Воскресенье, 28 мая 2017 года

Погода 16..18 С о

Как смоленский хирург покорил Северный полюс

Общество 15:50, 29 апреля 2009
22 марта этого года российский десант высадился в 60 км от самой северной точки планеты. Среди шести первых обитателей дрейфующей станции «Барнео» был и смолянин – хирург Юрий Вавулов, поисковик-спасатель, совершивший около 600 прыжков с парашютом.
- Российская полярная станция «Барнео» – единственная в этих широтах, - говорит  врач поисково-спасательной базы Гражданской авиации, хирург смоленской поликлиники № 6 Юрий Вавулов. - Она уникальна – ни американцы, ни канадцы, ни норвежцы не десантируются на полярные льды и не строят на Северном полюсе  взлетно-посадочных полос.  Зачем мы осваиваем Арктику? Это – демонстрация сил России, борьба за первенство в стратегической гонке за Север...
 ...Ил-76, под завязку груженный топливом для полярной станции, тяжело разбегаясь, отрывается от взлетной полосы и берет курс на Северо-Восток до земли Франца-Иосифа, а затем по меридиану – к макушке планеты. Через два часа полета в иллюминаторе появляются первые льдины. Десантники, которые прыгнут вместе с грузом, в последний раз проверяют снаряжение.  Десантирование на дрейфующий лед Арктики – одна из самых сложных «забав» настоящих мужчин. 
За бортом – минус 60. Самолет резко снижается, и теперь нужно отыскать большую льдину без разломов, где сможет разместиться базовая полярная станция и аэродром. Время ограничено – топлива хватит лишь на обратную дорогу. Сбросить груз нужно с первой попытки. Платформы с грузом по инерции уходят с борта самолета за 15 секунд. Высота предельно мала – около 300 метров.  Такой способ десантирования грузов наши летчики придумали еще 20 лет назад, но до сих пор его используют лишь в отечественной авиации. Все платформы точно ложатся на лед – выполнить такой маневр способны лишь несколько экипажей ВВС.
Набрав высоту 2 км, самолет еще раз заходит на льдины.  Звучит команда для парашютистов... Начало полярной станции \"Барнео\"- положено. Теперь на льдине полярники будут круглосуточно строить взлетно-посадочную полосу. Торосы и трещины рубят топорами, а ямы заливают водой, как каток. Счет идет не на дни, а на часы: начинать строительство можно только в конце марта. Уже в мае начнется таяние льдов, и нужно до этого времени провести весь комплекс-научно исследовательских работ. Вскоре сюда слетятся специалисты со всего мира – интерес к Арктике приобретает все большее стратегическое значение... 

 
Бортовой журнал хирурга


- На Севере нет места белоручкам. Здесь пахать нужно. Выбирают достойных, и, чтобы заслужить  право дважды побывать на северном полюсе, я два года набирался опыта, прошел на базе школу выживания.  Единственная привилегия при записи в группу, что ты – доктор. Льдина дрейфует в 2500 км от берега, случись что, помочь некому. А я могу выполнить любую операцию. Образование позволяет. Однажды довелось оперировать сердце, но пациент не выжил – слишком велика была кровопотеря. Ножевое ранение... 
16 марта, 22-20 (время - московское)
N 55038/ E 37023/ H 178 м. Москва. Солнцево

Подготовительные работы закончены. Должны были вылететь в Мурманск сегодня, но Генеральный Штаб не дал добро. Ждем. На «Жалюзи-2»  будут десантироваться шестеро. Это - Юрий Вавулов (в прошлом году вертолётчики дали мне прозвище «Чёрный Доктор» -  из-за сильно коптящей печки я был чёрный, как негр); Роман Дементьев (мой брат, коллега по Смоленской РПСБ, надёжный друг, будет прыгать на льдину впервые); Владимир Плигин (спасатель Мурманской РПСБ. Мой товарищ по прошлогоднему прыжку на льдину, 2 тыс. прыжков с парашютом); Дмитрий Подлесной (директор  Учебного центра спасателей Гражданской авиации. Полярник со стажем); Алексей Будницкий (именитый московский бейсер, организатор прыжков с Останкинской башни); Евгений Бакалов (он же Иваныч и дядя Женя. Парашютист-легенда. Совершил 6,5 тысяч прыжков, среди них прыжок в кратер потухшего вулкана на Камчатке и - Антарктида).
20 марта, 11-00
N 55036/ E 37o17/ H 172 м. t +10. Москва. Внуково

Борт прилетел! Началась погрузка. Настроение бодрое!
16-05
Взлетели. В салоне прохладно. Пытаюсь заснуть.
20 марта, 18-50
N 68047/ E 32045/ H 90 м. t -50 ветер 10-15 м/с (с порывами до 20). Мурманск. Аэропорт Мурмаши

Сразу начали разгрузку.  Очень холодно, темно, пурга, сильный ветер.
21 марта, 0-30
Работу закончили. У нашего тракториста Васьки повязка на руке сильно промокает кровью. Сегодня во Внуково он поранил палец на руке о лист жести. Осмотрел рану, в гостинице сделал все, что было необходимо в этом случае.  Попили чайку и легли спать.
21 марта, 8-30
Подъём. Перевязал Василия. Состояние раны неплохое. Всё будет хорошо.
22 марта, 3-00
Первый раз в жизни видел Северное Сияние. И хотя оно было бледно-зелёным, всё равно очень красиво...
22 марта, 12-30
После небольшой задержки долгожданный взлёт! Курс – Север! Скорость нашего Ил-76 – 745 км в час.
14-30
Пролетели какие-то острова на широте 800. Скорее всего – Архипелаг Франца-Иосифа. К прыжку всё готово.
16-30 – 17.00 N 890 «Жалюзи-2»
Ищем подходящую льдину. Лед в больших трещинах, сверху похож на жалюзи...
N 89028/ E 143000/
Льдина найдена! «Ил» снизился до 300 метров. В боковые двери сброшены шашки. Затем – выброска платформ. Набор высоты до 1700 м. Надеваю шлем и перчатки, иду к рампе на контрольный осмотр. Гендиректор НПЦ службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Дмитрий Глаголев пожал нам руки.
- Серьезно занялся прыжками с парашютом лет восемь назад. Страшно прыгнуть лишь в первый раз. Сейчас для меня прыжки – это работа. Серьезная, ответственная. Каждый этап прыжка еще на земле доведен до автоматизма, сотню раз прокручен в голове....
16-57
Открывается рампа – люк в хвосте самолета. Внизу безмолвная ледяная пустыня. Команда – ПОШЁЛ! Три с половиной секунды держал самолёт в кадре. Эти секунды растянулись на все десять... Помню уходящий Ил-76, отделяющихся десантников и ярко-красное солнце, которое светило в лицо и отражалось от самолёта. Должны получиться неплохие снимки!
- В 2005 году на соревнованиях по парашютному спорту ко мне подошел Андрей Булгарин и предложил  эту интересную работу. Он набирал спасателей, а врачей, которые прыгают с парашютом, не много...
...В этот момент Рома прошёл подо мной. Сделал ещё пару снимков, начал проваливаться. Странно – очки не замёрзли...
- Солнце – красное, глаза не слепит. Очки нужны для того,
чтобы при прыжке защитить глаза – на большой скорости  при минус  60 их можно запросто обморозить.
16-58
Парашют открылся мягко (для меня это важно - шлем с аппаратурой весит больше, чем  голова). Сделал несколько снимков бочек – все целы. Перелетел небольшую трещину около полуметра, приземлился в ста метрах от таборной платформы. Параллельно снимал Рому, он сел прямо рядом с платформой (не даром чемпион Смоленска по точности!). Сделал фото посадки Вовки и Лехи. Вовка приземлился без шлема – сорвало потоком. Уши белые-белые...
Собрались  у табора. Выпили по 50 грамм коньяка. Иваныч доложил на борт, что все живы-здоровы. Приступили к работе.
Солнце поднялось над горизонтом на полтора диска. Помню, как Лёха попросил нас прислушаться. Когда все замерли, произнес: «Как тихо здесь!» Ледяное безмолвие нарушали лишь небольшой шум ветра и оглушительный скрип снега под ногами десантников.
- Восторг! Льды, торосы. Снежные бури – палатку срывает напрочь! И солнце ходит по... кругу. А в прошлый раз высадились на лед на неделю раньше и смогли одновременно увидеть закат и рассвет. С одной стороны Солнце, с другой – Луна. Незабываемое зрелище!
22 марта, 20-00
Из-за сильного мороза (- 370) возникли трудности с установкой палатки. Ткань  сжалась, и дуги оказались длиннее на полметра! Провозившись  пару часов, решили  установить печку и отогреть внешнее полотно. После этого дуги стали без проблем.
- Основная задача при приземлении – выжить. Случись что, помощь окажут только через три дня. Оторванному от всего мира человеку приходится надеяться только на себя. Все спасатели подготовлены к выживанию в экстремальных условиях – иглу построим в два счета! При десантировании у каждого в личном контейнере нож, теплые вещи, сигнальные патроны, приборы для определения координат. Дополнительная страховка никогда не помешает – при выбросе платформы, в которой палатки и прочее снаряжение, может не открыться парашют. Или его вообще оторвет, и платформа разобьется. Как в прошлый раз, когда при приземлении все печные трубы из дюрали сплющились. Топить по-черному? Угорим. Были листы жести,  согнули один, получилась печная труба. Через три дня нам десантировали нормальные трубы. А если бы их и не сбросили, все равно выжили бы.
23 марта, 1-00
Устали и замёрзли. Перекур. В палатке пожарили на печке гребешка, погрели консервы. Вскипятили чай. Позвонили родным по спутнику – всё в порядке! И снова работать.
23 марта, 7-00
Рома заснул в палатке с кружкой чая в руке. Я уложил его на раскладушку.
23 марта, 19-00
N 89029/ E 1420 «Жалюзи-2»

На чай зашёл  старший вертолётчик Александр Плёнкин. Рассказал, что льдина для \"Барнео\" треснула. Ищут другую. Мы практически всё сделали. Осталось снять подвески и удлинители с двух дальних платформ.
24 марта, 10-00
N 89030/49// E 140011/00//, H -6 м, t -380, ветер 4 м в сек. «Жалюзи-2»

18-30
N 89030/48// E 140011/57//, H -6 м, t -370. \"Жалюзи-2\"

\"Ждём. Готовимся к переезду. Народ дремлет, я должен разбудить Диму в 19-00. Радиостанция включена.  От нас до \"Барнео\" около 30 км к Северу.
25 марта, 21-00. \"Барнео\"!
Сразу приступили к разгрузке, установке палатки и печки. По сравнению с прошлым годом печки коптят меньше, трубы не забиваются сажей. Хотя... печки дрянные. Мы в керосиновой копоти, как черти.
27 марта, 4-00
N 89049/06// E 157052/34//, H 5 м, t -390, ветер 1-2 м в сек. \"Барнео\"

Заканчивается керосин. В запасной канистре пусто. Сходил к вертолётам, привёз бочку к нашим палаткам. Когда в печку перестаёт поступать керосин, температура в палатке сразу же падает с +200 до -300. Арктический холод пробирает до костей.
- Главная опасность, подстерегающая полярника, - холод. Если двигаться и быть тепло одетым, при - 47 можно выдержать двое суток. Но... потом обязательно захочется спать, и тогда верная смерть. Я говорил своим: «Ребята, терпеть не нужно. Чуть что – обморожение и гангрена. Следите за собой. Никто вас не гонит, все равно эту работу мы сделаем...»
Сам работал вдалеке от палатки, так пришлось кулак в рот засунуть, чтобы пальцы не потерять. Другого выхода не было. Понял, что не добегу. Вот и брали теплой одежды с запасом. Не для себя, так для товарища... Когда мороз и 100-процентная влажность, ощущаешь каждый градус. Каждый!
27 марта, 11-00
N 89049/16.8// E 156018/07//, H -8 м, t -360, штиль.\"Барнео\"

Построено около 300 м взлетно-посадочной полосы. Первый технический рейс запланирован на 28 – 29 марта. Вертолётчики строят баню – кабинку из фанеры, куда можно забежать с ведром горячей воды и помыться. Но лично меня такая помывка не привлекает. Стены «бани» покрыты инеем, температура внутри кабины -300.
Сделал утренний обход по палаткам – больных и раненых нет. «Чёрного доктора» в каждой палатке встречали тепло, угощали чаем и бутербродами с осетриной.
- Живности – никакой. Территория смерти...  Но, когда разравнивали взлетку, пробурили скважину и поймали двух малюсеньких креветок. Был случай – лежим в палатке, слышу скрип снега. Оглушительный! И тут я понимаю, что НЕКОМУ там скрипеть, все товарищи в палатках. Вряд ли это был белый медведь, но кто его знает?.. 
27 марта, 20-20
N 89049/32.6// E 153039/24//, H -5 м, t -370, ветер – 5 м в сек. \"Барнео

Дрейфуем в сторону Полюса. Он уже в каких-то 16 км от нас. Сегодня  установили Ось Земли, где мы и сфотографировались по возвращении в лагерь.
На ужин Дима приготовил гречку с тушёнкой и забыл её посолить. Но каша была сносной  и без соли, и мы с аппетитом съели всё. Возникло смутное чувство дежа-вю: в прошлом году Тёма накормил нас «солёными» макаронами по-флотски. Догадка подтвердилась, когда Дима налил чаю. Пить его было невозможно – заварен на солёной морской воде! 50 литров воды, которую мы взяли с собой, закончились, и сегодня пришлось перейти на снег. Снег для питьевой воды нужно брать только на равнине (ни в коем случае не у торосов), захватывая не более 4–5 см поверхностного слоя. Пришлось мне, как опытному полярнику, заняться решением этой проблемы.
Лёха показал залежи рапака, которые нашли вертолетчики. Рапак – многолетний морской лёд, из которого с течением времени испарилась соль. Он содержит минералы и гораздо вкуснее дистиллированной воды, получавшейся из пресного снега.
За ужином Иваныч сообщил, что на Полюсе состоятся парашютные прыжки...
28 марта, 17-20
N 89049/58// E 148055/34//, H -3 м, t -370, ветер 3 м в сек. \"Барнео\"

После обеда мы с Ромой отправились к дальней платформе, снять откидные панели, рамы и оставшиеся звенья. Остальной народ занялся вырубкой майны - традиции нарушать нельзя.
Обряд крещения на Северном Полюсе  придумал Дима Подлесной несколько лет назад.  С тех и появилась традиция купаться в майне при минус 8 по Цельсию – крайней точке замерзания воды. Оставляем дно, чтобы не затянуло под лед, и – вперед!
Строительство полосы подходит к концу. Еще нужно успеть совершить прыжок, искупаться в ледяной воде и свернуть лагерь.
Не забыть бы часы перевести на летнее время...
29 марта, 14-00
N 89050/16// E 145048/39//, H -9 м, t -370, ветер 4 м в сек. \"Барнео\"
14-30

Первый Борт улетел. Прыжка не будет – не готова тандем-пассажирка Ирина.
18-30
Всё собрали. Печь на полную мощность! Дима даёт инструктаж по технике безопасности во время купания в Арктическом океане.
20-05
Купание состоялось. Вовсе не холодно. Здорово!
21-00
Прибыл второй борт. Быстро собираемся и грузимся.
23-00
Взлёт.
30 марта, 00-30
N 830 E 015o. Над Арктическим океаном

Постепенно стемнело. Появились первые звёзды. Одна из них – Полярная,  почти в самом зените. Ночь. Настоящая... Не та «ночь», когда солнце слева. Мы с Ромой этого не видели. Спали. Впереди нас ждал Шпицберген, авиакруиз вокруг Скандинавии с посадками в Тромсо и Осло, Москва и наш родной Смоленск. В этом году мы снова одержали победу над суровой стихией и возвращались домой победителями.
Оценить новость
Рейтинг 5 из 5 (1 оценок)


Загрузка комментариев...
Читайте также
В Вязьме на праздновании дня города выступит пилотажная группа «Русь»
11 минут назад
47
Со 2 по 4 июня в райцентре Смоленской области состоятся праз...
Смолянка рассказала подробности ДТП на трассе М1
33 минуты назад
202
Женщина разыскивает очевидца, который дал ей свою куртку, чт...
Смолянин хотел убить мать кувалдой
51 минуту назад
151
Полицейские спасли пожилую женщину от расправы.
Какие преференции получат резиденты смоленских индустриальных парков
сегодня, 11:57
112
В Смоленске состоялось выездное совещание по вопросам развит...