешь - тебе не согласовывают бюджет, более того, ты не имеешь возможности обратиться за финансовой помощью на уровень Федерации.

Мы и так прошли по грани. А была вторая возможность - сделать так, как предлагала фракция КПРФ, сохранить все льготы в абсолютно неизмененном виде, не приостанавливать индексацию, тогда бы все эти льготы остались только на бумаге, потому что в следующем году Минфин нам не дал бы ни копейки в виде субсидий, дотаций и др. видов денежной помощи, и мы бы ни одну льготу вообще не смогли бы выплатить.

Поэтому политика привлечения инвестиций – единственный путь с точки зрения увеличения доходной части бюджета, мы двигаемся в этом направлении очень и очень неплохо. У нас в регионе реализуются и те проекты, которые были начаты до нас, и те, которые были иницированы нашей администрацией.

Среди наиболее значимых - компания «Наша житница» в Гагаринском районе, крупное сельхозпредприятие «Боброво» в Новодугинском районе, «Золотая Нива» в Сафоновском районе и многие-многие другие. В Рославльском районе, а также в других районах реализуется крупный инвестпроект «Мираторга». Создаются индустриальные парки, Дорогобуж единственный в России получил в этом году статус моногорода. Сейчас мы работаем над тем, чтобы получить разрешение правительства, в развитие уже принятого решения Министерства экономического развития, по созданию на базе Дорогобужа единственной в ЦФО территории опережающего социально-экономического развития.

Минэкономразвития, рассмотрев данную инициативу на своей комиссии, уже поддержало Смоленскую область и рекомендовало правительству также согласиться с этим решением. Работаем с правительством по этому вопросу и уверены, что сможем получить это решение.

Когда-то Смоленщина не могла себе даже позволить мечтать о подобных решениях, на фоне решений, принимаемых для более значимых с точки зрения экономического потенциала субъектов ЦФО - Воронежской, Липецкой, Белгородской и других областей.

Мы, в отличие от Федерации, и в 2015-м, и в 2016-м, и в 2017 году не сокращаем, а оставляем на прежнем уровне поддержку предприятий малого и среднего предпринимательства. Обращаю ваше внимание, что Федерация уже в этом году сократила на 40% поддержку предприятий малого и среднего бизнеса. Мы же при нашем скромном бюджете форму поддержки сохранили и сохраним в 2017 году. Понимаем, насколько важен для нашей области такой сегмент экономики, как малое и среднее предпринимательство.

Мы в этом году получили еще одно беспрецедентное решение Министерства промышленности и торговли РФ - на федеральном уровне было поддержано создание льняного кластера на территории нашего субъекта, и он уже развивается на территории Вяземского района. Обращаю ваше внимание, что мы - лидеры по данному направлению, занимаем второе место по ЦФО и пятое – по стране по производству льна. Зная историю Смоленщины, отдавая дань уважения традициям, наша администрация ставит амбициозную задачу по возвращению Смоленщине лидирующих позиций по льнопроизводству. У нас по льноволокну за этот год рост составил 120% в отношении 2015 года. И в целом за 4,5 года работы администрации под моим руководством у нас значительно выросли посевы льна. Мы и дальше будем активно заниматься воспроизведением этой культуры. Подписаны соглашения с рядом инвесторов, проекты в сфере льноводства, помимо Вяземского района, уже начинают реализовываться на территории Монастырщинского района с индийской компанией «Рослек».

Еще раз повторю, мы – вторые в ЦФО, пятые - по стране среди льносеющих субъектов, это уже серьезный рост по сравнению с теми показателями по льну, которые были в момент формирования мною администрации в 2012 году. Постараемся приблизиться к первому месту, с учетом той поддержки, которую мы получили от Минпромторга по созданию льняного кластера.

Обращаю ваше внимание, что успехи Смоленской области отмечены на федеральном уровне - мы получили высокую оценку от главы государства. На общероссийском совещании президент Владимир Владимирович Путин привел примеры успешной реализации аграрной политики субъектов Федерации, назвав всего несколько регионов, в том числе Смоленскую область. Мы гордимся такой оценкой главы государства.

Также на Смоленщине увеличивается поголовье свиней, кроликов, крупного рогатого скота. Не буду перегружать вас цифрами, скажу только, что подписано соглашение с очень крупным инвестором, уже идут работы по проектированию, и в Дорогобуже будет построена крупнейшая в РФ и самая крупная в Европе ферма по производству кроликов на 36 тысяч голов. Еще один пример привлечения инвестиций - в Дорогобуже построят самую крупную прачечную в России. Это предприятие будет в промышленных масштабах ориентировано на нужды крупных заказчиков - Министерства обороны, РЖД и других.

Касаемо второй части вопроса - что мешает? Дефицит рабочей силы. Это огромная проблема и для Смоленщины, и для страны. Где-то по инвестициям серьезным препятствием является нежелание банков предоставлять кредиты, где-то нет серьезной залоговой обеспеченности под необходимые кредитные ресурсы. Но в то же время могу сказать, что да, кризисное время, но есть предприниматели, которые говорят одно и то же: «Ты что, с ума сошел, сейчас такое время, никто ничего не будет вкладывать». А есть другие люди, которые вкладывают и не боятся, и строят вторые, третьи очереди. Это и «Останкино», и «Золотая Нива».


Автор: Сергей Обнорский







Загрузка комментариев...
Читайте также
сегодня, 12:29
Автопожар случился в полдень 28 апреля  в деревне ...
сегодня, 11:39
15-летняя Мария Карнаух  из Духовщинского района&n...
сегодня, 10:42
Правительством региона принят ряд мер для обеспечения безопа...
сегодня, 10:12
Соответствующий закон принят Смоленской областной Думой на о...
Новости партнеров