Смоленский Камерный театр на стыке перемен

Общество

1 апреля Смоленский Камерный театр отметит свое 27-летие. По всей видимости, впервые за долгую жизнь коллектива, на праздник не пригласят  художественного руководителя театра – Николая Парасича. Человека, который стоял у истоков создания труппы. <br />
Заслуженный артист России, кавалер Ордена Дружбы и педагог ушел на второй план в связи с реструктуризацией театра. «Меня лишили свободы и доверия. Прежнего театра уже не будет», - комментирует Николай Петрович. Уже не худрук. Не директор и не главный режиссер.

Как уже сообщалось, 10 марта Николай Алашеев подписал постановление «О внесении изменений в Устав муниципального бюджетного учреждения культуры «Смоленский камерный театр». Согласно ему, теперь деятельностью театра руководит директор, который назначается и освобождается от занимаемой должности учредителем МБУ (муниципального бюджетного учреждения) – администрацией г. Смоленска. Ранее руководящую должность в театре занимал его художественный руководитель Николай Парасич. Директором театра назначена Оксана Неклюдова, в недавнем прошлом возглавлявшая Смоленскую филармонию.

«Таким образом, художественный руководитель будет освобожден от хозяйственных забот и сможет больше времени и сил уделять творческой работе, а бремя административно-хозяйственных работ ляжет на директора учреждения», - говорит начальник управления культуры и туризма администрации города Смоленска Вячеслав Балаев.

С точки зрения сити-менеджера, принятое кадровое решение вполне логично и обоснованно – до Николая Алашеева дошла информация, что «предыдущее руководство театра было малоэффективно».

- Реструктуризация театра произошла неожиданно. Как снег на голову, - пояснил Николай Парасич. - Ничто не предвещало этого. Накануне известия, полученного мной 2 марта в кабинете Вячеслава Балаева, в театре завершилась финансовая проверка, которая прошла без эксцессов - театр находится на финансовом подъеме. 15 марта меня официально уведомили о сложении полномочий и досрочном разрыве трудового договора. Состояние шока. Как же так?! Мы готовили к Международному дню театра премьеру – трагифарс «Счастливое событие» Славомира Мрожека, я поставил десять спектаклей и сам играю в них. Уйду, и что тогда? Выяснилось, что этот вопрос не прорабатывался. Я отменил премьеру.

Дважды Николаю Петровичу предлагалось остаться в театре художественным руководителем и по совмещению на должности актера. «Но, к сожалению, его амбициями было продиктовано другое решение, и он отказался от предложения», - комментирует сложившуюся ситуацию Вячеслав Балаев.

- Понимаю, что администрация, как учредитель, вправе без объяснений расторгнуть со мной трудовой договор досрочно, - не скрывает горечи Парасич. - Но я считаю, что мы в очередной раз столкнулись с проявлением бесчеловечности. За мной стоят люди. Камерный театр – это не самодеятельность. Зачем было ввергать труппу в стрессовую ситуацию?!

Я не говорю категорически – «нет». Не хочу уходить, хлопнув дверью. Мне просто жалко людей и ту проделанную работу, которая попросту пойдет насмарку. Я с таким энтузиазмом работал последние два года, чувствовал, что театр растет. Если бы театр загибался – ничего не имею против. Не справляетесь – будьте любезны подвинуться. Но ведь все было хорошо!

Действительно, минувший театральный сезон оказался одним из самых успешных за последние годы, и Николай Парасич не скрывал своей радости. Аншлаги, овации, гранты, участие в фестивалях… В мае трагифарс «Зойкина квартира» (спектакль Николая Парасича в апреле примет участие в V Международном фестивале «Смоленский ковчег») особо отметили на престижном театральном форуме «Москва – город мира». Постановка заслужила высокой оценки в трех номинациях: жюри фестиваля присудило «Зойкиной квартире» специальный диплом «За актерский ансамбль», а также наградило дипломами сценографа, заслуженного художника России Николая Агафонова. И, конечно же, Николая Парасича - за вклад в режиссуру.

В 2015 году Международный театральный фестиваль «Москва – город мира», посвященный 150-летию мецената А.А. Бахрушина и Году литературы в России, проводился в 12-й раз. В нем приняли участие серьезные коллективы – Центральный академический театр Российской Армии, Московский еврейский театр «Шалом», Музыкально-драматический театр «Ромэн», Амадский драматический театр курдов (Турция), и многие другие.
В феврале 2015-го московские критики оценили высокий уровень режиссуры, сценографии и актерского мастерства в постановках Камерного театра. Хвалили «Очень простую историю» по пьесе М. Ладо. Тот самый пронзительный, щемящий сердце спектакль, на премьере которого 24 октября 2014 года скончался артист Владимир Ильич Зайцев.

Руководство Камерного театра не в первый раз попадает в такую ситуацию. В 2004-м театр пытались выселить на окраину, мотивируя благие намерения нерентабельностью творческого придатка муниципалитета: «На возведение пристройки к театру денег нет, на проспекте Строителей здание также нуждается в капремонте, город не может позволить себе подобные траты, поэтому власть ищет разумный выход на благо театра». Основная причина переезда – заполняемость зала на 50 процентов. Чиновники лукавили: Камерный «в цифрах» и тогда не смотрелся бледно. В экономически трудном 1999 году 150 спектаклей посмотрели 18 тыс. зрителей, заработок театра за год составил 86 тыс. рублей. В 2000-м – «прогнали» 186 постановок. Итого - 17 тыс. зрителей, 218 тыс. рублей. 2001-й – свыше 22 тыс. зрителей посетили 200 спектаклей. Доход превысил 300 тыс. рублей. В 2002 – м театр заработал 610 тыс. рублей, в 2003-м - уже 695 тыс. рублей. Коллектив находился на взлете и зарабатывал реальные деньги!

К моменту июньского инцидента с переездом на Поповку в стенах бывшего кинотеатра «Юбилейный» побывали свыше 13 тыс. зрителей, выручка достигла почти 500 (!) тыс. рублей. Упоминание кинотеатра «Юбилейный» - не оговорка. Просто кое-кому в администрации тогдашнего руководителя города захотелось открыть здесь более выгодное предприятие - мультиплекс. Принцип «сами сгинут на выселках» не сработал. Журналистов убедительно просили тактично «промолчать». Молчать не стали - общественность защитила театральную труппу от атаки предприимчивых дельцов.

Заявление Парасича о рентабельности и эффективности театра в сезоне 2015\2016 года – отнюдь не пустые слова. Премьера комедии «Примадонны», поставленной худруком по пьесе Кена Людвига, состоялась в феврале прошлого года, и уже в начале апреля на постановку было очень сложно попасть – билеты разбирали на месяц – полтора (!) вперед. Нонсенс для Смоленска! «Примадонны» покорили меня своим финалом: победила любовь, а не деньги, - признался Николай Петрович. - И зритель, проголосовавший за спектакль рублем, почувствовал теплоту и искренность».

«Решение об изъятии из оперативного управления Камерного театра здания по просп. Строителей, д. 18 продиктовано экономическими условиями, необходимостью экономии бюджетных средств – только на коммунальные услуги в данном помещении ежегодно тратилось около 300 тыс. рублей, в то время как имеющийся в данном помещении зал на 150 мест вообще не использовался театром. Мастерские театра будут перемещены в другое помещение – по адресу ул. Соколовского, д. 16 (здание бывшей библиотеки) – это позволит сэкономить около 230 тыс. рублей.

Данное помещение не требует ремонта и находится в хорошем состоянии. Конкурсные процедуры по ремонту проводятся МКУ «Строитель», поэтому слухи о связи между кадровыми перестановками и ремонтными работами являются клеветой».

- Я не знаю, кому от своего имени передаю здание на проспекте Строителей, - говорит Николай Петрович. – Кому оно понадобилось, простояв несколько лет в ужасном состоянии? Это же история театра, он на Поповке возник! Хотелось его сохранить, а деньги на ремонт требовались колоссальные. Наши просьбы оставались без ответа. На ремонт выделили из бюджета 400 тыс. рублей, их не хватило. Тогда и мы поднатужились и добавили заработанные нами 200 тыс. рублей, отремонтировали помещения цехов…

Меня в большей степени беспокоит другое. Исходя из постановления, директор будет решать абсолютно все вопросы - не только назначения и заключение-расторжение трудовых договоров, но и составляющую репертуара. Человек, который назначен на такую должность, обязан разбираться в театральном деле. По своему опыту (а я отдал областным театрам Омска, Ставрополя и Курска свыше двадцати лет своей жизни), могу сказать одно: везде, где структура предусматривала тандем «главный режиссер – директор», в конечном итоге возникала финансовая клоака и режиссерская чехарда.

Реструктуризация театра ни к чему хорошему не приведет. По опыту знаю: если не смогу влиять на выбор пьес, глядишь, и пошлость попрет!.. А попрет потому, что мне будут диктовать условия, ЧТО и КАК ставить.

Театр создает человек. Режиссер, который закладывает краеугольный камень в фундамент говорящего правду института. А для Николая Парасича Камерный театр и был трибуной, школой жизни, воспитывающей в человеке высокие чувства. Уйдет Парасич, и – как знать? Кто даст гарантию, что его актуальные, «переживательные» спектакли не заменят броскими внешне, но абсолютно пустыми по своему внутреннему содержанию «экспериментами»? Проще говоря, набором пошлых и глупых шуток. Самый простой и эффективный путь собрать кассу во времена, когда общество охвачено массовым психозом, как заработать деньги и любым путем решить финансовые проблемы.

Просмотр серьезного спектакля – своего рода работа. Чтобы понять постановку личностного режиссера, нужно немножко поработать головой. Но ведь даже провинциальный зритель, привыкший к «декорированным» постановкам, в конце концов не захочет смотреть откровенный ширпотреб! Значит, и кассу собрать не удастся. А раз так, нерентабельное предприятие ожидает печальная судьба ТЮЗа: «Ребята, зачем содержать какой-то театрик, в который никто не ходит?» Именно равнодушие убило художественного руководителя ТЮЗа Владимира Ильича Зайцева - самоотверженного человека с любящим детвору сердцем. Зайцеву было 73 года, и он не смог перенести утрату детища, на котором чиновники единогласно поставили крест. А своих детей у Владимира Ильича не случилось.

- Я надеюсь, что Камерный театр будет сохранен, - говорит Николай Петрович. - Не верю, что город может уничтожить свое детище при столь остром дефиците культуры! Деньги не пахнут… Но и они не всемогущи.

Нет, театр не уничтожат. Только он будет другим.

P.S.

22 марта в Камерном театре состоялась встреча руководства управления культуры с коллективом. Труппе представили нового директора – Оксану Неклюдову, бывшего руководителя Смоленской областной филармонии.

«Теперь нам надо добиться, чтобы театр начал зарабатывать деньги, - заявила Неклюдова. – Как это сделать, я понимаю. Должность худрука никто не убирал. В мои обязанности входит решение финансовых вопросов и заключение с контракта с художественным руководителем. Прием артистов на работу будет осуществляться только после согласования с худруком, в задачи которого входит формирование творческого коллектива». Оксана Александровна подчеркнула, что уже провела переговоры с несколькими московскими режиссерами, которые готовы приехать в Смоленск и ставить спектакли.

Николай Петрович на встречу с директором не пришел. Сложил полномочия. Артисты Камерного театра написали открытое письмо в защиту Николая Парасича главе г. Смоленска Николаю Алашееву, а также губернатору Смоленской области Алексею Островскому.



Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
сегодня, 07:19
"Сегодня на территории Рославльского района противник предпринял...
вчера, 22:46
Трагедия случилась сегодня вечером в Починковском районе.
40 минут назад
В отношении одной из них проверка продолжается – полиция выя...
вчера, 22:34
Жители областного центра поверили в байку о «безопасных счет...
Новости партнеров