Доставщик еды: работа мечты или способ выжить?

Общество
Доставщик еды: работа мечты или способ выжить?

Сервисы по доставке готовой еды и продуктов питания для многих стали неотъемлемой частью жизни. Это удобно: не нужно тратить время на походы в магазины или приготовление пищи, а освободившееся время можно потратить на домашние дела и общение с близкими. Надо лишь выбрать еду в приложении сервиса и оплатить покупку, а через некоторое время курьер привезет заказ. Однако мало кто задумывается, как работает эта индустрия, что за люди трудятся ради того, чтобы мы сэкономили столь ценный ресурс - время.

Волонтеры-первопроходцы

Курьерские службы по доставке готовой еды из ресторанов существуют уже давно, но всего лишь несколько лет назад они были скорее признаком роскоши, нежели ежедневной потребностью. Обычно еда заказывалась к праздничному столу, на мероприятия или в качестве повода посидеть с друзьями в большой компании.

Ситуацию с ног на голову перевернула пандемия коронавируса. Сначала волонтеры стали привозить продукты из магазинов на дом пожилым людям и тем, кто из-за введенных ограничений не мог покинуть жилище и пойти в магазин. Они собирались в группы и работали сообща, пытаясь помочь как можно большему количеству людей. В каждом крупном городе возникали подобные объединения, Смоленск не исключение. Были и «локальные» волонтеры, которые помогали пенсионерам из своего подъезда. Количество таких людей не поддается подсчету.

Идею волонтеров сразу оценили любители подзаработать: некоторые горожане были готовы сходить в магазин и принести все необходимое за небольшое вознаграждение. Свои услуги они предлагали на онлайн-площадках, а стоимость варьировалась от нескольких десятков до нескольких сотен рублей. Пик популярности таких частных «курьеров» пришелся на момент, когда в магазины и торговые центры перестали пропускать без сертификата на прививку от коронавируса и, соответственно, QR-кода.

Не остались в стороне

Время самоизоляции стало наиболее благоприятным для появления новых и развития уже существовавших курьерских служб. Одновременно с волонтерами и предприимчивыми горожанами идею подхватили крупные компании. К середине периода самоизоляции в городах стали массово открываться филиалы онлайн-агрегаторов - служб, в которых собраны все сервисы по доставке из ресторанов. Для коммуникации с клиентами использовались приложения, а компании имели собственный штат курьеров. Наиболее известные и работающие по сей день - «Яндекс.Еда» и Delivery Club.

К новому тренду начали подключаться и супермаркеты. Сначала появилась возможность заказывать продукты через те же агрегаторы. Позже крупные сети обзавелись своими сервисами доставки, работающими через официальные приложения сетевых магазинов. Как следствие, открылось огромное количество вакансий курьеров. На работу пошли многие: те, кому наскучило сидеть дома; студенты; подростки; горожане, которым требовалась подработка. С тех пор количество сервисов возросло. Охват аудитории также увеличился, что еще больше подняло востребованность профессии.

Неоднозначные условия

По данным с онлайн-досок объяв­лений, в Смоленске сервисы по доставке еды предлагают курьерам от трех до восьми с половиной тысяч рублей за смену. Некоторые компании указывают в объявлениях, что зарплаты пеших курьеров могут составлять свыше 130 тысяч рублей в месяц. Если же у будущего работника есть свой автомобиль, то предлагают и более 160 тысяч. Однако смоляне не спешат устраиваться на такую, казалось бы, привлекательную работу. Дьявол, как известно, кроется в деталях.

Журналист «РП» пообщался с курьерами из разных компаний, специализирующихся на доставке еды, и узнал про плюсы и минусы этой профессии. Начнем с последних. Подавляющее большинство опрошенных отметили, что рабочий день у них ненормированный - курьеров в штате не хватает. Заказов же в часы пик может быть в разы больше, чем работников. Из-за этого клиенты могут получить заказы с большим опозданием, а доставщики вынуждены задерживаться на смене на несколько часов сверх лимита. А заранее предугадать такие рабочие дни попросту невозможно.

- У нас жуткая нехватка людей. Бывает так, что к шести-семи часам вечера накапливается несколько десятков заказов, а на смене работают, скажем, 3 человека. Они физически не успевают доставить все в срок. Если клиенты жалуются в поддержку, то администратор может кого-нибудь выдернуть с отдыха. Это, кстати, тоже очень неприятно, я пару раз в такие ситуации попадал. Потом даже на работу не хотел выходить, - рассказывает Алексей, велокурьер.

Еще один минус, который отметили почти все работники этой сферы, заключается в скрытых условиях работы. Трудиться «в удобное время», как написано во многих объявлениях, не получится: некоторые сервисы требуют выполнить определенную норму заказов или провести на работе определенное количество часов. Отсюда же вытекает проблема с зарплатой: обещанную в объявлениях сумму получить крайне трудно. Опрошенные курьеры отметили, что их оплата труда напрямую зависит от количества доставок, а также от наличия или отсутствия наказаний за провинности на работе.

- Можно и больше ста тысяч заработать, если пахать по 24 часа в сутки, ни разу не накосячив. Но мы же не роботы: с утра до ночи носить тяжести мало кто сможет. И от штрафов никто не застрахован. Например, могут вычесть деньги за то, что ты якобы испортил какой-то товар. Это происходит так: упаковщик заказа закидывает в пакет, например, кучу творожков, особо не думая, как он их там уложил, и передает курьеру. Тот привозит заказ клиенту, который выясняет, что острые углы коробочек проткнули фольгу на других упаковках. Кто крайний? Конечно, курьер: он же последний держал в руках этот пакет. Итог - минус стоимость испорченных продуктов из зарплаты, - делится наблюдениями Дмитрий, работающий пешим курьером.

Не только минусы

Помимо отрицательных аспектов профессии, курьеры также рассказали и о плюсах. Следует отметить, что однозначного мнения о положительных сторонах у работников не сложилось: каждый сам определяет то, что ему нравится. Однако несколько опрошенных отметили, что один из плюсов для них - это физическая активность на свежем воздухе. По их словам, работа заменяет и спортзал, и прогулки, и утренние пробежки.

Еще одна положительная сторона - все же высокая зарплата при должном усердии и внимательности. Конечно, для этого придется выбрать профессию как основную и трудиться не покладая рук. Однако игра может стоить свеч: курьеры с опытом поделились, что им удается заработать 60 тысяч рублей и выше.

О точных и стабильных цифрах, увы, говорить не приходится. Для того есть две причины: разная нагрузка в тот или иной месяц и неодинаковая оплата в сервисах доставки. К тому же некоторые курьеры работают сразу в нескольких компаниях одновременно, чтобы повысить количество взятых заказов.

Кроме того, доставщики еды отмечали, что работа помогла улучшить навык коммуникации, научила правильно распоряжаться своим временем, а также расширила круг общения. Кто-то даже нашел новых друзей из числа постоянных клиентов.

Кто работает курьером?

Во времена пандемии коронавируса в сервисы доставки в основном трудоустраивались молодые сотрудники. Эта тенденция сохранилась: возраст свыше 85% опрошенных курьеров оказался меньше тридцати лет. При этом почти все они были студентами. Встречались и работники постарше. К слову, подавляющее большинство курьеров оказались представителями мужской половины человечества. Это вполне очевидно: работа предполагает серьезные физические нагрузки.

На вопрос о том, почему стали курьерами, молодые сотрудники чаще всего отвечали: больше идти некуда, а стоять у «свободной кассы» не хочется. Курьеры постарше в основном соглашались с ними, однако встречались и те, кто утверждал, что работает исключительно ради удовольствия.

Однозначно назвать этот тяжелый труд «работой мечты» сложно. Скорее, работа курьером - хороший способ продержаться в сложное время и обрести дополнительный доход. Она может позволить студентам подзаработать, однако рассчитывать на стабильный и высокий доход все же не стоит.

Михаил ПРОСКУНОВ.

 

Махнул не глядя! Почему преподаватель английского стал курьером

Поговорить с курьером непросто, поскольку на месте эти люди не стоят - некогда, прилетает очередной заказ, и он снова зовет в путь. Однако мне удалось поговорить с одним из смоленских курьеров, а заодно выяснить, почему Алексей поменял профессию вузовского преподавателя английского языка на работу доставщика еды.

Смоленск находился в плену очередного снежного ноябрьского циклона, превратившего расчищенные тротуары в практически заметенные снегом тропки, поэтому я семенила рядом с курьером с желтой яндекс-сумкой за плечами, то и дело задавая вопросы.

- Алексей, кто вы по специальности? Кем раньше работали?

- Кем я только не был… В том числе и преподавателем английского языка в разных университетах, работал и в энергоинституте.

- А репетиторство не выгоднее, чем доставка пищи?

- Нет, не выгоднее.

- Какой у вас теперь график работы?

- Свободный. Я могу, если есть желание, поработать вечером или начать свой рабочий день в 9 утра. Сегодня буду трудиться с 11 утра до пяти вечера, работать больше нет желания.

- И сколько за это время можно сделать заказов?

- Десять-двенадцать.

- И какое вас ждет вознаграждение за труд?

- Максимум тысячи полторы.

- А сколько, если не секрет, при таком свободном графике работы у вас выходит в месяц?

- Чуть больше тридцати тысяч.

- То есть разговоры, что можно заработать чуть ли не 160 тыс. в месяц, всего лишь разговоры?

- Может быть, и можно столько положить в карман, но, скорее всего, в столицах - в Москве или Питере. Если доставку осуществлять на машине, чтобы быстро выполнять максимально возможное количество заказов. В Смоленске, если я буду работать без выходных и по 12 часов в день, то максимум, на который я могу рассчитывать, это 45 тысяч. Я пробовал так работать - не понравилось. Работа должна приносить удовольствие.

- Сколько километров в день вы проходите?

- Однажды, если верить шагомеру, сделал 42 тыс. шагов за рабочую смену, средний результат - 20 - 25 тыс. шагов.

- Ящик за плечами тяжелый?

- Нет.

- Стать яндекс-доставщиком сложно?

- Наоборот, предельно просто - на смартфон скачивается специальное курьерское приложение, заполняете, выставляете статус «Активный» и отправляетесь в офис, на ул. Герцена, 3, где выдают вот такую замечательную заплечную желтую сумку.

- Без нее можно работать?

- Нет.

- А если доставлять заказы на машине?

- Тогда нужно будет иметь хотя бы термопакет, потому что некоторые рестораны доставщикам, у которых нет подобных переносок, заказы не выдают.

- Как проходит ваш рабочий день?

- Заказ прилетает на телефон. Захожу в магазин, например, в «Магнит», там в ячейке меня уже ждет пакет с продуктами, открываю, забираю, ставлю в сумку, отношу, вручаю заказчику, все предельно просто.

- Есть какое-то контрольное время, в течение которого вы должны доставить заказ?

- Конечно. Для этого на телефоне у меня стоит таймер. Например, сейчас, чтобы выполнить очередной заказ, через 13 минут мне нужно быть в «Бургер Кинге».

- А если опоздаете? Есть какие-то штрафные санкции?

- Есть, минус 2 рубля за каждую минуту опоздания. Но если опоздал на одну минуту, то не штрафуют.

- А выгоднее передвигаться на велосипеде или передвигаться пешком?

- Пешком, я этот момент специально уточнял. Хотя в «Яндекс.Еде» заявляют, что на велосипеде выгоднее, типа, передвигаясь быстрее, ты успеваешь выполнять больше заказов. Но на самом деле велосипедисты за смену «поднимают» те же 10 - 12 заказов, просто они ездят дальше, нежели я хожу пешком.

- Вы можете выбрать в приложении зону доставки, в которой предпочитаете работать, как это можно сделать, к примеру, тем же яндекс-таксистам?

- На самом деле могу, но эти параметры Яндекс не очень-то соблюдает. У меня в приложении стоит, что я хотел бы работать в Ленинском районе г. Смоленска, но заказы могут прилетать и из других частей города. У Яндекса такой принцип: кто из доставщиков ближе к очередному месту доставки заказа, тот и подключается.

- Разносчиков еды в Смоленске не хватает?

- Может быть, потому что летом ряды доставщиков пополняют школьники и студенты, тогда и у меня заказов становится поменьше. А сейчас они учатся, поэтому да, курьеров может и не хватать.

- Какие плюсы и минусы в этой работе?

- Плюсы, что я ни от кого, за исключением таймера времени, не завишу. Никаких начальников у меня нет. Работаю на свежем воздухе, двигаюсь, а это, как ни крути, еще и довольно весомый вклад в собственное здоровье.

Что касается минусов, то иногда это все-таки физически тяжелая работа, особенно когда улицы, как сегодня, утопают в снегу. Иногда прилетают довольно странные заказы, когда ты, к примеру, находишься на улице Дохтурова, а тебе прилетает предложение через 45 минут забрать что-нибудь в Заднепровье.

- Алексей, уточните, из каких финансовых начислений складывается ваша зарплата?

- Из двух частей - из того, что платит сам заказчик, это может быть и 29 рублей, и 200, и из того, что перечисляет мне сервис заказа доставки быстрой еды.

- А я считала, что доставка для заказчиков не стоит ничего…

- Во время акций, например предновогодних, да. Если это ваш первый заказ, то тоже. Но если для заказчика эта опция бесплатная, то Яндекс доставщику все равно платит.

- Зависит оплата от того, какая погода за окном, работаете вы в выходные или будние дни? Действуют какие-то коэффициенты?

- Все зависит от спроса, чем выше спрос, тем дороже. Сегодня, например, коэффициент 3,3, видите, все поле на смартфоне красного цвета. Самый низкий коэффициент, когда вообще нет спроса - 0 - 1.

- То есть ваше вознаграждение за труд при хорошем коэффициенте, как сегодня, вырастает в 3,3 раза?

- Трудно сказать, я пытался разобраться, но так ничего с этими коэффициентами не понял. Алгоритм начисления денег понять довольно трудно.

- Заработанные деньги «капают» на вашу банковскую карту каждый день?

- То, что платит заказчик, да, каждый день. Еще есть еженедельные выплаты - доплата от Яндекса за километраж, за тяжелые заказы, вес которых больше 10 кг, доплачивают 30 рублей, и т. д.

- То есть, если работать только по выходным, то никаких денежных подарков от Яндекса не будет?

- Выгодно работать каждый день, тогда и премия будет более ощутимая.

- Лучше на машине?

- Да, потому что проделанный километраж тоже учитывается, водителям-доставщикам по 20 рублей за километр.

- То есть накатал 100 км - получил на бензин 2 тыс. рублей?

- Вроде того. И курьеры на колесах часто забирают из магазина не 1 - 2 заказа, как я, а сразу несколько, оптом. Вывозят из магазина целыми тележками.

- А в новогоднюю ночь не было каких-то происшествий?

- Нет, поскольку по ночам курьеры не работают. Только с 8 до 23 часов.

Беседовала Татьяна Марченкова.

Фото: ru.freepik.com








Загрузка комментариев...
Читайте также
8 минут назад
Депутаты Смоленского городского Совета  приняли ре...
58 минут назад
Он лично доставит собранный груз для смоленских подразделени...
сегодня, 19:38
Информацию  ДТП в Вяземском районе прокомментиров...
сегодня, 18:57
От действий мошенника пострадала 59-летняя жительница деревн...
Новости партнеров