Вторник, 06 декабря 2016 года

Погода -4..-6 С о

Любавичи.Место, где общаются с Богом...

Общество 10:20, 19 марта 2009

Если взглянуть на карту Смоленской области, то крохотную точку с любопытным названием «Любавичи» мы заметим рядом с Беларусью. Потому что границы очень часто смещались, и древнейшее поселение до 1654 года принадлежало Речи Посполитой,  позже вошло в состав Могилевской губернии. В XIX веке Любавичи славились двумя ярмарками - Петро-Павловской и Крещенской, которые считались лучшими в Могилевской губернии. Длились они по целому месяцу, а товаров отовсюду привозили ни много ни мало на 1,5 миллиона рублей. Для сравнения: килограмм меда в то время стоил 30 копеек.... Но мировую славу селу принесли  не торговые дела.
Два столетия назад здесь зародилось оригинальное религиозное учение иудаизма - рациональный хасидизм (Хабад). К тому же здесь похоронены третий и четвертый любавичские ребе - Менахем Мендел и Шмуэль Шнеерсон. После революции центром Хабада стал Нью-Йорк, но хасидское учение до сих пор во всем мире называют любавичским. А в крошечное село на смоленской земле и сейчас съезжаются иудеи со всей планеты - поклониться святым местам и помолиться Всевышнему.


Еврейский центр без единого еврея


- Сейчас в Любавичах проживает не более пятисот человек, - рассказывает специалист Любавичского сельского поселения Таисия Вожлакова. - И мы очень боимся, что закроют нашу школу - в ней всего 47 деток...
Среднее учебное заведение для сегодняшнего села как лакмусовая бумага: есть школа - есть село. А в колокола жители Любавичей бьют не напрасно.
- За прошедший год в деревне никто не родился, зато умирают - десятками, - вздыхает Таисия Максимовна. - Где люди работают? В школе. Кроме того, у нас есть два магазина, совхоз, почта и подобие дома престарелых - отделение временного пребывания.
Жителей на улице днем с огнем не сыщешь. Мне повстречался только безумный бык, который устало брел по улице, вяло пережевывая клочок сена. Зато как он оживился, когда увидел меня в красном плаще, - радость была неконтролируемая! Впрочем, оказалось, что и я могу бегать довольно быстро...
Однако на окраине села мне все-таки встретилась женщина средних лет.
- Берите вашего главного и приезжайте! - «отрубила» она в ответ на просьбу подсказать, где находятся еврейские святыни. Узнав о том, что мы не иудеи, а туристы, удивлялась долго и шумно: «Я бы сюда ни в жисть просто так не поехала! Смотреть тут нечего». А потом неопределенно махнула рукой в сторону поля: «Говорят, что кладбище где-то там! Из местных туда никто не ходит. Да и я сама, сколько живу, ни разу не была».
Сейчас в Любавичах нет ни одного еврея. После Октябрьского переворота в селе наступил экономический кризис, потом местечко сильно пострадало от деятельности Еврейской секции России: были закрыты все хедеры(начальные религиозные школы). Окончательную точку поставила Великая Отечественная война: в ноябре 1941 года еврейское население Любавичей было расстреляно. Согласно немецким данным, уничтожили почти 500 человек.
Последняя еврейка в Любавичах умерла несколько лет тому назад. А большинство жителей села пока не осознают, что их земля - настоящая золотая жила для туристов и паломников.
Вместо дороги на поле - одна большая лужа. Автомобиль послушно фыркнул, потом издал такой звук, будто бы под его капотом кого-то задушили. Пришлось из грязи выталкивать руками и ногами полторы тонны металла. А потом за хмызником нашлось то самое кладбище, куда стекаются тысячи туристов. На вид обычный погост, правда, могил не так много. Тропинки и подходы к надгробиям (надписи - на иврите) старательно обкошены, даже установлено освещение. В центре возвышается часовня, построенная на могилах ребе. Там же стоит цементная коробка. Внутри - записки верующих на разных языках с просьбами к Всевышнему. Когда резервуар полностью наполняется, бумагу сжигают...
От осмотра отвлек автомобильный гул - машина в поле взвыла сигнализацией. Странное дело, вокруг не было ни души. Чудеса... Зато авто при виде хозяйки будто бы улыбнулось, как паровозик из мультяшного Ромашкина. Машина с радостью завелась, послушно бултыхнулась в огромную лужу и самостоятельно выплыла.
Несколько лет назад поклониться святыням прибыл сам Берл Лазар - главный раввин России. Приехал он, как и полагается по иудейским канонам, ночью, перед рассветом.

Религиозный туризм: тысячи человек в год


Главный раввин Смоленска и Смоленской области Леви Мондшайн приехал на родину предков в 2003 году по направлению главного раввина России. Офис еврейской общины находится на улице Воробьева. Есть здесь и зал на 60 мест, где ежедневно проходят молитвы, и несколько комнат для работы. Над столом в кабинете раввина висит портрет знаменитого седьмого любавичского ребе Менахема Мендела Шнеерсона. Имя это хорошо известно религиозным и нерелигиозным евреям и неевреям во всем мире. Любавичи здесь считают одной из главных святынь - постоянно организовываются группы для посещения священных могил.
- Говорят, что во времена советской власти были люди, которые тайком посещали еврейское кладбище в Любавичах, - рассказывает Леви.- А после перестройки евреи-хасиды, живущие за границей, без опаски стали приезжать в Россию, посещать еврейские кладбища и молиться. Сюда приходят ученики иешивы (религиозное училище. - Прим. авт.) и паломники. По моим данным, каждый год Любавичи посещают несколько тысяч евреев. Совсем недавно приезжали группы из Австралии, Африки, Аргентины, Израиля и США.
- Ребе считал, что нет смысла возводить что-то на той земле лишь потому, что когда-то раньше здесь находилось еврейское поселение, - объясняет Леви. - Стоит ли только ради ностальгии переселять туда сотни евреев? Конечно, в дальнейшем мы планируем создать в Любавичах что-то, но совсем в не больших масштабах. Что касается крупного туристического комплекса - тут должна быть заинтересованность местной администрации. Ведь такое создание принесет дивиденды области, поможет ей...
Впрочем, кое-что для паломников уже сделано. Около десяти лет назад в селе открыт «Дом любавичских ребе», который называют музеем развития хасидизма. Экспонатов здесь нет, зато есть фотографии. Это временная обитель для паломников, где можно отдохнуть с дороги. За всем - и за кладбищем, и за «Домом ребе» - приглядывает местный житель.


Православный привет


Есть в Любавичах и православная церковь. Храм необычный, очень похож на католический. А все потому, что когда-то был перестроен из костела. Такая церковь на Смоленщине одна - она выделяется особым динамизмом архитектурных масс и криволинейностью форм, внутри - обилием света в интерьере и интересным иконостасом первой половины XIX века.
- В Великую Отечественную войну в храм угодил артиллерийский снаряд. Видите, он до сих пор висит над входом? - местная жительница Нина Кириллова показывает на металлическую загогулину в стене церкви. - Но храм не получил значительных повреждений - цел до сих пор...
Да, почти два столетия стоят бок о бок две святыни - христианская и иудейская. В Успенской церкви спустя десятилетия появился священник, здесь крестят детей, отпевают усопших, молятся православные... А где-то там, на другом конце деревни, обращаются к Богу евреи. И хотя молитвы их на разных языках, но все они об одном и том же: о мире и спасении, о доброте и любви. Так пусть же все они будут услышаны.

 

Справка «РП»


В конце XVII века в Любавичах насчитывалось 99 еврейских дворов и синагога. С приездом в 1813 году Дова Бера Шнеерсона местечко стало центром учения Хабад. В 1851 году в Любавичах имелось пять синагог, пять хедеров, функционировало двухклассное еврейское училище первого разряда. В 1881 году евреям принадлежали 238 домов из 382. В 1897 году в Любавичах проживало 1600 евреев. Главными источниками их доходов были торговля льном и предоставление ночлега многочисленным хасидам, приезжавшим к своему ребе. В 1897 году Шолом Дов Бер Шнеерсон основал в Любавичах иешиву «Томхей тмимим». Хотя в 1915 году он покинул местечко, за последователями движения Хабад сохранилось название «любавичские хасиды». В 1918 году иешиву переехала в Кременчуг. В Любавичах находилась огромная библиотека, которая содержала тысячи томов и сотни рукописей. Во время Первой мировой войны она была направлена в Москву и передана в Румянцевский музей (ныне Государственная Публичная библиотека РФ).

 

Как добраться


Каждый час от Смоленского автовокзала
отправляется автобус Смоленск - Рудня. Стоимость билета - 83 рубля 10 копеек. В Рудне нужно пересесть на автобус, который домчит вас до Любавичей (рейсов много: в 6.30, 7.30, 12.00, 13.00, 15.00, 18.10). Стоимость билета - 20 рублей.

Оценить новость
Рейтинг 0 из 5 (0 оценок)


Загрузка комментариев...
Читайте также
Алексей Островский поднялся на восемь позиций в рейтинге влияния глав субъектов РФ
11 минут назад
61
В рейтинге «Агентства политических и экономических коммуника...
Где в Смоленске пройдет реконструкция теплосетей
44 минуты назад
119
До конца года «Квадра» заменит в Смоленске ещё 3,6 км теплос...
В Смоленске закроют движение по улице Дохтурова
сегодня, 10:17
120
На два дня из-за строительных работ.
В Смоленской области увеличат объемы дотаций муниципальным образованиям
сегодня, 10:14
113
В рамках формирования межбюджетных отношений на 2017 год и н...

Опрос

Какой подарок вы хотели бы на Новый год?


   Ответили: 638