От солдата до генерала

Общество
шкадовВ этом году немало исторических юбилеев. Один из них - 100-летие со дня рождения нашего знаменитого земляка, танкиста, генерала армии, участника Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза, начальника Главного управления кадров Министерства обороны СССР, заместителя министра обороны СССР по кадрам, депутата Верховного Совета СССР Ивана Николаевича Шкадова (1913 - 1991).
Родился и вырос наш знаменитый земляк в крестьянской семье в деревне Наумово Спас-Деменского района Смоленской губернии. И хотя после войны этот район вошел в состав Калужской области, Иван Николаевич всегда считал себя смолянином. Окончив школу в 1931 году, он некоторое время был на комсомольской работе и, как многие его сверстники, мечтал стать инженером. Но судьбе было угодно распорядиться по-другому.
В октябре 1935 года, в возрасте 22 лет, по комсомольской путевке он поступил в Горьковское (позднее Харьковское) бронетанковое училище, которое окончил в 1938 году. Затем по личной просьбе был направлен на Дальний Восток командиром взвода.
За мужество, проявленное в боях с японской императорской армией, Иван Николаевич был удостоен ордена Красной Звезды. Боевой опыт, полученный у озера Хасан, впоследствии очень пригодился И. Н. Шкадову во время Великой Отечественной войны. А первая награда, полученная за озеро Хасан, спасла ему жизнь - осколок немецкого снаряда попал в орден Красной Звезды...
В июне 1941 года он становится помощником начальника штаба танкового полка по разведке, а затем командиром танкового батальона 58-й танковой дивизии. Это было очень трудное время для всей страны и для советской армии. «Первые победы вскружили голову гитлеровцам. Помню, обнаружили мы колонны 17-й танковой дивизии немцев на привале. Смех, песни, гармошки губные пиликают, на башнях закуска разложена...
«Закусили» гитлеровцы «от души»: ударами из засад и последующей атакой во фланг дивизию врага мы разгромили», - писал в своих воспоминаниях Шкадов о непростых боях начального периода войны.
И вовсе не случайно, что свой первый орден Ленина (а их у него будет три!) он получил в 1941-м. Воевал в составе войск Брянского, Западного, Сталинградского, Степного и 3-го Украинского фронтов. Участвовал в Московской и Сталинградской битвах, в освобождении Румынии, Болгарии и Югославии. Был дважды ранен. Закончил войну в звании полковника на посту командира отдельной танковой бригады.
После войны фронтовик И. Н. Шкадов служил на различных командных должностях в войсках: возглавлял тяжелый танкосамоходный полк и танковую дивизию. В 1953 году блестяще окончил Военную академию бронетанковых и механизированных войск, а в 1959 году - Военную академию Генерального штаба. После этого он становится заместителем командующего войсками Прикарпатского военного округа.
В 1964 году его отправляют в длительную, трехгодичную командировку на Кубу. Будучи старшим группы советских военных специалистов и главным консультантом Министерства Революционных вооруженных сил Республики Кубы, И. Н. Шкадов помогал молодому кубинскому государству создавать современные вооруженные силы. Здесь же, на острове Свободы, Иван Николаевич познакомился с Фиделем Кастро и его братом Раулем, который тогда был кубинским министром обороны.
Затем И. Н. Шкадов командовал войсками Северной группы войск в Польше, был первым заместителем начальника Военной академии Генерального штаба, возглавлял Главное управление военно-учебных заведений Министерства обороны, а в 1972 году стал во главе Главного управления кадров Министерства обороны СССР, одновременно являясь заместителем министра обороны по кадрам.
Как известно, кадровый вопрос очень сложный и важный. Недаром считается, что «кадры решают все». И в этой непростой сфере Иван Николаевич, как всегда, был профессионалом. Он стал одним из авторов модернизации системы подготовки офицерских кадров в советской армии. Именно при участии Шкадова почти все средние военно-учебные заведения страны были переведены в высшие со сроком обучения четыре-пять лет. Это решение позволило значительно улучшить образование и подготовку будущих офицеров, а значит, и укрепить обороноспособность страны. Под его руководством была проведена переаттестация всего офицерского состава и осуществлена реорганизация Главного управления кадров.
В апреле 1975-го Указом Президиума Верховного Совета СССР Ивану Николаевичу Шкадову присваивается воинское звание генерала армии. А еще через три года Указом Президиума Верховного Совета СССР - звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». В Указе говорилось: «За умелое руководство войсками, личное мужество и отвагу в годы Великой Отечественной войны, большой вклад в подготовку и повышение боевой готовности войск в послевоенный период и в связи с 60-летием Советской Армии и Военно-Морского флота».
Высшие советские военачальники, такие как Маршалы Советского Союза Д. Ф. Устинов и С. Л. Соколов, советовались с ним по разным вопросам. Однако генерала армии Шкадова ценили не только в штабах, но и в войсках, ведь он лично знал практически всех командиров дивизий и многих командиров полков. Поэтому уже в нынешнее время статс-секретарь и заместитель министра обороны РФ генерал армии Н. А. Панков высоко и по достоинству оценил деятельность нашего земляка: «За годы руководства Главным управлением кадров Иван Николаевич Шкадов внес большой вклад в развитие правовых основ прохождения военной службы. Многие известные военачальники обязаны генералу армии И. Н. Шкадову своей карьерой. Огромный служебный и жизненный опыт помогал Ивану Николаевичу заглядывать далеко вперед, смело решать самые сложные служебные вопросы. На способных, перспективных офицеров у Шкадова было, образно говоря, особое чутье. Он внимательно присматривался к людям, изучал их возможности, имел о них свое собственное мнение. Оттого его решения были всегда точны и все офицеры - его выдвиженцы, как свидетельствует опыт, успешно справлялись с поставленными перед ними задачами».
... Трагическая случайность оборвала жизнь Ивана Николаевича Шкадова - в феврале 1991 года в Москве он был сбит автомобилем... Похоронен наш знаменитый земляк на Новодевичьем кладбище столицы.
Но память о генерале Шкадове жива и сохраняется в разных городах России. В Калуге он почетный гражданин, в Челябинске, где формировалась танковая бригада, которой он командовал, установлен его бюст; в Спас-Деменске Калужской области на аллее Славы в его честь есть обелиск, а в смоленском Музее Великой Отечественной войны работает выставка, посвященная И. Н. Шкадову, где экспонируются его личные вещи, документы и книги. Боевое крещение молодой лейтенант-танкист Шкадов получил на Дальнем Востоке, во время знаменитых боев с японцами у озера Хасан.
Это произошло в 1938 году - 75 лет назад. В одной из своих книг генерал Шкадов так описывал тот значимый для него день: «Мы вели огонь не только по огневым точкам, орудиям и живой силе врага, но и по траншеям, позициям, с тем чтобы прижать противника к земле, лишить его возможности вести активный бой. Стрельбу вели в основном с ходу и реже - с коротких остановок. Управлял взводом главным образом личным примером - по принципу «делай, как я». Немилосердно палило солнце. В танке жарко, дышать трудно, пот заливает глаза, а стреляные гильзы обжигают руки. Бои шли ожесточенные, горели танки начальника штаба батальона, командира роты, были подбиты два танка в моем взводе. Сколько длилась атака, я не фиксировал, но уже был вечер. Огонь я вел беспрерывно; насколько он был точен, не знаю, но противнику покоя не давал, и вот неожиданно резкий удар потряс боевую машину. Пелена дыма и гари окутала башню, застлала глаза. В ушах зазвенело, а потом стало так непривычно тихо, что показалось, будто оглох.
Шевельнул руками, ногами, наскоро ощупал себя: нет, все вроде в порядке, не считая небольшой боли в левой ноге. Видимо, ушиб. Я припал к прицелу, чтобы выбрать очередную цель, но почувствовал, что танк непроизвольно сползает куда-то под гору, затем толчок - и остановился. Оторвался от прицела, взглянул вниз и тронул за плечо механика-водителя Моисеева. Он был мертв. 37-мм противотанковый бронебойный снаряд, пробив лобовую броню, прошел над коробкой переключения передач и сразил водителя. Впервые в жизни я увидел так близко смерть. Ведь совсем же недавно, буквально несколько секунд назад я отдавал ему команды, указывал ориентиры движения, наблюдал за его четкими действиями по управлению машиной, видел его утомленное, вспотевшее от напряжения и жары лицо, и вдруг - смерть. Он погиб молча, на боевом посту, зажав мертвой хваткой рычаги управления так, что трудно было потом освободить их от его рук.
Вместе с Тимофеевым мы кое-как перенесли окровавленное тело погибшего товарища в башню, и я сам сел на место механика-водителя. Но двигатель, чихнув, замолчал и не запускался. Решил посмотреть, в чем дело. Бой шел левее нас. Спрыгнул на землю, осмотрел танк, и сердце сжалось от боли за израненную машину: гусеницы перебиты, впереди - две пробоины, антенна искорежена, а на броне - оспенная россыпь следов пуль и осколков. Оказалось, что, увлекшись боем, мы несколько выскочили вперед, оторвались от роты. Только сняли пулемет и заняли оборону, как из-за пригорка выскочили другие наши танки...»
Автор Дмитрий Тихонов.







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 21:38
8 мая в почтовое обращение выйдут марки, посвященные 100-лет...
вчера, 21:01
Всего с января по апрель произошло 754 возгорания. В региона...
вчера, 20:28
Сегодняшние военные сводки фронтовик слушает и вспоминает… с...
вчера, 22:12
В первом квартале 2024 года мобильные группы Смоленской тамо...