Пойдут ли по Днепру теплоходы?

Общество
Пойдут ли по Днепру теплоходы?
Что думают по поводу расчистки Днепра и восстановления судоходства по нему люди, профессия которых водить корабли по рекам страны? Своим мнением по этому поводу поделился капитан-механик единственного в Смоленске и на российской части Днепра теплохода «Смолянка» Константин КОВАЛЕВ.
- Нужно ли Смоленску судоходство?
- Если рассматривать водный транспорт в разрезе пассажироперевозок, то это бесперспективное направление. Еще во времена правления Ивана Ефимовича Клименко действовало регулярное сообщение до Дорогобужа и в сторону Гусино. По Днепру ходили два типа теплоходов - «Москвич» и «Зарница». После закрытия этих маршрутов прибрежные деревни быстро вымерли. Оставшееся сельское население, видя такую ситуацию, начало приобретать личный транспорт. Власти на местах постарались наладить между населенными пунктами автобусное сообщение. В итоге водный транспорт был замещен автомобильным.
А вот о перевозках коммерческих грузов, не требующих быстрой доставки, но транспортируемых в больших объемах, говорить можно. Например, строительные материалы. Существуют баржи, вместимостью до 300 тонн, которые может тащить по реке буксир с небольшой мощностью двигателя. Учитывая, что по Днепру открывается прямой выход из Орши и Могилева в Черное море, белорусы намного в большей степени заинтересованы в судоходстве, чем наши власти. Тем не менее они несколько раз заявляли о том, что готовы поучаствовать в возрождении судоходства на Днепре в пределах Смоленщины, но должна быть инициатива местного руководства.
- Так инициатива налицо!
- Надо понимать, на что она направлена. Деньги выделены на экологию. То есть земснаряд вынет некоторое количество донного грунта, который сложат на отведенных для этого площадках. Какое отношение эти работы имеют к судоходству? Ведя речь о возрождении водного транспорта, нелишне было бы поинтересоваться у судоводителей, как это делать с наибольшей эффективностью. Когда выделялись средства на расчистку русла, я лично показывал проблемные места, где при низкой воде теплоходу трудно пройти. По этому поводу мы задавали вопрос президенту страны, но адекватного ответа не последовало. Я прихожу к убеждению, что в Смоленске судоходство никому не надо! Например, набережная построена таким образом, что теплоход к этому странному сооружению близко подойти не может, потому что вынужден проходить у противоположного берега. При нормальном режиме выпадения осадков половину сезона нижний ярус будет стоять в воде, в оставшееся время место от набережной до реки займут заросли кустарников. Белорусы предлагали уложить русло в этом месте гибким бетоном (плиты, связанные тросами) и сделать его в виде аккуратного лотка. Если этого не сделать, не поднять уровень Днепра плотиной возле Гнездова, как это предполагалось по проекту 80-х годов прошлого века, то можно считать, что расчистка реки никакого отношения к судоходству не имеет.
- А вообще-то Днепр сегодня судоходный?
- Когда нам, специалистам, чиновники говорят, что Днепр не судоходен, то возникает вопрос: это что, полное незнание темы? По правилам речного судоходства, судно может ходить, если у него под днищем - 15 см воды. У теплохода типа «Колхозница» осадка 60 см. Есть официальные промеры Днепра, где в черте города отмечены глубины до четырех метров.
- Три года назад прокуратура подавала на вас в суд за то, что «Смолянка» осуществляет движение по необорудованному фарватеру. Это были правомерные требования?
- Тогда суд вынес решение о запрете судоходства, поскольку река не оборудована специальными знаками. Но в тех же правилах плавания по внутренним водным путям написано, что судовой ход может быть обозначен на местности и (или) на карте. То есть на лоции фарватер может быть нанесен, а на местности нет. Так что решение суда осталось непонятным.
- Есть ли смысл использовать теплоходы для туристических целей?
- Еще в 2009-2011 годах были организованы прогулки для населения по расписанию. При хорошей погоде они выполнялись по три раза в будние дни и по пять - в выходные. Пятница, суббота, воскресенье были заняты полностью. Тогда на судне не хватало мест для желающих. Это действительно можно было возродить и сделать теплоход статьей дохода и для команды, и для бюджета. Сегодня необходимо решение администрации области о возобновлении судоходства и установлении статуса Днепра как водного пути регионального значения. Если этого не сделать и оставить все как есть, то в ближайшее время о судоходстве на Днепре можно забыть и не тратить силы и деньги на расчистку 7,5 км русла.
Подготовил Андрей ОСТЕРОВ.







Загрузка комментариев...
Читайте также
17 минут назад
Последний день длинной рабочей недели порадует смолян.
54 минуты назад

Об этом предупредили в ФКУ Упрдор Москва – Бобруйск.

сегодня, 15:46

Временные неудобства возникнут в двух районах.

сегодня, 15:32
Сегодня, в День памяти погибших в радиационных авариях и кат...
Новости партнеров