Четверг, 14 декабря 2017 года

Погода -6..-8 С о

Школа: реквием по мечте

Общество 15:48, 26 июня 2014

Школа: реквием по мечте
Чтобы вернуться в недалекое наполненное жизнью прошлое смоленской глубинки, не обязательно искать «машину времени». Достаточно купить билет на автобус до села Всходы Угранского района, потратить чуть менее 6 часов и преодолеть чуть более 300 км.

Этот район известен историческим Стоянием на одноименной реке в 1480 году русских и татарских войск, после которого иностранному игу на Руси пришел конец. Не менее славной, хотя и горько-кровавой получилась страница с выброской зимой 1942 года в немецком тылу в районе села Знаменка частей 4-го воздушно-десантного корпуса. Здесь в самом начале прошлого века родился поэт Михаил Исаковский.    А теперь про Всходы, точнее про местную школу.

На фоне всех сельских зданий она, совмещенная с интернатом, смотрится весьма впечатляюще.

- А чего вы хотите? - директор этого «местного монстра» Александр Егоров на мой немой вопрос сначала называет две цифры:  школа рассчитана на 400 детей, интернат - на 120. Еще в этом хлопотливом хозяйстве пара гектаров пришкольной территории и котельная, за которыми нужен постоянный пригляд.

- Сама школа с интернатом на сколько «тянут» по квадратам?

- Площадь всех внутренних помещений составляет 1 675 квадратных метров.

- И если не секрет, сколько на все это хозяйство выделяется средств?

- На все хозяйственные нужды - около 30 тысяч.

Подумал, что ослышался. Переспрашиваю и снова получаю невозмутимое: 30 тысяч рублей в год. Сюда входит все: метлы, моющие и чистящие средства, швабры, ведра, перчатки. А еще уборка помещений, стирка постельного белья.

- Скажите, этих денег хватает?

- С трудом. Ведь содержать приходится все помещения школы и интерната. Несмотря на то что детей в интернате проживает минимум. Часть жилых помещений закрыта, часть отдана под районную библиотеку. И это в любом случае более целесообразно: они не брошены и отапливаются. Там присутствует какая-никакая, но жизнь. Нас еще выручает и то, что мы можем снимать деньги со специального счета, который формируется из средств, выделяемых школе как поставщику тепла для школьного дома от работы котельной. Они идут на ее ремонт и переоборудование, что-то иногда перепадает и на другие цели.

Мы идем по школьному коридору, и в глаза бросаются основательность и... бедность.

Директор перехватывает мой взгляд:

- Школа не может существовать автономно от жизни сегодняшней деревни. Все взаимосвязано. - И снова становится гидом: - Очень хороший проект. Большие классные комнаты, к тому же на солнечной стороне. Основной корпус соединен переходом с интернатом. Детям не надо выходить на улицу, особенно в холодное время года. Конечно, многим помещениям нужен косметический ремонт, необходима замена устаревшего оборудования, но в целом все, что нужно для обучения у нас есть.

- Косметический ремонт проводится ежегодно?

- По мере возможности. Но всегда есть приоритеты. Если где-то можно подождать, потерпеть и смириться с бедностью - смиряемся.

- Вижу, что полы достаточно прочные, но выглядят... Через сколько лет их ремонтируют?

- Это зависит от степени износа. Эстетики маловато? Да! Замечу: в поселке нет строительных организаций, которые можно было бы привлечь как спонсоров и ежегодно ремонтировать классы или какие-то другие помещения. И бюджетных денег, чтобы ремонтироваться через тендеры, тоже нет. Большинство средств уходит в Угру, где учатся порядка 400 детей.

Мой собеседник делает паузу, переводит дыхание и продолжает:

- У нас проблема с окнами. Они деревянные, старые и требуют замены. Пластиковые лучше, но их надо 137! Очень дорогостоящий проект. Идем дальше. Школа в эксплуатации с 1979 года. Система канализации изношена до предела. В колодцах происходят внутренние обрушения из-за попадания в них осадков. Многие не имеют даже обычных люков, которые просто украдены. В поселке нет своей коммунальной службы, и это тоже чревато определенными неприятностями. Приходится прибегать к помощи угранских специалистов.

Школа: реквием по мечте
- Стены школы крепкие, здание строилось на века. Допустим, вам говорят: деньги есть. За что бы взялись в первую очередь? Кроме канализации и окон?

- Как педагог, я должен заботиться о качестве обучения своих подопечных. Как хозяйственник, знаю: надо использовать новые сберегающие технологии. Газа у нас нет, и скоро вместо старой котельной будут строить современную, на торфяных брикетах. Мы уйдем от дров, сократив уйму времени и сил, которые тратим сегодня. А это, глядишь, подтянет за собой всю школьную инфраструктуру: систему водоснабжения, канализации, тепла. Возможно, тогда встанет вопрос и о замене окон.

- Для того чтобы учить детей здесь, во Всходах, есть все или чего-то не хватает?

- Не хватает главного - детей! Школа-то огромная. А учеников с каждым годом все меньше. Что, конечно же, не прибавляет оптимизма учителям. Сегодня полным ходом идет процесс присоединения к нам малокомплектных школ из соседних деревень. Всходы продолжают оставаться площадкой, где еще есть серьезный потенциал роста в обучении школьников.

- Со школьниками понятно, их можно брать и брать, места хватит на всех. А что учителя? Только свои?

- У нас полный штат.

- И куда пойдут те, из сокращаемых школ?

- Не знаю. Здесь все может сложиться непредсказуемо. Многие не достигли пенсионного возраста и будут вынуждены искать работу не по специальности. Это всегда сопряжено с различными трудностями: переезд, трудоустройство, поиски жилья, обустройство, сложности с семьями.

- Вы видите перспективы для людей здесь, в деревне?

- Перспективы есть. Есть школьники, которым нравится сельская жизнь. И они не хотят никуда уезжать.

- Кроме вас, бюджетников, кто еще работает на селе?

- Есть лесозаготовки. Несколько сельскохозяйственных предприятий. Но это малая толика того, что было когда-то...

- За 22 года директорства когда у вас в школе было больше всего учеников?

- 167. Когда пришел. А сегодня вместе с филиалом - 67. В школе - 52.

Когда смотришь на все это, то представляется обмеление реки или озера и становится просто не по себе. Хотя скажу - одаренных детей хватает.

Я уезжал из Всходов с противоречивыми чувствами. К тому же дорога, вся в выбоинах и колдобинах, не позволяла разогнать наш автобус. Но за Угрой ситуация изменилась - дорожное полотно выровнялось и водитель аккуратно нажал на газ. Все будет хорошо?

 


Загрузка комментариев...
Читайте также
Дворец спорта «Юбилейный» приглашает смолян встретить Новый год
27 минут назад
Елка установлена! Она претендует на роль самой красивой елки...
В Смоленской области работнице АЗС перерезали горло
сегодня, 09:31
50-летнюю женщину нашли 13 декабря в луже крови.
В райцентре Смоленской области на памятнике Ленину повесили новую табличку
сегодня, 09:19
В Ярцеве местные жители скинулись и установили новый информа...
Скончавшаяся в центре Смоленска женщина была известным врачом
вчера, 21:54
В фейсбуке врач "Красного креста" Алексей Гурзов н...

Опрос

В Госдуме предлагают ввести социально-психологическое тестирование среди учащихся школ на предмет употребления наркотиков. Ваше отношение к этому?


   Ответили: 1033