Александр Кукринов - человек, который делает фотографии не ради денег, а для души. Его снимки украсили фирменный календарь Nikon на 2016 год. А пейзажи Вязьмы и Угры перепечатывает даже журнал National Geographic! Корреспондент «Рабочего пути» специально встретился с Александром Кукриновым в Вязьме и узнал, чем дышит искусство мастера…
- Первый раз я увидела ваши снимки в социальной сети. И они меня настолько загипнотизировали, что подумала: «Это точно не местный фотограф. Скорее всего, какой-нибудь москвич ехал мимо Вязьмы и запечатлел ее просторы…»
- Нет-нет, я коренной вязьмич. Закончил институт физкультуры в Смоленске. Восемь лет отработал в Вязьма-Брянской школе. А потом мы с товарищем организовали бизнес. И завертелось…
- А когда вы взяли в руки фотоаппарат?
- Поздно. Осознанно стал заниматься фотографией в 2012 году. Мне было 38. Просто когда появился ребенок, я взял в руки обычную «зеркалку». Получалось не очень. Как и любой профан, я посчитал, что проблема легко решается - нужно просто купить хороший фотоаппарат, который начнет сам фотографировать. Купил дорогую камеру, но снимки ничем не отличались от предыдущих… Меня это немного задело: я же бизнесмен, вложил деньги в дело и… прогорел.
Стал листать сайты в Интернете, пристально рассматривать фотографии профессионалов и понял: мастерство и опыт нужно перенимать. Так и написал петербургским фотографам: «Мне нравятся ваши работы, хочу у вас учиться». Мы приступили к дистанционным урокам. Конечно, результат зависит от человека - насколько он готов тратить свое время.
- У вас потрясающие пейзажи, но чаще всего безлюдные. Вы не любите снимать людей?
- Я просто предпочитаю пейзажи (улыбается).
- В наше время удивительно то, что вы не снимаете свадьбы и не организуете фотосессии…
- На меня по этому поводу очень обижались близкие - мол, Саша, почему ты нас не снимаешь? Объясняю, что это очень обязывает - нужно найти время на обработку фотографии, отдать фотографии в срок… Там, где есть рамки, заканчивается творчество.
- На ваших фотографиях много воды. С чем это связано?
- Композиция пейзажной фотографии подразумевает сочетание цветов и контраст. Поэтому отражение, которое дает вода, всегда смотрится эффектно! А еще она дает гармонию - уравновешивает цвета на небе и земле.
- Как вы понимаете, в какую минуту может получиться хорошая «картинка»? Откуда идет этот импульс, посыл?
- У фотографов есть свои хитрости. Мы знаем, когда нужно снимать пейзаж, а когда - ни в коем случае. Я иногда вечером выглядываю в окно и вижу: есть ли заря или красивые облака… А если есть - в какую сторону они плывут… Тогда хватаю камеру и бегу фотографировать.
В маленьком городе это легко: я понимаю, сколько мне нужно минут, чтобы дойти до определенного места и оказаться там как раз в то время, когда будут проплывать облака. Так как я «сова» и люблю поспать, то мне нравится фотографировать вечером. Иногда ради искусства делаю исключение и встаю на рассвете. У меня дача в Угранском районе. И вот однажды я рано встал и увидел картину, как лошади переходят реку в брод… Это была такая награда мне как фотографу! Красота! Везение - верный спутник того, кто любит свое дело.
- У вас есть совершенно волшебная серия фотографий Петербурга и Москвы…
- У меня там живут друзья. Вот в Питере я был всего три дня, за это время съездил в Кронштадт, поснимал…
- И вам так повезло с погодой?
- Вы знаете, вечерний город снимать достаточно просто. Это даже не зависит от погоды. Вся «соль» - в красивой подсветке. И еще нужно, чтобы за зданиями ухаживали и следили. У нас в Вязьме тоже есть фотогеничные объекты – церковь Одигитрии, прекрасное место у Богородицкой церкви… Но крупно снять ее уже нельзя. Несколько лет назад, когда я только начинал, то думал, что буду всегда фотографировать родные места. Одни Мартюхи (деревня в 20 км от Вязьмы. - Прим. авт.) чего стоят! А теперь понял: нужно географически расширяться. Хочу попутешествовать. Но именно по России. Где родился, там и сгодился - это про меня.