Наш человек в Стамбуле

Общество

24-летний Радик Тхилов - смолянин по менталитету и месхетинец по национальности. Сейчас он учится в турецком университете Сабанчи (Сабанджи). Радик рассказал корреспонденту «РП» об особенностях высшего образования и пребывания в Турции, где сейчас, если судить по многочисленным сообщениям новостных лент, живется очень неспокойно.

Почему я оказался в Турции

По национальности я месхетинец. Мой народ немногочислен и имеет турецко-грузинское происхождение. Оба моих деда были репрессированы в 1944 году вместе с несколькими десятками тысяч других месхетинцев. Всех депортировали в Среднюю Азию. Но после событий 1989 года - массовых погромов месхетинцев в Узбекистане - моя семья переехала на Смоленщину, где в 1992 году родился я. Здесь вырос, закончил школу, а потом и областное музыкальное училище имени Глинки; играл на клавишных в группе Dum Spiro Spero. В 2013 году, порадовавшись полученному диплому с отличием, решил продолжать образование. Хотелось учиться в Москве: я поступал в Российский университет дружбы народов, но недобрал несколько баллов. Тогда наши родственники из Турции предложили мне попытать счастья в университете Сабанчи под Стамбулом – одном из лучших частных университетов мира. Принимали меня по двум основным документам: диплому о среднем специальном образовании и результатам ЕГЭ. Так я стал студентом Сабанчи.

Мои открытия

Сначала мне почти все казалось необычным. Время первого визита в Турцию совпало со священным месяцем Рамадан. Я тогда жил у родных. Первая молитва начинается в четыре утра, и шествие к мечети по традиции очень шумное. Верующие, несмотря на раннее утро (а для кого-то и глубокую ночь), своими криками будят всю округу. А Сабанчи – очень светское место. Мечетей здесь нет, самая ближайшая - в 10 км, так что почти ничего не слышно.

Навсегда запомню и свой первый декабрь в Турции. Я ходил по университетскому городку в шортах и футболке и сомневался в реальности своих ощущений: настолько привык, что в Смоленске в это время года морозно, снежно, люди укутаны от макушки до пят...

Я живу в университетском городке, но бывает, выезжаю в Стамбул. Поездка в общественном транспорте обходится гораздо дороже, чем в Смоленске. За расстояние в 10 км в пересчете на рубли придется выложить 50 «деревянных»; за 40 - 50 км отдашь уже 120. С другой стороны, и «минималка», установленная законом, в Турции около 30 тысяч рублей, а не 6 тысяч.

Кебаб: с чаем дешевле

Что касается гастрономических впечатлений, то еда в Турции очень разнообразная. Далеко не так часто, как в России, встречаются вывески типа «Макдоналдс» или «Старбакс». Огромное количество маленьких кафе с названиями: «Завтраки от Джемилы», «Кафе дядюшки Ахмета» и т. п. И люди выбирают именно такие места, где обычно сам хозяин и его семья радушно встречают каждого гостя и накрывают на стол. Такие уютные кафе - одно из моих любимых открытий.

Очень популярен в Турции кебаб. Это что-то вроде шашлыка, но его в каждом городе готовят по-своему: одни добавляют бараний жир, другие - больше перца. Вариантов приготовления, как и названий, множество: урфа кебаб, адана кебаб, измир кебаб, бурса-искендер кебаб… Стоит это блюдо вместе с гарниром (обычно рисом или салатом) около 200 рублей. Хлеб совсем дешевый: от 10 рублей за большую хрустящую булку «с пылу с жару». Фрукты – от 30 рублей, причем самые дорогие, как ни странно, - бананы: по 120 - 140 рублей за кг. Зато «зашкаливают» цены на алкоголь и сигареты. Например, за пол-литра водки среднего качества с вас возьмут где-то 800 рублей.

Мое внимание привлек и культурный аспект. В Турции проводится много концертов, развита «культурная» инфраструктура. Однако, на мой взгляд, талантливых музыкантов и певцов значительно больше в нашей стране...

Английский вместо эсперанто

В университетском городке Сабанчи проживают несколько тысяч человек со всего мира. Есть здесь и россияне, но не много: всего два преподавателя (один ведет психологию, второй - персидский и русский языки) и около десятка студентов.

Преподавание у нас ведется на английском. На нем общаются все: россияне, китайцы, американцы, арабы и т. д. Я могу поддержать беседу и на турецком, потому что на нем разговаривали в семье. Но главным языком для меня все-таки остается русский.

Несколько слов об университетском городке. Кроме современных общежитий и факультетских корпусов, здесь есть огромный стадион, спортивный комплекс, информационный центр, поликлиника, супермаркет, кафе и даже... зал для музицирования. Время от времени прихожу туда, чтобы поиграть на фортепиано. Когда я еще не был знаком со здешними порядками, то очень удивился, узнав, что доступ в библиотеки и лаборатории круглосуточный. Студенты занимаются - когда и сколько им удобно.

Впрочем, обходятся все эти удовольствия недешево: первый год в Сабанчи стоит 15 тыс. долларов; затем сумма уменьшается, если студент успешен в учебе.

Загадочная турецкая душа

Учащиеся, с одной стороны, похожи на всех остальных студентов мира, а с другой - сильно отличаются. Есть любители поспать и не прийти на первые пары, есть и хронические прогульщики, систематически отстающие в учебе. Самый популярный студенческий отдых - дружеские посиделки за чашкой(!) чая. Почти никто в Сабанчи не позволяет себе более крепкие напитки. Во-первых, Турция все-таки мусульманская страна; во-вторых, многие стремятся вести модный здоровый образ жизни; в-третьих - см. пункт про цены на алкоголь. Турки, причем не только студенты, - очень учтивый и общительный народ, хотя за улыбкой и радушием могут скрываться самые разные эмоции и вам о них так просто никто не расскажет.

О международных отношениях

Обострение отношений с Россией не могло не сказаться на жизни Турции. По сравнению с первыми неделями международного конфликта страсти чуть поутихли. Все россияне продолжают учебу в Сабанчи, и переводиться пока никто не планирует. Университетский городок - это замкнутое охраняемое пространство, где «все свои». Поэтому здесь вполне безопасно. Во всяком случае, сейчас.

Усложнилась финансовая ситуация в обеих странах, труднее стало попасть из Турции в Россию и обратно. Я пока не ездил в Смоленск, но многие друзья утверждают, что досмотры в аэропортах ужесточились. Работники служб безопасности задают много вопросов, долго «держат» в терминале. Зато говорят, что авиабилеты из Турции в Россию сильно подешевели.

Не могу обойти стороной тему «ИГИЛ» (террористическая организация. Запрещена на территории РФ). Несомненно, эти ребята активно работают и в Турции. И многие турки, особенно из восточной части страны, едут к ним вербоваться. Что касается вузов, то я думаю, что единичные случаи вербовки были практически в каждом университете, хотя такие инциденты руководство тщательно скрывает. Несколько месяцев назад друг моего знакомого уехал из Сабанчи и не вернулся. Недавно пришла весть, что он убит.

У меня лично не было контактов с «ИГИЛ». Не обращались ко мне и отечественные спецслужбы: хотя я бы с удовольствием спросил у них, на какой из языков мне усиленно «налегать» сейчас, чтобы стать через несколько лет востребованным на рынке труда.

А если говорить серьезно, то очень хотелось бы, чтобы между нашими странами восстановились добрые отношения.


Автор: Мария Волкова







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:13
Александр Новиков отметил, что общие цели - экономическое и ...
вчера, 21:44
вчера, 21:10
Сотрудники Госавтоинспекции провели совместный с судебными п...
вчера, 20:26
Наш регион «пожелтел» на карте Гидрометцентра.