Тайны гнездовской корчаги

Общество

Сегодняшний гость «Рабочего пути» - доктор философских наук, академик В. А. Чудинов, с интереснейшим докладом которого смоляне смогли ознакомиться на недавно прошедшей в стенах Смоленского филиала МЭИ научной конференции «Диалог культур, народов и цивилизаций».

«Шифровка», которую не могли прочесть более 60 лет

- Для меня, как и для многих других ученых, большой интерес представляли надписи на известнейшей в археологическом мире корчаге из Гнездова. Но, честно говоря, пока не было хороших фотографий самой надписи, говорить о каком-либо точном чтении было весьма опрометчивым. Поэтому я весьма благодарен А. А. Медынцевой за очень контрастное и крупное воспроизведение этой «картинки», сделанное ей в работе 1998 года На этой фотографии видны не только знаки, к которым уже привыкли исследователи, но и по меньшей мере еще две надписи, о которых почему-то никто раньше не сообщал.

Одна из них - выше прочерченной и гораздо мельче ее, скорее всего, наносилась керамическим черепком и потому едва заметна. Она до некоторой степени повторяет основную надпись и потому может быть существенным подспорьем в ее истолковании.

Другая же надпись заметна и расположена между привычной надписью и знаком N, содержит не очень отчетливый знак М, затем с большим трудом виден глубокий и потому черный вырез в виде квадрата и, наконец, еще правее - знак в виде стрелки, который тоже скорее угадывается, чем различается. Еще правее опять чередование знаков М и, поднимающихся вправо вдоль трещины и находящих свое завершение в едва заметном знаке N, расположенном под буквой У, правее и на одном уровне с низом ее хвоста. Очевидно, что эти три надписи ускользнули от внимания исследователей.

Конечно, при сканировании этого изображения невозможно добиться той же степени четкости и контрастности, но все же верхняя надпись и некоторые части нижней становятся видны. Я воспроизведу пропись видимых мне надписей на специальном рисунке. При этом виден еще одиночный знак в виде N внизу. Вполне возможно, что на амфоре существуют и еще какие-то знаки, и даже справа от самого правого Н угадывается нечто вроде К и N, а внизу вроде бы есть еще парочка знаков в виде М, но в этом я не уверен. Единственное, что я могу сказать, так это то, что менее глубоко прочерченных знаков, а также знаков от следов краски на данной корчаге гораздо больше, чем тех знаков глубокой прорези, которые в свое время выявил Д. А. Авдусин, и нужны хорошие фотографии для их дальнейшего исследования.

Бог любит троицу

Теперь есть возможность прочитать данные надписи. Вначале - отдельно стоящая буква N, которая читается КАНЪ или KAНA. Есть и надпись КАНЪ покрупнее – она самая правая. Затем я читаю две нижние надписи как МОЛОКО и МОЛОКА. Уже эти две надписи снимают такие прежние чтения, как ГОЧИЦА, ГОРЮЧАЯ, ГОРЕЛКА, НЕФТЬ и КАША, поскольку тут хранилось молоко. Верхняя надпись читается КАНЪ ЯТЪ, то есть КАН ВЗЯТ, ОПУСТОШЕН. Возможно, что где-то должна быть следующая надпись типа ЛЕЙ, НАЛЕЙ, ЗАЛЕЙ. И действительно, мы находим эти слова на основной надписи в виде лигатуры.

Если рассмотреть центр лигатуры основной надписи, то она образует слоговой знак ЛИ. Ее правая половинка - ЗА, левая - ЛО. Еще левее, образуя лигатуру со слоговым знаком ЛО, находится знак ТЕ. Таким образом, лигатуру можно прочитать как слово ЗАЛИТЬ, но еще здесь имеются знаки руницы ЛО слева и КА справа.

Теперь можно прочитать всю надпись. Сначала читаются буквы кириллицы - ГОРО, а затем – знак руницы ЛО. Потом - ЗАЛИТЬ. Наконец знак руницы КА, потом букву Н наверху его правой мачты и, в заключение, самую правую букву А. Итак, получается надпись ГОРОЛО ЗАЛИТЬ КАНА, то есть ЗАЛИТЬ ГОРЛО КАНА... Слово КАНЪ на этой амфоре в данном случае повторено в четвертый раз, и оно вполне согласуется с предшествующей надписью - КАНЪ ЯТЪ, в смысле КАН ПУСТ. Раз КАН ПУСТ, стало быть, требуется его залить. При этом надпись требует заливки по самую пробку, включая горловину. Так что никаких внутренних противоречий эта надпись не содержит.

Неоднократность употребления слов КАНЪ и МОЛОКО означает, что надписи со временем стирались и их требовалось возобновлять. Я могу предположить, что слово КАНЪ в данном контексте означало ТОЛЬКО КАН, ПОСУДА и, следовательно, являлось требованием заливки. После заливки надпись КАНЪ стирали и писали МОЛОКО или КАНЪ МОЛОКА. Так было дважды. На третий раз начертали: КАНЪ ЯТЪ. И после этого появилась надпись, вызвавшая столько трудов при ее чтении: ГОРОЛО ЗАЛИТЬ КАНА. Но теперь залили в последний раз, ибо, выпив содержимое, данную посуду разбили при насыпке кургана.

Как видим, опять перед нами несколько разных надписей, соответствующих разным периодам внедрения кириллицы в русскую письменность. На первом этапе существуют чисто руничные надписи в виде крупных лигатур. На втором этапе надпись должна была бы выглядеть как руничная линейная, однако мы нигде не видим следов такого написания. Зато на третьем этапе надпись носит смешанный рунично-кирилловский характер, что мы и видим. А мы знаем, что этот период продолжался от середины X до конца XI века. К тому же кириллица здесь дана вразрядку, с частичной фрагментацией букв. Слово ГОРОЛО может иметь два чтения, оба смешанных. Но по одному, уже рассмотренному здесь, последний слог ЛО оказывается образован из слога ТЬ надписи ЗАЛИТЬ и из левого фрагмента знака ЛИ руничной лигатуры. Согласно второму чтению, последний слог ЛO образован вертикальной трещиной, диагональным отростком и самой левой диагональю слоговой лигатуры. Я этот случай поместил на рисунке своего чтения справа вверху как сочетания буквы О со слогом ЛO.

Вместо одного слова - десять!

Вместе с тем эта наиболее ранняя русская надпись по-своему весьма интересна. Прежде всего, она состоит из нескольких слов, а не одного-двух: из двух слов МОЛОКО, из пяти слов КАНЪ и из слов ЯТ, ЗАЛИТЬ и ГОРЛО - всего из 10 слов. Прежде же исследователи читали максимум одно, очень редко - два. Тем самым, эпиграфисты видели в лучшем случае пятую часть реального текста. Далее, оказывается, что в данном сосуде находилась не ГОРЧИЦА, не НЕФТЬ, не ГОРИЛКА, не ЩИ, не КАША, а МОЛОКО. Так что кан имел самое простое бытовое назначение. Именно поэтому оба слова начертаны руницей. Да и вообще, на 7 букв кириллицы (ГОРО из слова ГОРОЛО, НА из слова КАНА и Я из слова ЯТЪ) приходится 17 слоговых знаков - вдвое больше. Это означает, что наиболее древняя кирилловская русская надпись была встроена в вдвое более крупный текст руницы. А из этого следует не менее важный вывод о том, что кирилловские надписи X века без знания руницы читать и понимать невозможно. Так можно объяснить, почему за полвека самые крупные слависты, бравшиеся за интерпретацию этой надписи, не могли дать удовлетворительного чтения и толкования. Неопределенность может продлиться долго без привлечения к чтению руницы.

Представляет интерес выяснить, почему слова содержат буквы кириллицы. Это, во-первых, слово ЯТЪ, которое пишется через йотованный ЮС МАЛЫЙ. Без этой буквы запись руницей /Т можно прочитать и УТЪ, и ОТЪ, и ИТЪ, и ЕТЪ, так что кириллица тут дает гораздо большие возможности. С другой стороны, написано слово ГОРОЛО, которое при записи ГИ может иметь разные чтения типа КОРАЛЪ, КОРОЛЬ, ГЪРАЛО, ГОРАЛЪ и т. д. Надпись ГОРОЛО дает более точную запись.

Наконец подпись двух последних букв НА в надписи КАНА определяет родительный падеж, тогда как при надписи NH чтение может быть двояким: и КАНЪ, и КАНА. Поэтому если более ранние начертания слова КАНЪ делались руницей, в последней надписи для слога НА применены буквы. Но буква Н имела столь низкую перекладину и была так вытянута по горизонтали, да заодно и скошена, что эпиграфисты ее не узнали. К тому же она была надета на вертикальную линию, что и обусловило ее чтение как Ш.

Итак, без знания руницы эпиграфисты правильно прочитали только 5 букв, ГОРО и А, из по крайней мере 37 современных букв данной надписи (на самом деле их, вероятно, намного больше). Но по ним они не смогли определить подлинного смысла надписи, выдвигая самые фантастические предположения.

Надеюсь, что теперь, узнав, что в кане находилось молоко, причем неоднократно, можно предположить, что поток гипотез закончится и на дешифровке данной надписи можно будет поставить точку. Залив сосуд в последний раз, его разбили, так что новой надписи о том, что он пуст, не сделали.

СКАЗАНО

«Смоленская земля весьма интересна и своей древней, и своей более новой историей. Как выясняется, на основе ее населения складывается такой древний народ, как этруски, завоевавшие Северную Италию. А так называемая древнейшая надпись на корчаге X века, найденная в Гнездове, явилась наиболее сложным объектом эпиграфического чтения, который мог быть прочитан только с помощью недавно дешифрованного нового вида славянского письма - руницы. Все это показывает, что изучать древнюю русскую культуру без учета огромного вклада в нее смолян невозможно».

Справка «РП»

Горчичное семя или нефть…

До сих пор в справочниках и учебниках можно прочитать, что «ГОРОУШНА» - древнейший памятник русской письменности: надпись на глиняном сосуде-амфоре. Обнаружена в 1949 г. во время раскопок языческих погребений в курганах у пос. Гнездово Смоленского района, произведенных археологической экспедицией МГУ под руководством профессора Д. А. Авдусина. Среди остатков кремации купца-воина и вещей, сопровождавших умершего, найдена разбитая глиняная амфора (корчага), на верхней части которой была процарапана надпись, первоначально прочитанная как «гороухща», но при дальнейшем детальном анализе надписи языковедами прочтение ее уточнено как «гороушна», что означает горчица или горчичное семя.

Однако в литературе предлагаются и другие прочтения и толкования надписи: «Гороух пса (л)», или же при чтении «гороухща» сосуд де содержал горючую жидкость - нефть. Но эти последние предположения недостаточно аргументированны. Надпись сделана владельцем амфоры при наполнении сосуда семенами горчицы, чтобы не путать амфоры, содержащие другие товары. По найденным в остатках погребения арабским монетам - диргемам и другим вещам установлено, что погребение совершено по языческим обрядам и курган насыпан около середины Х века.

Таким образом, «гороушна» является самой древней русской надписью, известной к настоящему времени. Оно однозначно дает основание считать, что на Руси грамотность была еще до принятия христианской религии. «Гороушна» хранится в фондах Смоленского музея-заповедника.

Залитый - пустой

Прежде чем перейти к рассмотрению следующего древнейшего памятника русского письма, приведу полную надпись в том порядке, который, как мне кажется, отражает последовательность заливки сосуда и потребления из него молока: КА(НЪ). (Иными словами, ПУСТ). МОЛОКО. (ЗАЛИТ). КА(НЪ). (ПУСТ). КАНЪ МОЛОКА. (ЗАЛИТ). КАНЪ ЯТЪ. ЗАЛИТЬ ГОРОЛО КАНА (ПУСТ). - Все эти бытовые записи не несут в себе никаких противоречий по поводу еров (Ь и Ъ), шипящих или смягченных звуков. Надписи стандартны, весьма банальны, и приведенные выше замечательные доводы лингвистов кажутся странными рассуждениями... Так ГОРЛО КАНА стало ГОРОУХШЕЙ, ГОРУШНОЙ, ГОРИЛКОЙ, ГОРУНОВЫМ ПИСАНИЕМ - только не тем, чем надо. Полагаю, что этот печальный урок следует запомнить, чтобы иметь в виду наличие руницы в любой древнейшей надписи, сколь бы она ни казалась кирилловской по виду.


Автор: Татьяна Андреева







Загрузка комментариев...
Читайте также
20 минут назад

Об этом предупредили в ФКУ Упрдор Москва – Бобруйск.

сегодня, 15:46

Временные неудобства возникнут в двух районах.

сегодня, 15:32
Сегодня, в День памяти погибших в радиационных авариях и кат...
55 минут назад
В период майских праздников холдинг «РЖД» назначает дополнит...
Новости партнеров