«В нынешних условиях «дна» у кризиса нет»

Общество

«РП» подводит итоги уходящего года в регионе с кандидатом экономических наук, доцентом Смоленского института экономики Дмитрием КОРОЛЬКОВЫМ.

- В общем виде какая сейчас, по вашему мнению, ситуация в экономике региона? В чем ярче всего проявляется кризис?

- Считаю, что в целом ситуация в экономике региона достаточно тяжелая. Прежде всего это связано с существенной долговой нагрузкой. По данным недавнего мониторинга Высшей школы экономики, среди российских регионов наибольший госдолг на Чукотке - 125% собственных доходов бюджета, в Смоленской, Костромской областях и Мордовии - более 100%. Мы все понимаем, что это следствие накопившихся системных проблем, но сам факт преддефолтного состояния не может не настораживать.

- Поясните, пожалуйста, чем высокая долговая нагрузка региона чревата для экономики в целом и для смолян.

- Региональный бюджет – это важнейший механизм перераспределения доходов, инструмент регулирования, стимулирования и контроля. С ним связаны все, даже те, кто непосредственно из него ничего не получает: например, через уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей. Региональный долг – это задолженность, накопившаяся в результате заимствования денег для финансирования прошлых бюджетных дефицитов. Долг, особенно когда он растет, вызывает определенные негативные последствия для экономики региона. Во-первых, поиски источников погашения приводят к необходимости повышения или введения новых налогов и сборов (даже квазиналоговых, таких как услуги ЖКХ), усилению государственного вмешательства в экономику, что отрицательно сказывается на хозяйственной активности. Во-вторых, возможно переложение долгового бремени на будущие поколения. Если заимствования были истрачены на текущее потребление, а не на инвестиции и модернизацию производства, то увеличение долга и процентных платежей по нему приведет к снижению темпов роста и ограничению потребления в будущем. В-третьих, быстро растущие издержки по процентам все более затрудняют сокращение бюджетного дефицита - нужно снова занимать, чтобы рассчитаться по старым долгам. В-четвертых, рост долга способствует усилению зависимости региона от федерального центра, ограничивает возможность ведения самостоятельной финансово-экономической политики. Также значительный и возрастающий долг вызывает большие трудности при получении новых кредитов.

Если говорить о других проявлениях кризиса, то испытывают существенные проблемы «флагманы» региональной экономики, такие предприятия, как ОАО «Завод комплексных дорожных машин им. М. И. Калинина», ООО «Смоленские автоагрегатные заводы», ОАО «Рославльский вагоноремонтный завод» и др. Снижается уровень рентабельности, предприятия вынуждены переводить работников на неполную рабочую неделю...

- Вы в 2008 - 2009 годах входили в антикризисную комиссию администрации Смоленска. Можно ли оценить, каковы масштабы нынешних сложностей в сравнении с тем периодом?

- У меня, к сожалению, нет необходимой статистики, но мне кажется, что масштабы вполне сопоставимы.

- Есть мнение, что ситуацию с безработицей в регионе смягчает сокращение количества трудоспособного населения.

- Отчасти да, но также следует понимать, что новая «балльная» пенсионная система стимулирует работников к продолжению трудовой деятельности.

- А чем различаются проявления этого кризиса и прошлого?

- Дело в том, что кризис на самом деле один, он продолжается, имеет глобальный характер и страновую специфику, а проявления его в каждой стране тоже разные. Просто 2008 - 2009 гг. и конец 2014 - 2015 гг. - это его активные фазы в РФ.

Однако если первая фаза была вызвана в основном экономическими причинами, то вторая - обусловлена также и геополитическими факторами. Основное различие между ними, если говорить об уровне региона, лежит в кредитно-долговой плоскости. Российские банки оказались отрезаны от источников рефинансирования на Западе, резко выросли ставки по кредитам.

- Что наиболее болезненно для нашего региона: падение реальных зарплат, девальвация рубля, сокращение производства, рост безработицы, повышение кредитных ставок, уход бизнеса в тень и т. д.?

- Все, что вы перечислили, является классическими атрибутами экономического кризиса, и эти явления взаимосвязаны. На индивидуальном уровне, конечно, болезненнее всего падение уровня реальных доходов (девальвация, рост цен), ну и их потеря (безработица). Люди на Смоленщине и в «тучные» годы не особо благоденствовали, так что снижение качества жизни особенно заметно.

- В 1998 году в результате девальвации рубля сильно пострадало население, но для промышленности это было благом, поскольку российские товары стали более конкурентоспособными. Заметен ли сейчас этот фактор? Опять же, импортозамещение, по логике, открывает новые возможности для реального сектора.

- Положительный эффект от девальвации возможен только в условиях полного производственного цикла внутри страны. Такого, как в 1998 году, не будет. Причин тому много. Назову основные. Первая - заключается в колоссальной зависимости России от западных технологий, оборудования и комплектующих, цена которых выражена в иностранной валюте. По оценкам экспертов, уровень импортозависимости составляет от 30 - 40% в сельском хозяйстве, до 60 - 80% в промышленности. В некоторых отраслях и сферах значение показателя доходит до 100% (стоматология, протезирование и т. п.). У нас практически нет собственного производства оборудования, особенно высокотехнологичного, например станков с ЧПУ.

Вторая причина заключается в особенностях организации мирового производства и углублении процессов специализации, разделения труда и кооперации. Приведу пример. Последняя разработка российских автомобилестроителей - трехтонный грузовик «Газон-Next» - формально является изделием отечественной промышленности. Но российских комплектующих там по пальцам пересчитать.

Ну что поделать, если отечественная промышленность не может выпускать компоненты мирового уровня в достаточном количестве! В России для этого грузовика производятся только приборная панель, сиденья, мосты, подвески передняя и задняя, балка моста, зеркала и радиаторы (последние выпускает российско-японское СП). Несложно посчитать, на сколько увеличится его стоимость в результате девальвации.

Ну и третья причина кроется в финансово-кредитной сфере. Даже если импортные товары стали запредельно дорогими, это автоматически не влечет за собой бурного роста отечественного производства. Для его организации как минимум нужны «длинные» дешевые деньги (кредиты) и щадящая налоговая политика.

Если вернуться к 1998 году, то после четрырехкратного удорожания доллара наблюдался рост отечественного производства. Он основывался на законсервированных производственных мощностях предприятий, по которым не успел проехаться «приватизационный каток», которые не превратились в торгово-развлекательные центры или в декорации для съемок фильмов ужасов. Другим фактором было наличие трудовых ресурсов, людей, еще не забывших свои рабочие профессии. К сожалению, закрепить этот небольшой промышленный прорыв не удалось. Стремительно дорожавшие в нулевые годы углеводороды быстро сделали отечественные товары и производство неконкурентоспособными. Как только, в силу увеличившегося потока нефтедолларов, начался рост материального благосостояния, импортная продукция стала входить в зону доступности, все переключились на нее.

Что касается импортозамещения. В российской экономике в настоящее время сложилась достаточно специфическая модель развития, связанная, с одной стороны, с усилением экспортно-сырьевой ориентации в рамках международного разделения труда. С другой стороны - с достаточно бессистемным импортозамещением в ряде секторов экономики, которое осуществляется в большей степени под влиянием макроэкономических регуляторов и, прежде всего курса национальной валюты, и, в меньшей степени в рамках промышленной политики, о целенаправленности которой до настоящего времени сложно говорить. Несмотря на все предпринимаемые меры - прежде всего в АПК, машиностроении, легкой промышленности, производстве строительных материалов и др., региональные программы импортозамещения по ряду показателей не выполнены.

Главными в этой работе остаются федеральные инструменты, которые слабо согласуются с региональными возможностями и ограничениями. Механизмы поддержки спроса на импортозамещающую отечественную продукцию через государственное стимулирование (госзакупки и т. д.) используются слабо и в должной мере не отработаны. Ну и, наконец, самое главное. Проблему качественного импортозамещения можно решить только за счет создания новых и активного развития конкурентоспособных высокотехнологичных производств, обладающих высоким экспортным потенциалом. В противном случае «кампания по импортозамещению» может свестись к банальной замене одних импортеров другими и имитации инновационной деятельности.

- Есть мнение, что Россия не использовала возможности для системного оздоровления экономики в 2008 - 2009 годах, «залив пожар деньгами». Будут ли сейчас реализованы заложенные в кризисе новые возможности (по китайской поговорке)?

- Я придерживаюсь мнения, что Россия, к сожалению, не использовала в полной мере для модернизации и системного оздоровления более чем 10-летний период высоких цен на энергоресурсы. «Заливать пожар деньгами», как в прошлый раз, уже не получится – такого количества денег просто нет.

Любой кризис, безусловно, содержит новые возможности. Но они перерастают в необходимость создания новой экономики, поскольку прежняя модель в новых условиях работать не может.

- Что можно сказать об антикризисной политике федеральных и региональных властей? Насколько она эффективна?

- Несмотря на утвержденные федеральный и региональные «антикризисные» планы, осуществляются они не совсем последовательно и системно. В основном все сводится к сокращению бюджетного финансирования (экономия и оптимизация расходов) и «мониторингу» социально-экономического положения. Полагаю, что правительство, во-первых, не совсем осознает глубину кризиса и даже этого термина старается избегать. Например, в начале 2015 года на федеральном уровне был принят «План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году», называемый правительственным «антикризисным» планом. В этом документе на 35 страниц машинописного текста слово «кризис» встречается один раз, три раза упоминается об «антикризисных мерах». Во-вторых, и это также следует из плана, хоть и не прямым текстом, есть некоторая уверенность в том, что основные трудности нас ждут в 2015 - 2016 гг. То есть «нам бы день простоять да ночь продержаться». Не могу разделить данного оптимизма, поскольку предыдущий понижающий ценовой тренд на углеводороды длился с 1980 по 1998 год. Кстати, об этом говорят многие ведущие аналитики, что период невысоких мировых цен на нефть и газ, вероятнее всего, будет наблюдаться ближайшие 8 - 10 лет. И тому достаточно много причин: это и цикличность развития мировой экономики, и замедление темпов ее роста, и «глобальное потепление», и выход на нефтяной рынок новых игроков - много моментов, снижающих ее стоимость, и они преобладают. Ну и геополитический фактор - США уже несколько раз озвучивали свою позицию: основное условие снятия санкций, введенных против РФ, - это возврат Крыма Украине.

Поэтому в сложившейся ситуации у нас нет иного выхода, как создание диверсифицированной конкурентоспособной экономики, способной выпускать востребованные товары, которые и должны стать основой импортозамещения. России нужна новая «индустриализация». Учитывая темп научно-технического прогресса, она может быть осуществлена в более короткие сроки и с меньшим привлечением ресурсов, в том числе трудовых, чем осуществленная в 1930-е годы.

Также немаловажным направлением развития, учитывая наше географическое положение, является транзит. Мы обязательно должны стать элементом «нового шелкового пути», причем ключевым.

- Как вы думаете, «дно» кризиса пройдено? Каким будет для экономики 2016 год?

- Я, может быть, скажу парадоксальную вещь, но в нынешних условиях «дна» у кризиса нет. Исходя из специфики организации нынешней денежно-кредитной системы и политики, «дно» продолжают определять цены на углеводороды. 2016 год, скорее всего, будет для экономики таким же тяжелым, как и предыдущий. Вероятнее всего, нас ждет рецессия с постепенно замедляющейся инфляцией. Но унывать не стоит. Случались и более тяжелые времена и ситуации, справимся и с этим.


Автор: Николай Медведев







Загрузка комментариев...
Читайте также
15 минут назад
За I квартал производство пищевых продуктов выросло почти на...
сегодня, 16:05
Губернатор сообщил, что раньше он горел только в памятные дн...
сегодня, 16:43
Таков прогноз на ближайшие два дня. А в ночь на 9 мая переда...
сегодня, 14:16
В преддверии Дня Победы проходит акция «Парад у дома ветеран...