И снова здравствуйте! «Рабочему пути» - 107 лет

Общество
И снова здравствуйте! «Рабочему пути» - 107 лет

Сегодня, 17 марта, «Рабочий путь» отпразднует свой 107-й день рождения. Уже 12 лет ежегодно к этой дате мы достаем из архива газеты 30-, 40-летней давности и пытаемся разыскать героев прошлого…

Почтальон

Почтальон Жаворонкова.jpg

Сейчас на почту все больше жалуются. И все же, хотя и в большой моде телефон, но и газета, и письмо остаются теми нитями, которые связывают нас духовно, душевно.
Телевизор - телевизором, радио не всегда доведется послушать, а с газетой остаешься один на один. И прочитаешь, и подумаешь, и мнением потом обо всем поделишься. А если почтальон принес письмо от родных людей, друзей - и того больше радость или печаль. А потому и почтальоны «ходят, ходят по районам». В райцентре им каждый адрес знаком, а уж в селе-то любой человек на виду.
На снимке: кардымовские почтальоны П. Прохорова, Н. Семенова, Т. Жаворонкова, Н. Мельникова, Н. Марусина, Н. Абраменкова.
Из газеты «Рабочий путь» от 21 января 1994 года.

Жаворонкова 2.jpg

«Я на фото в белой шапочке», - радостно сообщила Тамара Жаворонкова, увидев передовицу газеты «Рабочий путь» за 1994 год. Из шести почтальонов со снимка в живых остались трое. Из них еще двое себя очень плохо чувствуют.

Побеседовать с нами согласилась Тамара Федоровна. Мы встретились с ней за чашкой чая в блинной, которая располагается в самом сердце поселка Кардымово. К нам Жаворонкова тоже пришла в белой шапочке - только в другой.

«На фото мне 32 года, - продолжила она. - Как делали этот снимок, я хорошо помню. Сфотографироваться для «Рабочего пути» было очень почетно. Газет в начале 90-х еще выписывали много, в каждом доме почти. Но самым популярным у нас был «Рабочий путь».

Я проработала почтальоном 12 лет - с 1990-го и до начала нулевых. А потом сломала ногу, и с этой работой мне пришлось проститься. Хотя коллектив у нас хороший, дружный был. Я скучаю. Помню, как-то телеграмму попросили отнести. Прихожу, а там свадьба в разгаре. Молодожены так мне обрадовались! Потому что там не только поздравление было, но и денежный перевод…»

«Когда вы были счастливее: тогда, в 1994-м, или сейчас?» - задала я главный вопрос нашего проекта.

«Тогда, конечно…» - не раздумывая, сказала Тамара Федоровна и… заплакала.

Первый брак закончился для нее разводом. Второй был счастливым, но оборвался смертью супруга - он умер от онкологии, не дожив до 60-летия…

Но не будем о грустном. Сейчас Тамара Федоровна - активный член Клуба золотого возраста, который работает в Кардымовском комплексном центре социального обслуживания населения. Вместе с единомышленниками Жаворонкова организовывает добрые встречи, ездит на экскурсии. Недавно смотрела спектакль «Хозяйка гостиницы» в Смоленском камерном театре. Очень понравилось.

Врач

4-врач-Макуха.jpg

Очередная операция. За работой - главный хирург Шумячской центральной районной больницы Александр Алексеевич Николин, операционная медсестра Тамара Николаевна Троенько и врач-анестезиолог Николай Николаевич Макуха (на снимке). Каждая операция - экзамен на жизнь. И плохих оценок врачебного труда быть не должно.
Из газеты «Рабочий путь» от 28 января 1994 года.

4-врач-Макуха (2).jpg

Про Николая Макуху «Рабочий путь» рассказывал читателям в 2016 году. Доктор вспоминал, как когда-то приехал покорять Смоленский медицинский институт из брянского села Супонево c одним чемоданом.

За те годы, что мы не виделись, Николай Николаевич Макуха покорил и Москву - сейчас он продолжает свою врачебную деятельность в одной из престижных клиник страны.

Как сложилась жизнь других медработников с этой фотографии? Тамара Троенько, к сожалению, умерла. А вот Александр Николин до сих пор продолжает трудиться в Шумячской участковой больнице.

«У него просто золотые руки! Это человек, с которым мы в обычной больнице делали операции почти любого уровня сложности! Кроме экстренных случаев женщинам и пальцы на ногах ровняли, и вены удаляли, - вспоминает Николай Николаевич. - В больнице я был единственным анестезиологом, дежурил круглый год. Мог отдохнуть только раз - тогда во время отпуска меня подменял кто-то из рославльских коллег.

Когда мы с женой приехали в Шумячи в 1988 году, численность населения в районе достигала 17 тысяч человек. А потом - распад Советского Союза, колхозы стали разваливаться, а люди уезжать. Мне кажется, мы много людей даже не из-за смертности потеряли, а из-за миграции».

В медицину Николай Макуха пришел по двум причинам. Первая - наследственность: его мама была медсестрой. Вторая - личная трагедия: когда он еще учился в школе, умер брат Володя - от рака почки…

Медицина оказалась для Николая Николаевича призванием: в той же Шумячской больнице он прошел путь от рядового доктора до главного врача.

«Немного сломаю ваш стереотип: не могу сказать, что в 1994-м я чувствовал себя более счастливым, чем теперь. Сейчас у меня есть всё, что когда-то хотел. Кроме дочери, появились внуки. Со мной рядом по-прежнему любимая жена. Любимая работа тоже с нами…»

Хормейстер

4-хормейстер-Лебедева хор 1984.jpg

Во всех коллективах художественной самодеятельности Смоленщины широко развернулась подготовка к Всесоюзному фестивалю народного творчества трудящихся, посвященному 40-летию Победы в Великой Отечественной войне.
На снимке: поет хор участников художественной самодеятельности Талашкинской птицефабрики имени 60-летия СССР. Хормейстер - Лариса Лебедева.
Из газеты «Рабочий путь» от 8 января 1984 года.

4-хормейстер-Лебедева Лариса.jpg

В свои 83 Лариса Ивановна Лебедева - востребованный специалист. Она руководит ансамблем «Русская душа» в Смоленской областной филармонии. Сейчас вместе со своим коллективом Лебедева готовит программу к Масленице и Дню космонавтики. Свой хор в с. Пригорское она оставила всего несколько лет назад. Удивительное дело: птицефабрики давно нет, а хор сохранился! Сейчас он называется «Смоленское раздолье».

«Руководить хором в Пригорское меня позвали в 1980 году. Мне было почти 40, мой опыт как хормейстера был большим - с начала 1960-х я работала в Доме культуры льнокомбината, - вспоминает Лариса Ивановна. - В те времена хоровое искусство было невероятно популярно! Люди приходили и просились к нам: «Возьмите меня!» А я всех проверяла на наличие слуха и ритма. Брала только самых талантливых.

Большим фанатом хора был легендарный директор птицефабрики Николай Шкурлов. Он так любил песню «Роза бело-розовая», что мы могли ее по нескольку раз для него исполнять. Николай Матвеевич помогал в организации хора. Мог вызвать к себе начальника цеха и сказать: «Ковалев, сколько мужчин от вас в хоре? Три? Чтобы завтра было семь!» У меня было 18 мужиков в хоре!

А женщин - несметное количество: на фотографии в «Рабочем пути», сами видите, они в три ряда стоят».

Самые сложные времена случились, когда не стало птицефабрики. Многие уехали работать в город и перестали ходить в хор, потому что поздно возвращались в Пригорское и не успевали на вечерние репетиции.

Но Ларисе Ивановне вспоминаются, прежде всего, счастливые моменты: «В 1995 году мы вместе с хором Пригорского поехали на международный фестиваль в Италию. Физически было очень тяжело: представьте себе, пять суток добираться туда на «Икарусе»! Весь «сапожок» проехали, а потом переправились на пароме на Сицилию. Итальянцы так тепло нас приняли! Весь зал пел вместе с нами «Калинку»…»

Воспитательница

4-воспитательница-Филимонова 6.jpg

250 ребятишек, потерявших родителей или ставших сиротами при живых отцах, матерях, нашли жизненную опору в стенах Кардымовской школы-интерната. Привозят сюда детей с трехлетнего возраста. Здесь проходит значительная часть их жизни, становление характеров.
Сколько выпускников помнят с 1971 года, когда он начал возглавлять школу, ее директора Виктора Васильевича Левшакова! Сколько души вложил и в воспитание, и в материальное обеспечение сирот этот человек! Это стало его жизнью. Но еще и жизнью его дочери - Елены Викторовны Филимоновой, воспитателя, продолжательницы теперь уже семейной традиции.
Многое делается директором и воспитателями, чтобы дети не чувствовали себя обделенными. Все хорошо одеты, сытно накормлены.
Из газеты «Рабочий путь» от 19 января 1994 года.

4-воспитательница-Филимонова 3.jpg

Если выйти на крыльцо квартиры Елены Филимоновой, весь бывший детский дом - как на ладони. Бывший - потому что он закрыт с 2019 года.

Елена Викторовна ушла из учреждения чуть раньше - когда в рамках реструктуризации всех дошколят перевели в другой дом-интернат. Она ведь воспитатель, а воспитывать вдруг стало некого…

«Вообще 40 лет назад родители не пустили меня поступать в педагогический институт, - говорит Елена Викторовна. - Они, оба педагога, сказали: «Лена, это слишком тяжелый хлеб!» В результате я отучилась на экономиста в сельхозакадемии и после замужества уехала с мужем по распределению в Сиверский под Ленинградом.

Но мне из-за низкого давления не подошел климат. К тому времени я ждала ребенка, и врачи развели руками: «Чтобы сохранить беременность, вам нужно уехать». Я вернулась домой. Когда после декрета настала пора выходить на работу, то пошла в интернат воспитателем. А куда еще было идти в Пищулине? Видите, как распорядилась жизнь…»

«Ваш отец много лет руководил детским домом, строил, совершенствовал его… Как он сейчас переживает закрытие учреждения?»

«Он плачет. Виду хоть и не подает, но душа его плачет. Виктору Васильевичу уже 88 лет. До 80 он работал в детском доме…»

«Почему было принято решение о закрытии дома-интерната?»

«Этого мы не знаем».

«В конце 2023 года появилась информация, что его продают. Как вы отнеслись к этому?»

«Обрадовались. Хорошо, если здесь откроют какой-нибудь пансионат, например. Может быть, даже для пенсионеров. Место хорошее, кругом лес, шикарная лыжная трасса... Грустно наблюдать, как все приходит в упадок».

«Вы были счастливее тогда, в 1994 году, когда «Рабочий путь» посвятил вам заметку, или сейчас?»

«Тогда, конечно. Понимаете, с закрытием школы от нас ушла часть нашей души. Раньше просыпаешься, половина восьмого, дети уже к тебе бегут. А сейчас проснулся - и тишина…»


Учительница

Цыганкова 4.jpg

В 35-й средней школе г. Смоленска так сумели организовать кружковую работу учащихся, что всем есть занятие по душе. Дети приобретают навыки шитья, вязания, строгания, пиления и другие - по интересам.
На снимке: занятие кружка мягкой игрушки с девочками проводит учитель Алла Петровна Цыганкова.
Из газеты «Рабочий путь» от 28 января 1994 года.

Цыганкова 2.jpg

Мы идем с Аллой Петровной по школьному коридору, и она вдруг признается: «Я была очень удивлена, когда после уроков ко мне подошла секретарь и сказала: «Алла Петровна, вашей персоной интересуется газета «Рабочий путь»!» Вы знаете, я совершенно забыла, как и при каких обстоятельствах делалась фотография, а о существовании этого номера, кажется, и не подозревала… Поэтому такой «привет из прошлого» вернул меня в молодость».

В молодость - это в 1994 год. Алле Петровне всего 30. Она замужем, воспитывает сыновей-двойняшек. За плечами - швейное училище, рабфак в пединституте, работа в 18-й школе и, наконец, переход в новую, 35-ю.

Цыганкова - тот редкий случай, когда найти человека, про которого писал «Рабочий путь» 30 лет назад, оказалось очень просто. Она по-прежнему работает в школе №35, ее все так же окружают толпы ребятишек, а вместе они все так же шьют игрушки.

«Когда я начинала работать, школа была очень большая. Особенно пока по соседству не построили 37-ю школу, - вспоминает Алла Петровна. - Судите сами, когда мои мальчишки пошли в первый класс, они учились в классе «М»! Были у нас даже классы «О», «П»… Потом часть детей перешла в новенькую 37-ю школу. Еще чуть-чуть - и случился спад рождаемости: в начале нулевых было по два-три класса. А сейчас - опять пик, по пять-шесть классов в параллели! В школе - 1400 учеников. Мне кажется, что, даже когда в Соловьиной роще откроется свое образовательное учреждение, на нас это не повлияет…

Конечно, за эти 30 лет сильно изменился преподавательский состав: кто-то уходит из жизни, кто-то на пенсию… Зато много молодежи приходит на смену. И это тоже радует. Нам всегда везло с руководством. Сначала была Дагмара Михайловна Иванникова. Сейчас Елена Анатольевна Зайцева. Мы с ними как родные.

1990-е, конечно, были тяжелыми: проблемы и с деньгами, и с продуктами… Это было непростое время - всем было непросто… Но это все равно были добрые времена. Я отпуск - а он у меня большой, два месяца - еле отгуливала! На работу бежала вприпрыжку».

Несмотря на то, что Алла Петровна перешагнула пенсионный рубеж, у нее немаленькая нагрузка в школе (30 часов!), классное руководство (целых два!) и даже участие в волонтерской деятельности - вместе с ребятами она шьет чебурашек, которые отправляются нашим солдатам в зону боевых действий.

Профессиональная мечта у учительницы технологии тоже есть - научиться плести кружево на коклюшках.

«Они у меня давно лежат, ждут своего часа - помню, мама их на заводе заказывала, - вспоминает Алла Петровна. - Не знаю, осуществится ли эта моя мечта когда-нибудь. Что может помешать? Катастрофически не хватает времени. Удивительно, в молодости, когда было двое маленьких детей, не было машинок-автоматов и мультиварок, я успевала заниматься хобби, пробовать новое. Сейчас я тоже пытаюсь находить на это время: ведь творчество - это расслабление, та самая волшебная таблетка от забот и рутины…»


Фото автора.







Загрузка комментариев...
Читайте также
5 минут назад
Напомним, коммунальная авария произошла вчера, 27 апреля. Она...
42 минуты назад
Коллеги не могли уладить между собой конфликт, что привело к...
сегодня, 10:34
Происшествие случилось вчера, 27 апреля, в Сычевке на ул. Гоголя....
сегодня, 09:40
Об этом сообщает администрация Смоленска.
Новости партнеров