Не рано встает охрана

Происшествия

Побег заключенного сотрудники СИЗО проспали как в прямом, так и в переносном смысле.

- Заключенный оказался умнее, изворотливее режимной службы и руководителей следственного изолятора и обвел их вокруг пальца, - отметил на пресс-конференции начальник Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Смоленской области Игорь Коновалов.

Встреча руководства УФСИН с представителями СМИ состоялась в исправительной колонии №1, куда прибыл и начальник СИЗО-1 Алексей Павлов.

По словам Игоря Коновалова, побегу осужденного Фомина («РП» сообщал об этом событии) способствовал целый ряд обстоятельств. Первое - Фомина к тому времени должны были отправить по этапу в тюрьму, где по приговору суда ему полагалось отсидеть первые 6 лет. Этого, в нарушение существующего положения, не сделали. Следующий промах администрации изолятора - особо опасного заключенного поместили в угловую камеру корпуса, именуемого «американкой». Притом на верхний, третий, этаж, откуда легко поддерживать связь с волей со стороны улицы Октябрьской революции. Еще один немаловажный момент, оказавший услугу узнику камеры, - отсекающие решетки. Эти защитные устройства усовершенствованной конструкции, позволяющие минимизировать всем известную связь воли с неволей, к тому времени установили на окна, которые выходят на территорию СИЗО. Остальные дожидались своего часа (или побега зека?), сваленные в углу корпуса. А именно связь Фомина с сообщниками через окно и оказалась главным в организации побега.

И, наконец, зек с высшим образованием оказался неплохим психологом и использовал пресловутый человеческий фактор.

- Он вычислил смену (охраны. - Прим. авт.), которая безобразно несла службу, - сообщил начальник УФСИН.

Заключенный Виталий Фомин действовал как настоящий герой литературного произведения.

С помощью ниток, которые обычно заключенные выбрасывают из окна на улицу, гражданская жена передала ему сотовый телефон. Подруга узника СИЗО (закончила МГУ) за две недели до дерзкой акции сняла квартиру в Смоленске и готовила все необходимое для встречи с любимым на воле. Фомин оформил и передал ей доверенность на свой автомобиль, который и был использован при побеге. Женщина купила в магазине стальной трос диаметром 8 мм с крюком для буксировки машин. Фомин тоже зря времени не терял. Он внимательно наблюдал за сотрудниками службы режима и охраны. Изучил графики смен караула. От его внимания не ускользнуло, что некоторые часовые на вышках не прочь подремать. Между делом он целый месяц шил специальные перчатки, с помощью которых ему предстояло спускаться по стальному канату.

Обзаведясь куском ножовочного полотна по металлу, за пять дней до побега Виталий принялся пилить решетки окон. Эту работу в камере, где содержались четверо заключенных, он выполнял днем, когда шум с улицы и внутри корпуса заглушал скрежет металла, завешивая окно одеялом. В перерывах между упорным трудом зек готовил смесь жженной бумаги с хлебом, которой замазывал пропилы, чтобы их не заметили режимники.

Около 12 ночи на 5 октября Фомин перепилил последний прут решетки, отделяющей его от свободы. Привычным движением выбросил на улицу, где его поджидали сообщники, нитку. Подруга привязала к ней леску, к которой закрепила трос, обернутый черной изоляционной лентой, чтобы он не блестел в лучах прожектора и не привлек внимание часовых на вышках, расположенных в 38 и примерно 70 метрах от окна камеры. Собственно такие меры предосторожности были излишними - часовые ничего не замечали. В 3 часа ночи произошла смена караула на вышках. При этом часовые прошли под тросом, уже натянутым на высоте 5 метров от окна корпуса к дереву за забором СИЗО.

Дождавшись, пока новая смена вооруженных охранников на вышках уснет, Фомин подобно альпинисту стал спускаться по канату. Но второпях его сообщники допустили оплошность - недостаточно туго натянули трос. «Недоехав» до забора изолятора, беглый завис. К тому же спускался он не совсем правильно - не охватив трос ногами. Тем не менее все эти неурядицы и задержки караул не заметил. Едва добравшись до забора, Фомин спрыгнул на землю. Тут полоса везения закончилась - он сломал ногу. Тем не менее вместе со своей спутницей направился в Краснинский район, где и был задержан оперативниками УФСИН при помощи милиции.

Комиссии УФСИН, федерального аппарата системы при проверке СИЗО и действий сотрудников выявили множество недостатков. Например, по инструкции часовой на сторожевой вышке обязан каждые 15 минут докладывать по внутренней связи обстановку.

- Вместо этого начальник караула запретил его беспокоить, - возмущался начальник УФСИН.

Специально приставленный для контроля за несением караула офицер из службы безопасности также наплевательски отнесся к своим обязанностям - с вечера и до утра проспал.

А кинолог с собакой должен был регулярно обходить территорию и делать об этом записи в журнале. Увы, ночным «прогулкам» с четвероногим другом он предпочел отдых. Более того, по периметру изолятора установлены камеры видеонаблюдения. Но и они остались вне зоны контроля служб. И, наконец, ограждение СИЗО снабжено сигнализацией, но из-за сгоревшего блока два месяца она не работала.

При таком стечении обстоятельств кажется удивительным, что сбежал только один заключенный, и то далеко не рецидивист-убийца.

- Полная бездарность и безответственность, - продолжал возмущаться Игорь Коновалов.

После того как «гром грянул», в течение нескольких дней на корпусе установили все отсекающие решетки, отремонтировали сигнализацию забора, восстановили работу всех прожекторов на территории СИЗО.

По итогам работы комиссии 42 сотрудника СИЗО и Управления ФСИН понесли наказание. И было за что. Смоляне из тюремной системы нынче отличились особо.

Кроме побега, в этом году в камере того же СИЗО заключенного убили сокамерники. В ходе разбора «полетов» выяснилась и еще одна любопытная деталь. В 2005 году из СИЗО совершили побег двое заключенных, выполнявших строительные работы в административном корпусе. Тогда за упущения был уволен с работы дежурный помощник начальника СИЗО. Обиженный сотрудник посчитал увольнение незаконным и обжаловал его. Решением суда он был восстановлен в прежней должности. Побег Фомина произошел в смену того же дежурного помощника начальника. Горький опыт дает о себе знать. После происшествия проведена аттестация специалистов. Выяснилось, что двое заместителей начальника СИЗО не полностью соответствуют занимаемой должности. В 2008 году они снова должны пройти аттестацию. Начальник караула добровольно подал рапорт об увольнении. Двум заместителям УФСИН предложено уйти на пенсию... Начальник СИЗО Алексей Павлов на эту должность был назначен за 1,5 недели до побега. Правда, до этого в течение года был и. о. начальника СИЗО.

Непросто требовать от охраны тюремного учреждения строгого исполнения инструкций, когда

50 процентов ее личного состава - женщины, получающие зарплату 4 тысячи рублей. Тем не менее, как подчеркнул Игорь Коновалов, в первую очередь в побеге заключенного виновны руководители всех рангов, сами ненадлежаще исполняющие служебные обязанности и не требующие этого от подчиненных.








Загрузка комментариев...
Читайте также
31 минуту назад

Информацией об этом поделились с СОГБУ «Смоленскавтодор»....

сегодня, 10:29

Мужчина хотел почистить лес от поврежденных деревьев и использовать...

сегодня, 09:52

Информацией поделились очевидцы в социальных сетях. Сегодня...

сегодня, 09:17

Об этом рассказали в региональном министерстве транспорта...

Новости партнеров