Понедельник, 24 июля 2017 года

Погода 17..19 С о

Художник высокого полета

Культура 11:25, 12 июля 2017
Художник высокого полета

С именем выдающегося смоленского художника Владимира Ружо связано немало интересных историй и фактов, достойных внимания искусствоведов. Что скрывать, были среди них и курьезы, превратившиеся со временем в богемные анекдоты.

Пейзажист и военный летчик, которому, как отмечал Юрий Гагарин, «было свойственно ощущение полета и особенность взгляда сверху», не только подарил первому космонавту планеты свою работу, но и… приодел в стильное пальто Ильича самого Льва Кербеля!  
Это он создал одну из визитных карточек Смоленска – колоссальную семиметровую панораму нашего города, судьбой которой впору заняться криминалистам…  
1 июля 2017 года  художнику исполнилось бы 95 лет.
О графике и живописце, иллюстраторе книг и певце Смоленска  делится воспоминаниями его сын, Владимир Владимирович Ружо.    

                             Летописец Смоленска

- Как получилось, что современники совершенно незнакомы с творчеством художника – одного из ведущих российских графиков, которого называли летописцем Смоленска?

- Время безжалостно вымывает из памяти и не такие имена… Отец умер в 1998 году. Ему было 76 лет. К сожалению, два последних десятилетия своей жизни Владимир Иосифович уже не работал – в 1975 году перенес инсульт. До серьезных последствий – например, паралича - дело, к счастью, не дошло. Но… Удар спровоцировал один из видов постинсультной амнезии, который неврологи формулируют как проблему с «оперативной памятью». Внешне эта проблема не проявлялась – реакции отца на собеседника были абсолютно адекватными. Он сохранил остроумие, ясность мышления, готовность поддержать разговор и живой интерес к человеку, с которым беседовал. Но через час-другой информация стиралась – отец забывал, о чем шла речь. Нужно было начинать все сначала…

Однако его память сохранила глубинные воспоминания – он помнил имена родных и близких, друзей и знакомых. Люди удивлялись: как же так? Для окружающих, не знавших об особенностях его амнезии, Владимир Иосифович казался здоровым человеком.

Преодолеть это состояние он так и не смог. Но старался поддерживать творческую форму – продолжал делать наброски и этюды, приходил на собрание в региональное отделение Союза Художников СССР и вел светские разговоры. Они часто ходили с матерью в кино, он очень любил концерты Глинковской декады…

Так или иначе, но о художнике Владимире Ружо начали забывать – он уже не проводил персоналий и не принимал участия во Всесоюзных выставках.

Мы с братом Александром попытаемся вернуть имя отца из небытия и приложим все усилия, чтобы напомнить смолянам о выдающемся художнике и летописце Смоленска.

Рабочий путь Ружо

Владимир Ружо с огромным энтузиазмом сотрудничал с периодическими изданиями Смоленщины.

- Начиная с конца 50-х годов, отец с удовольствием выполнял редакционные заказы «Рабочего пути» и «Смены», - признается Владимир Владимирович Ружо. Пером и тушью отец сделал колоссальное количество карикатур, шаржей и пейзажных набросков Смоленска – речь идет о нескольких десятках, если не сотен рисунков. Его пейзажные зарисовки просто чудесны! Да и остроумные карикатуры Владимира Ружо не лишены прелести и своеобразия.

Жаль, что в семейном архиве осталась лишь 20-я часть отцовской газетной графики – мы выписывали и покупали «РП», зная, что на страницах издания публикуется отец, и не более одного-двух оригиналов его работ. В те времена редакция не возвращала автору опубликованные материалы.

- Карьера Владимира Ружо как художника-публициста началась еще до войны…

- Жизнь сложилась так, что семь или восемь лет отец провел в детском доме. Когда нашему папе «стукнуло» тринадцать, его перевели «на вольные хлеба» - устроили помощником кондитера в привокзальный ресторан «Смоленск». Представляете, как повезло подростку?! Но не сласти манили мальчика, а неодолимая страсть к рисованию. Удавалось выкроить свободную минуту, не без сложностей раздобыть бумагу и карандаш, и Володя сразу же бежал на этюды.

Неудивительно, что он стал посещать изостудию во Дворце пионеров, которой руководил Федор Лабренц. С Лабренцем вот какой казус случился: когда немцев выбили из Смоленска, он ушел вместе с ними.

Федор Федорович был «фольксдойче» и лишь чудом не подвергся сталинской департации, насильно переселившей 2 млн. советских немцев в степи Казахстана. К выбору Лабренца можно относиться по-разному, Бог ему судья. Важно другое: Федор Федорович – талантливый художник и хороший педагог. Бывшие студийцы Лабринца отзывались о нем с теплом и благодарностью, ведь он сумел запустить в них какие-то внутренние творческие механизмы и помог стать настоящими творцами. Изостудия в Доме пионеров сыграла огромную роль и в жизни Владимира Иосифовича Ружо. Тогда-то он и начал сотрудничать с газетой «Юный пионер», издававшейся в Смоленске (после войны она перестанет существовать).

Отец рисовал иллюстрации к рассказам и повестям Аркадия Гайдара, оформлял праздничные выпуски «шершавым языком плаката».

Время собирать камни

- В каких смоленских музеях можно увидеть работы Владимира Ружо?

- В Художественной галерее на ул. Коммунистической есть ряд произведений отца, также в музее «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны» демонстрируется полотно «Водружение знамени Победы М.А. Егоровым и М. Кантария», в углу которого оставил автограф сам автор.

Несколько десятков работ находятся в частных коллекциях знакомых и друзей Владимира Иосифовича, серьезный творческий архив отца достался мне и брату, который живет в Москве. У Александра Владимировича собраны наиболее удачные произведения Ружо – в основном, живопись.

Живопись и офорты отца собраны в художественных галереях Москвы, Тюмени и ряде музеев крупных областных центров России. На протяжении 20 лет работы художника скупались по линии Минкульта СССР и Союза Художников. Около пяти произведений ушли за рубеж.

Мы намерены упорядочить наследие отца и собрать максимальное количество его произведений – не менее двух сотен работ, и в следующем году подготовить юбилейную выставку Владимира Ружо, наиболее эффектно показав смолянам творчество живописца и графика. Быть может, КВЦ имени Тенишевых или региональное отделение Союза Художников России проявит интерес к летописцу Смоленска. Будем признательны!

Как Смоленск потерял… лицо

- Что сталось с самым, пожалуй, масштабным произведением вашего отца - «Панорамой Смоленска», некогда украшавшей кинотеатр «Октябрь»?

- Я ничего не знаю о судьбе этой работы. Скорее всего, она действительно утеряна – трудно представить что-то иное… Упадок «Октября» начался в лихие 90-е, когда рухнула система кинопроката. В конце 90-х панораму сняли и поставили на пандусном спуске, повернув «лицом» к стене. Она долгое время там стояла – не нужная никому... А ведь «Панораму Смоленска» многие называли визитной карточкой, лицом нашего города!

Я пытался подступиться и выкупить полотно, однако сделать это мешали объективные трудности. Мы с братом открыли книжное издательство «Полиграмма», и я постоянно находился в разъездах – добывал бумагу, занимался продвижением книг. И упустил время, о чем горько жалею и кляну себя, что не довел дело до конца. «Полиграмму» съел дефолт, а «Панорама Смоленска» исчезла. Боюсь, ее уже не найти. Мне стыдно за эту историю.

Прояснить судьбу отцовского шедевра безуспешно пытался и Анатолий Илларионович Попов – изумительный акварелист. В ближайшее время мы снова возобновим поиски панорамы – пришло время собирать камни.

Гранитное пальто Ильича

- Говорят, что Лев Кербель, готовясь изваять скульптуру Ленина, надел на натурщика пальто вашего отца, а потом так и не вернул его Владимиру Иосифовичу?

- Чистая правда! В 60-х наш земляк нередко приезжал в Смоленск и перезнакомился со всеми художниками города, в том числе и с моим отцом. В то время Ружо плотно работал над тремя диафильмами, и ему приходилось наведываться в столичную студию «Диафильм» Госкино СССР. Да и выставок, в которых он принимал участие, было не счесть – региональных, зональных, республиканских и Всесоюзных. Так что Владимировичу Иосифовичу поневоле проводил много времени в Москве. Отец дружил с Львом Ефимовичем и при каждом удобном случае бывал у него в мастерской.

В середине марта 1966 года папа вновь навестил своего знаменитого на весь Союз товарища, который готовился приступить к работе над монументальной скульптурой вождя. Незадолго до того, как уехать в Москву, Владимир Иосифович приобрел новое пальто, чему мы с братом чрезвычайно обрадовались. До покупки обновки отец носил пальто попроще, совершенно старомодное! То самое, что на фото с Гагариным – длинное, тяжелое, подпоясанное ремнем. Не пальто, а потертая темно-синяя шинель, даже для середины 60-х архаизм.

Вещь действительно была стильная – то ли румынское, то ли польское пальтецо. Серое, с диагональным рубчиком и стальным проблеском. Очень эффектное!

Ружо вернулся в Смоленск в середине апреля, и мы ахнули: на папе… был какой-то невнятный, невразумительный плащик. Мама только и спросила: «Где пальто?!»

Оказывается, отец забрел к Кербелю в мастерскую, а тот, едва увидев его в шикарном пальто, громогласно воскликнул: «Снимай! Сейчас придет натурщик, будем мерить твою обновку – я Ленина ваяю». Натурщик набросил отцовскую гордость на плечи – пальто сидит, как влитое!

Лев Ефимович тут же сделал категорический вывод: «Зима закончилась, пусть твоя демисезонка послужит искусству. На улице тепло, не замерзнешь. Бери плащ, потом, ближе к осени, заберешь пальто…».

Ходили слухи, что Кербель так и не вернул Владимиру Иосифовичу дорогую вещь. На самом деле пальто вернулось в Смоленск как раз к началу холодного сезона, когда работа с натурщиком была закончена. Отец носил его еще несколько лет. После открытия памятника в 1967 году, когда Владимир Ружо шел по площади с друзьями - художниками, те неизменно шутили, пытаясь сравнить произведение искусства с оригиналом.

Теперь и я, огибая гранитного Владимира Ильича, идущего по главной площади Смоленска навстречу ветру в пальто нараспашку, с поднятым воротником, невольно отмечаю глазом: да, это оно самое. Папино пальто!



Автор: Анастасия Петракова
Оценить новость
Рейтинг 4.67 из 5 (6 оценок)


Загрузка комментариев...
Читайте также
Видео: Над Смоленском кружит военный вертолет
16 минут назад
45
Полет винтокрылой машины в понедельник вечером могли наблюда...
ОНФ готовит обращение в прокуратуру по поводу застройки смоленского памятника природы
46 минут назад
86
Тамара Максимчук: «Сегодня мы преследуем одну цель – сделать наши дворы комфортнее для жизни»
сегодня, 16:39
121
Смоленская делегация принимает участие в работе федерального...

Опрос

На хорошую работу можно устроиться только по блату?


   Ответили: 64