Четверг, 18 января 2018 года

Погода -4..-6 С о

Художник высокого полета

Культура 11:25, 12 июля 2017
Художник высокого полета

С именем выдающегося смоленского художника Владимира Ружо связано немало интересных историй и фактов, достойных внимания искусствоведов. Что скрывать, были среди них и курьезы, превратившиеся со временем в богемные анекдоты.

Пейзажист и военный летчик, которому, как отмечал Юрий Гагарин, «было свойственно ощущение полета и особенность взгляда сверху», не только подарил первому космонавту планеты свою работу, но и… приодел в стильное пальто Ильича самого Льва Кербеля!  
Это он создал одну из визитных карточек Смоленска – колоссальную семиметровую панораму нашего города, судьбой которой впору заняться криминалистам…  
1 июля 2017 года  художнику исполнилось бы 95 лет.
О графике и живописце, иллюстраторе книг и певце Смоленска  делится воспоминаниями его сын, Владимир Владимирович Ружо.    

                             Летописец Смоленска

- Как получилось, что современники совершенно незнакомы с творчеством художника – одного из ведущих российских графиков, которого называли летописцем Смоленска?

- Время безжалостно вымывает из памяти и не такие имена… Отец умер в 1998 году. Ему было 76 лет. К сожалению, два последних десятилетия своей жизни Владимир Иосифович уже не работал – в 1975 году перенес инсульт. До серьезных последствий – например, паралича - дело, к счастью, не дошло. Но… Удар спровоцировал один из видов постинсультной амнезии, который неврологи формулируют как проблему с «оперативной памятью». Внешне эта проблема не проявлялась – реакции отца на собеседника были абсолютно адекватными. Он сохранил остроумие, ясность мышления, готовность поддержать разговор и живой интерес к человеку, с которым беседовал. Но через час-другой информация стиралась – отец забывал, о чем шла речь. Нужно было начинать все сначала…

Однако его память сохранила глубинные воспоминания – он помнил имена родных и близких, друзей и знакомых. Люди удивлялись: как же так? Для окружающих, не знавших об особенностях его амнезии, Владимир Иосифович казался здоровым человеком.

Преодолеть это состояние он так и не смог. Но старался поддерживать творческую форму – продолжал делать наброски и этюды, приходил на собрание в региональное отделение Союза Художников СССР и вел светские разговоры. Они часто ходили с матерью в кино, он очень любил концерты Глинковской декады…

Так или иначе, но о художнике Владимире Ружо начали забывать – он уже не проводил персоналий и не принимал участия во Всесоюзных выставках.

Мы с братом Александром попытаемся вернуть имя отца из небытия и приложим все усилия, чтобы напомнить смолянам о выдающемся художнике и летописце Смоленска.

Рабочий путь Ружо

Владимир Ружо с огромным энтузиазмом сотрудничал с периодическими изданиями Смоленщины.

- Начиная с конца 50-х годов, отец с удовольствием выполнял редакционные заказы «Рабочего пути» и «Смены», - признается Владимир Владимирович Ружо. Пером и тушью отец сделал колоссальное количество карикатур, шаржей и пейзажных набросков Смоленска – речь идет о нескольких десятках, если не сотен рисунков. Его пейзажные зарисовки просто чудесны! Да и остроумные карикатуры Владимира Ружо не лишены прелести и своеобразия.

Жаль, что в семейном архиве осталась лишь 20-я часть отцовской газетной графики – мы выписывали и покупали «РП», зная, что на страницах издания публикуется отец, и не более одного-двух оригиналов его работ. В те времена редакция не возвращала автору опубликованные материалы.

- Карьера Владимира Ружо как художника-публициста началась еще до войны…

- Жизнь сложилась так, что семь или восемь лет отец провел в детском доме. Когда нашему папе «стукнуло» тринадцать, его перевели «на вольные хлеба» - устроили помощником кондитера в привокзальный ресторан «Смоленск». Представляете, как повезло подростку?! Но не сласти манили мальчика, а неодолимая страсть к рисованию. Удавалось выкроить свободную минуту, не без сложностей раздобыть бумагу и карандаш, и Володя сразу же бежал на этюды.

Неудивительно, что он стал посещать изостудию во Дворце пионеров, которой руководил Федор Лабренц. С Лабренцем вот какой казус случился: когда немцев выбили из Смоленска, он ушел вместе с ними.

Федор Федорович был «фольксдойче» и лишь чудом не подвергся сталинской департации, насильно переселившей 2 млн. советских немцев в степи Казахстана. К выбору Лабренца можно относиться по-разному, Бог ему судья. Важно другое: Федор Федорович – талантливый художник и хороший педагог. Бывшие студийцы Лабринца отзывались о нем с теплом и благодарностью, ведь он сумел запустить в них какие-то внутренние творческие механизмы и помог стать настоящими творцами. Изостудия в Доме пионеров сыграла огромную роль и в жизни Владимира Иосифовича Ружо. Тогда-то он и начал сотрудничать с газетой «Юный пионер», издававшейся в Смоленске (после войны она перестанет существовать).

Отец рисовал иллюстрации к рассказам и повестям Аркадия Гайдара, оформлял праздничные выпуски «шершавым языком плаката».

Время собирать камни

- В каких смоленских музеях можно увидеть работы Владимира Ружо?

- В Художественной галерее на ул. Коммунистической есть ряд произведений отца, также в музее «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны» демонстрируется полотно «Водружение знамени Победы М.А. Егоровым и М. Кантария», в углу которого оставил автограф сам автор.

Несколько десятков работ находятся в частных коллекциях знакомых и друзей Владимира Иосифовича, серьезный творческий архив отца достался мне и брату, который живет в Москве. У Александра Владимировича собраны наиболее удачные произведения Ружо – в основном, живопись.

Живопись и офорты отца собраны в художественных галереях Москвы, Тюмени и ряде музеев крупных областных центров России. На протяжении 20 лет работы художника скупались по линии Минкульта СССР и Союза Художников. Около пяти произведений ушли за рубеж.

Мы намерены упорядочить наследие отца и собрать максимальное количество его произведений – не менее двух сотен работ, и в следующем году подготовить юбилейную выставку Владимира Ружо, наиболее эффектно показав смолянам творчество живописца и графика. Быть может, КВЦ имени Тенишевых или региональное отделение Союза Художников России проявит интерес к летописцу Смоленска. Будем признательны!

Как Смоленск потерял… лицо

- Что сталось с самым, пожалуй, масштабным произведением вашего отца - «Панорамой Смоленска», некогда украшавшей кинотеатр «Октябрь»?

- Я ничего не знаю о судьбе этой работы. Скорее всего, она действительно утеряна – трудно представить что-то иное… Упадок «Октября» начался в лихие 90-е, когда рухнула система кинопроката. В конце 90-х панораму сняли и поставили на пандусном спуске, повернув «лицом» к стене. Она долгое время там стояла – не нужная никому... А ведь «Панораму Смоленска» многие называли визитной карточкой, лицом нашего города!

Я пытался подступиться и выкупить полотно, однако сделать это мешали объективные трудности. Мы с братом открыли книжное издательство «Полиграмма», и я постоянно находился в разъездах – добывал бумагу, занимался продвижением книг. И упустил время, о чем горько жалею и кляну себя, что не довел дело до конца. «Полиграмму» съел дефолт, а «Панорама Смоленска» исчезла. Боюсь, ее уже не найти. Мне стыдно за эту историю.

Прояснить судьбу отцовского шедевра безуспешно пытался и Анатолий Илларионович Попов – изумительный акварелист. В ближайшее время мы снова возобновим поиски панорамы – пришло время собирать камни.

Гранитное пальто Ильича

- Говорят, что Лев Кербель, готовясь изваять скульптуру Ленина, надел на натурщика пальто вашего отца, а потом так и не вернул его Владимиру Иосифовичу?

- Чистая правда! В 60-х наш земляк нередко приезжал в Смоленск и перезнакомился со всеми художниками города, в том числе и с моим отцом. В то время Ружо плотно работал над тремя диафильмами, и ему приходилось наведываться в столичную студию «Диафильм» Госкино СССР. Да и выставок, в которых он принимал участие, было не счесть – региональных, зональных, республиканских и Всесоюзных. Так что Владимировичу Иосифовичу поневоле проводил много времени в Москве. Отец дружил с Львом Ефимовичем и при каждом удобном случае бывал у него в мастерской.

В середине марта 1966 года папа вновь навестил своего знаменитого на весь Союз товарища, который готовился приступить к работе над монументальной скульптурой вождя. Незадолго до того, как уехать в Москву, Владимир Иосифович приобрел новое пальто, чему мы с братом чрезвычайно обрадовались. До покупки обновки отец носил пальто попроще, совершенно старомодное! То самое, что на фото с Гагариным – длинное, тяжелое, подпоясанное ремнем. Не пальто, а потертая темно-синяя шинель, даже для середины 60-х архаизм.

Вещь действительно была стильная – то ли румынское, то ли польское пальтецо. Серое, с диагональным рубчиком и стальным проблеском. Очень эффектное!

Ружо вернулся в Смоленск в середине апреля, и мы ахнули: на папе… был какой-то невнятный, невразумительный плащик. Мама только и спросила: «Где пальто?!»

Оказывается, отец забрел к Кербелю в мастерскую, а тот, едва увидев его в шикарном пальто, громогласно воскликнул: «Снимай! Сейчас придет натурщик, будем мерить твою обновку – я Ленина ваяю». Натурщик набросил отцовскую гордость на плечи – пальто сидит, как влитое!

Лев Ефимович тут же сделал категорический вывод: «Зима закончилась, пусть твоя демисезонка послужит искусству. На улице тепло, не замерзнешь. Бери плащ, потом, ближе к осени, заберешь пальто…».

Ходили слухи, что Кербель так и не вернул Владимиру Иосифовичу дорогую вещь. На самом деле пальто вернулось в Смоленск как раз к началу холодного сезона, когда работа с натурщиком была закончена. Отец носил его еще несколько лет. После открытия памятника в 1967 году, когда Владимир Ружо шел по площади с друзьями - художниками, те неизменно шутили, пытаясь сравнить произведение искусства с оригиналом.

Теперь и я, огибая гранитного Владимира Ильича, идущего по главной площади Смоленска навстречу ветру в пальто нараспашку, с поднятым воротником, невольно отмечаю глазом: да, это оно самое. Папино пальто!



Автор: Анастасия Петракова


Загрузка комментариев...
Читайте также
В Смоленской области «Калина» попала в жесткую аварию
вчера, 23:25
Дорожный инцидент случился вечером 17 января в Кардымовском ...
Какой штраф грозит смолянам, которые отказываются принимать новые купюры
вчера, 23:30
Роспотребнадзор напомнил продавцам о штрафах за отказ приним...
Смолянка "при должности" пыталась совратить белорусского стриптизера
вчера, 21:58
Об этом стриптизер с десятилетним стажем Дмитрий рассказал l...
В Смоленской области открылся избирательный штаб Владимира Путина
вчера, 18:15
В Смоленской области открылся избирательный штаб кандидата в...
  1. Если бы вы на улице увидели валяющийся кошелек, то чтобы сделали?
    1. Не стал (а) бы вообще его поднимать, это может быть опасно. - 1 (100%)
       
    2. Попытался (ась) бы найти его владельца, чтобы вернуть. - 0 (0%)
       
    3. Взял бы все себе, денег не хватает. Как говорится: что упало, то пропало. - 0 (0%)