О коррупции, сиротах и жилье

Общество

В очереди на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Смоленской области - 1 524 человека. На покупку квартир для этой категории юных смолян бюджетные средства поступают в зависимости от рыночной стоимости жилья в конкретном районе. Но, как неожиданно выяснилось, лишь около половины этих денег тратится на сирот.

Жилье с перекошенной дверью

В Смолиговском сельском поселении Руднянского района в очереди на получение жилья состоят 12 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. И этот список будет пополняться. Между тем в 2013 году субсидии выдали на одну квартиру и еще на одну – в 2014-м.
- Такого, чтобы детям совсем негде было жить, у нас нет. Ребята либо проживают у родственников, либо снимают жилплощадь в Смоленске или в других городах, - рассказала корреспонденту «РП» глава администрации Смолиговского сельского поселения Нина ИВАНОВА. - Мы с ними поддерживаем связь, знаем их не только по фамилиям, но и лично. Некоторые из них сейчас находятся в домах-интернатах. Есть у нас и дети, которым сейчас по 7 - 9 лет. По достижении 14-летия, как только они получат паспорта, мы их также поставим на очередь.
Аня Никонова (имя и фамилия изменены) воспитывалась у своей тети в деревне Смолиговка. Затем судьба забросила девочку в интернат. После окончания школы Аня встретила свою любовь. Сейчас она живет в родительском доме мужа и воспитывает ребенка. По закону Ане, как сироте, полагается благоустроенное жилье по месту регистрации.
Хотя Смолиговка - не самая маленькая деревня в Руднянском районе, желающих участвовать в аукционе по продаже жилья среди местных не нашлось. Аукцион не состоялся. У Ани появилось право на приобретение квартиры в другом населенном пункте или в райцентре. Она обратилась с заявлением о выборе места жительства в Голынковском городском поселении, где были объявлены такие торги. С предложением вышел продавец квартиры в двухэтажном доме. Чтобы для сироты не купить «кота в мешке», комиссия из района обследовала жилплощадь и выявила серьезные недостатки. Пол на кухне ходил ходуном, входная дверь перекошена, окна подгнившие, раковина битая, трубы ржавые… Члены комиссии сделали заключение: такое жилье не подходит - молодая семья должна въехать в отремонтированную квартиру. Поучаствовать в этом аукционе пожелал и К., один из жителей Голынок.
- К. - физическое лицо, однако конкурс проводился для субъектов малого предпринимательства, и заявляться на площадку электронного аукциона может индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, поэтому К. было отказано, - пояснила Нина Иванова.
Г-н К., неплохо разбирающийся в юриспруденции, обратился в Смоленское УФАС России с жалобой «на положения документации электронного аукциона» и с просьбой обязать заказчика внести изменения в информационную карту, исключив из нее преимущества, предоставляемые субъектам малого предпринимательства.

Странная арифметика

Забегая вперед, отметим, что комиссия антимонопольной службы жалобу частника не удовлетворила. Но в ходе заседания выяснились очень любопытные детали. Руководитель Смоленского УФАС Нина Акжитова спросила у главы Смолиговского сельского поселения Нину Иванову:
- Какой была начальная цена аукциона?
- 896 тыс. рублей, - ответила глава.
- А рыночная цена квартиры?
- Цены разные. Самая лучшая оценивалась в 500 - 600 тыс. рублей. На аукцион была предложена двухкомнатная квартира площадью 44 кв. метра в старом двухэтажном доме.
- А сколько квартир для сирот вы приобретали?
- Это вторые торги. В 2013 году аналогичным способом объявили аукцион в Смолиговском сельском поселении, но обустроенного жилья, чтобы недалеко были детский сад и школа, у нас не нашлось. Поэтому купили квартиру в Рудне.
Нина Иванова также пояснила, что денежные средства для приобретения жилья детям - сиротам и оставшимся без попечения родителей - выделяются через департамент по образованию, науке и делам молодежи Смоленской области. Там же рассчитывают объем субсидий, необходимых и для Руднянского района.
- Мы спрашивали в департаменте: почему нам определена сумма 896 тыс. рублей, а не больше или меньше? Там объяснили, что расчет ведут по средней стоимости одного кв. метра жилья на территории Руднянского района, - рассказала глава сельского поселения.

Где оседает разница?

В ходе заседания комиссии УФАС по контролю в сфере размещения заказов проявились и другие, не менее любопытные, детали.
- Первую квартиру вы покупали у собственника? – поинтересовалась Нина Александровна.
- Нет, участник аукциона продавал ее по доверенности, - сообщила глава администрации Смолиговского сельского поселения.
Как выяснилось, в положении об аукционе не отражено, кто должен предъявлять квартиру к продаже. А это значит, оставлена лазейка для посредников, «наваривающихся» на деньгах, предназначенных для детей-сирот.
На вопрос: требуют ли у продавца недвижимости правоустанавливающие документы, Нина Иванова ответила, что это, как и создание комиссии по обследованию жилья, рассматривает администрация района.
В процессе этого мероприятия у автора этих строк сложилось впечатление, что в сфере приобретения жилья для детей-сирот процветает коррупционный бизнес. Если за квартиру, цена которой 300 - 400 тыс. рублей, в итоге отдают миллион государственных средств, то куда уходит разница? Этот путь могли бы отследить правоохранительные органы. Более того, в сделках с недвижимостью нередко участвуют одни и те же посредники.
Кстати, по данным департамента по образованию, науке и делам молодежи, в 2013 году приобретены 192 квартиры для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, на которые истрачено без малого 190 млн. рублей. В их числе и семь жилых помещений на сумму 8 млн. рублей в Руднянском районе.
И нельзя исключить вероятность, что примерно половина этой суммы «прилипла к рукам» разного рода посредников. А если бы все средства ушли по назначению, то наверняка и многие другие ребята получили бы жилье, не томясь лишние годы в очереди и не тратясь на съем квартиры.

ОФИЦИАЛЬНО

Руководитель Смоленского УФАС России Нина Акжитова:
- В период действия Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» заказчики сами решали, каким способом купить квартиру: то ли провести конкурс, то ли закупку осуществить у единственного конкретного продавца, предложившего лучшую квартиру. Тем не менее разница в стоимости и тогда оседала в карманах перепродавцов. Вступивший в силу с 1 января 2014 года Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» обязывает заказчиков приобретать квартиры только по результатам проведенных конкурсов или аукционов.
Специфика приобретения органами власти жилья, по нашему мнению, не позволяет эффективно использовать выделенные денежные средства. Тут должна быть особая процедура покупки. Реальные собственники квартир - как правило, физические лица – не обладают специальными познаниями и не зарегистрированы на электронных площадках. При рассмотрении жалоб мы не впервые сталкиваемся с ситуацией, когда отдельные участники закупок, не имея собственных жилых помещений, заявляются на торги. Они выступают по доверенности, а значит, не являются продавцами. Мы считаем, такие посредники между продавцом и покупателем осуществляют риэлторские услуги, но аукционы проводятся не на оказание таких услуг. Риэлторские услуги - это вид предпринимательской деятельности, и с него должны быть уплачены налоги, но в данном случае их не платят. Тот же господин К. неоднократно обращался в УФАС с жалобами. По всем районам области он выискивает возможности для занятия таким бизнесом. Раньше он выступал в качестве индивидуального предпринимателя, теперь пытается участвовать в торгах как физическое лицо.
Мы считаем, что на аукционе именно его участник должен представлять свое право собственности на продаваемую недвижимость, но не иных лиц. В других регионах заказчики в аукционной документации прописывают, что участник аукциона представляет свидетельство о праве собственности на квартиру, таким образом отсекаются перепродавцы. Понятие «продавец» в Законе о контрактной системе вообще не содержится, а установленное законом определение поставщика, на наш взгляд, не соотносится с договорами купли-продажи недвижимости. Это еще один козырь для недобросовестных участников закупок.
Смоленское УФАС России считает необходимым внести изменения в отдельные нормы Закона №44-ФЗ, связанные с приобретением или арендой недвижимого имущества.


Автор: Василий Ганжала







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:50
ПСО «Сальвар» сообщил о поисках Комаровой Елены Игоревны, 1988...
вчера, 21:15
Первый стенд уже появился в ТРЦ «Макси» в Смоленске.
вчера, 22:18
В этом году башня выступила в качестве архитектурной доминанты...
вчера, 19:56
Об этом глава региона договорился с генеральным директором «Почты...