Смоленская «резня бензопилой»

Криминал

Никакой бензопилы – орудия техасского маньяка из голливудского фильма ужасов – в этой истории не было. Были декоративный топор, молоток и нож. Мужчина и женщина. Она подвергла достоинство мужчины критике. Он убил ее. Жестоко, зверски…

Женщина за углом

Смоленская область, г. Сафоново. 16 декабря 2015 года. Время - 8.50.

…На территорию гаражного кооператива микрорайона «ГМП» въехал автомобиль. Владимир Дементьев забрал из гаража инструменты и уже собирался податься восвояси, как вдруг внимание его товарища привлекла груда тряпья за стеной одной из кирпичных коробок. Сидевший за рулем Николай Бибекин резко остановил машину: «Володя, это не хлам… Женщина. Лежит без движения. Раздета по пояс… Мертва, и давно, снегом ее припорошило. Вся голова в крови…»

Друзья сообщили в полицию о страшной находке.

Выдержка из протокола осмотра места происшествия от 16 декабря 2015 года: «Около гаража, на расстоянии 2,5 м от входа, на снегу видны следы волочения. У дверей гаража обнаружен клок волос, испачканный веществом бурого цвета, похожего на кровь. Труп находится в положении лежа, на спине. Нижняя часть тела обнажена. Ноги выпрямлены и слегка разведены в стороны. Голова запрокинута назад и влево. Череп потерпевшей деформирован. Эксперт отмечает патологическую подвижность костей лицевого скелета справа».

Даже опытные, привычные к скелетированным трупам патологоанатомы, осмотрев останки молодой женщины, содрогнулись от ужаса. У потерпевшей не было лица. От подбородка до лба – сплошная багрово-синяя каша. Даже близкие родственники с трудом смогли опознать Раису Потапенко. Убийца изуродовал несчастную женщину до неузнаваемости!

«Проникающая ушибленная рана затылочной части черепа, дырчатый перелом затылочной кости с разрывом твердой мозговой оболочки и размозжением головного мозга; оскольчатый перелом основания черепа; непроникающие рубленые раны головы…»

Убийца нанес своей жертве 33(!) удара, разбив ей голову декоративным топориком. Потапенко скончалась от множественных травм головы с переломом костей свода и основания черепа, сопровождавшихся кровоизлияниями под твердую и мягкие оболочки головного мозга.

Подозреваемого в убийстве Виталия Черкасова взяли под стражу в тот же день. Объявлять в розыск 26-летнего парня не было смысла: он… сладко спал в теплом гараже, за стеной которого коченел на морозе труп изуродованной и убитой им женщины.

Любовница Смерти

Судьба у Раисы Потапенко не складывалась. Рождение дочери, мучительный развод. Потеря работы, смерть отца - единственного мужчины в жизни Раи, который ее понимал и поддерживал как умел. Схоронив папу, Раиса начала прикладываться к бутылке. Под хмельными парами горе отступало, пряталось в темных уголках запустелого жилища осиротевшей и смертельно одинокой души.

Выпив, Раиса сворачивалась калачиком на жесткой кровати и смотрела в одну точку, пока не уснет. Ее сердце сжималось от безысходной тоски…

Одна радость - четырнадцатилетняя Женя. Дочь помогала Рае держаться на плаву, а та испытывала жуткий стыд и постоянные угрызения совести. Дочку нужно «поднимать», только на какие «шиши»?! Потапенко изо всех сил пыталась устроиться на работу, но у нее ничего не получалось. В провинциальном городе в кризис практически невозможно найти стабильный заработок – даже вакансии санитарок с окладом 4 тысячи разобраны под ноль!

«Рая была хорошей матерью, - сквозь слезы на суде призналась сестра погибшей Лара Томилова. - Теперь я буду опекать Женечку…»

Раиса судорожно начала подыскивать кандидата в потенциальные мужья. Когда тебе далеко за тридцать, а в кармане дыра, хорошего мужа не сыскать, хоть ты плачь. А Рая Потапенко была классической бесприданницей. Потому и хваталась обеими руками за любое знакомство, сулившее если не перспективы, то хотя бы намек на приключение. Сама того не зная, Потапенко выбрала в женихи… Смерть.

Необъяснимая жестокость

15 декабря 2015 года. Время - 18.00.

Раиса провела день, как обычно, в хлопотах. Стирка, уборка - суета сует. Решила блинов напечь, а в холодильнике – мышь повесилась. Ни молока, ни яиц. Пошла в магазин и в очереди на кассу встретила знакомого, Ярика Шустова.

Шустов лукаво подмигнул Раисе: «Нет повода не выпить за встречу!» Потапенко начала мяться: «Мне ужин готовить надо, дела!» Ярик задорно расхохотался: «Вот и будешь со своими делами вечной разведенкой, пора и о себе подумать. А я тебя с парнем хорошим познакомлю, не тяни резину».

Раиса вздохнула и положилась на судьбу. Она и понятия не имела, что коварная судьба вынула из колоды черную карту, которая сулила ей мучительную и страшную гибель. Женщина покорно приняла роковой дар. Жить ей оставалось несколько часов.

Шустов и Раиса направились в гараж Ярика, расположенный в микрорайоне «ГМП». По пути ушлый Шустов, решительно взявший на себя функцию сводника, вызвонил товарища, Виталика Черкасова.

Виталик Раисе не понравился. Нерешительный какой-то, молчит… Смотрит косо. Шустов на его фоне смотрелся плейбоем. Заливался соловьем и старательно следил за тем, чтобы рюмка Раисы не пустовала. Постепенно Рая осоловела и перестала объективно оценивать происходящее. Она не заметила даже, что Шустов все время толкает приятеля в бок: «Лови момент, дружище! Тетка-то набралась, похоже…»

При судебно-химическом исследовании крови трупа потерпевшей обнаружен этиловый алкоголь в концентрации, соответствующей тяжелому отравлению у живых лиц.

Однако первым «из игры» выбыл Ярик. Сомлел в тепле, волнами идущими от печки. Шустов рухнул на сумки и тюки с одеждой, предназначенной для продажи на рынке, и захрапел. А Виталик приступил к активным действиям…

Судмедэксперты установили, что перед смертью Раиса Потапенко неоднократно вступала в половой контакт с мужчиной. Не исключено, что ее партнером был Виталий Черкасов.

«Я плохо помню происходящее, - рассказал на допросе у следователя Виталий Черкасов. - В какой-то момент все пошло не так. Видимо, от большого количества выпитого я потерял способность… (Черкасов неловко замялся. - Авт.). – Близости не получилось, и Раиса начала надо мной издеваться. На меня накатило… Я сильно толкнул ее, схватил со стены топорик. Когда женщина перестала хрипеть, выволок Райку за куртку на улицу. За гаражом на всякий случай еще трижды ударил Потапенко молотком по голове. Думал, что оттащил далеко. Топор и нож (не помню, чтобы я резал Райку ножом) бросил в печку».

Криминалисты действительно найдут в печи закопченный клинок ножа длиной 18,1 см, а также обух топора «со щитовидным отростком ромбической формы». Размеры убойной части - 17,6 х 6,7 см. Топорик декоративный, но для убийства человека сгодился вполне.

«Вы отдаете себе отчет, что действовали умышленно? Наносили потерпевшей удары по жизненно важным органам, желая наступления смерти?» - «Да, но я был настолько нетрезв, что соображал очень плохо…»

Эксперты пришли к закономерному выводу: «Все имеющиеся на трупе Р. В. Потапенко повреждения образоваться в результате падения с высоты собственного роста не могли». Парень вернулся в гараж и на вопрос Шустова, где Раиса, коротко бросил: «Я убил ее». Ярик буркнул: «Ну, ты мастак сказки рассказывать», повернулся на другой бок и снова заснул. Виталий рухнул рядом…

Виталий Черкасов признался в убийстве сразу. Отпираться не было смысла. Кроме него, больше никто не мог изувечить вздорную собутыльницу.

Черкасову оставалось только одно: оказывать активное участие в раскрытии и расследовании жестокого убийства. Амбулаторная комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза подтвердила: «Виталий Черкасов, 1989 г. р., хроническим психическим расстройством или слабоумием не страдает. На учете у психиатра не состоит. В применении принудительных мер медицинского характера не нуждается. В состоянии физиологического аффекта не находился».

Черкасов убил женщину, не задумываясь о последствиях, потому что был мертвецки пьян. Сестра потерпевшей настаивала на максимально строгом наказании для подсудимого, который убил ее родную сестру и осиротил дочку Раисы.

- 12 июля 2016 года Сафоновский районный суд признал Виталия Черкасова виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 105 УК РФ (умышленное убийство), и назначил ему наказание - девять лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима, - пояснил старший прокурор отдела прокуратуры Смоленской области Владислав Шермаков. - Также суд постановил взыскать с Черкасова в пользу потерпевшей 1(!) млн. рублей в счет компенсации морального вреда.

13 сентября 2016 года судебная коллегия по уголовным делам Смоленского областного суда, рассмотрев апелляционную жалобу, приняла решение об изменении приговора. Судьи проявили милосердие к убийце, смягчив наказание до восьми лет и восьми месяцев лишения свободы, которое Черкасову придется отбывать в местах не столь отдаленных – в ИК строгого режима.

Имена и фамилии действующих лиц из этических соображений изменены.


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:39
С начала года в медицинские организации региона обратились 1...
вчера, 22:02
Ветрами пыль и песок из Африки несет на северо-запад России...
вчера, 21:28
Как сообщили в министерстве промышленности и торговли, это б...
вчера, 20:58
По итогам 2023 года работа смолян в этой сфере была признана...
Новости партнеров