В Смоленске открылась выставка номинанта на «Оскар»

Культура

В КВЦ им. Тенишевых открылась выставка памяти художника Георгия Георгиевича Кошелева (1930 - 1996), создавшего декорации ко многим известным фильмам, в том числе киноэпопеи «Война и мир» Сергея Бондарчука.

Работа над съемками нескольких картин проходила на Смоленщине. Судьба была благосклонна к нему. Детство Кошелева прошло в Москве, в районе Масловки, где в конце 1920-х годов началась реализация социального проекта для творческой интеллигенции: здесь планировалось построить Городок художников, где скульпторы и живописцы могли бы и жить, и творить в комфортных условиях. Инициаторами создания архитектурного комплекса в виде огромного «корабля искусств» выступили писатель Максим Горький и художник Игорь Грабарь. Реализовать проект в полном объеме не удалось, но несколько домов-мастерских в стиле конструктивизма были построены и со временем стали культовым местом и для больших мастеров, и для молодых авторов. Это был своего рода «Московский Монпарнас». Здесь жили и работали известные художники: Грабарь, Татлин, Иогансон, братья Ткачевы и многие другие. Таким образом Кошелев с детства окунулся в творческую атмосферу и увлекся живописью. Он начинал обучение в Московской художественной школе имени В. И. Сурикова, но осуществлению планов помешала война. Георгий Георгиевич так и не получил диплома об образовании, что впоследствии не лучшим образом сказалось на его творческой карьере.

Кошелева отказались принять в Союз художников России, что в те времена имело большое значение. Ни о каких выставках не могло идти речи, материалы из госсредств для работы были ему недоступны. Большинство рам для картин художник изготовлял самостоятельно из подручных материалов (например, из упаковочных ящиков). Оплата труда была минимальной, он не имел права претендовать на государственные награды, не сыскал должного внимания и почета.

Вследствие этого Кошелев небрежно относился к своему творчеству - не подписывал картины, не давал им названия, порой они попросту валялись на полу. Многие произведения для выставки пришлось реставрировать. Названия картин были придуманы дочерью художника Евгенией Павловой, которая организовала эту выставку и присутствовала в Смоленске на вернисаже.

Судьбоносный виток в жизни Кошелева случился в 1961 году, когда он пришел на студию «Мосфильм» в качестве художника-декоратора. Георгия Георгиевича взяли на работу без диплома, оценив творческие способности и мастерство. Он попал в группу, работающую над созданием киноэпопеи «Война и мир» под руководством Сергея Бондарчука – это стало настоящей удачей для художника. Часть съемок фильма проходила на Смоленщине - сцена Бородинского сражения снималась под Дорогобужем. На выставке представлены эскизы к отдельным эпизодам, фотографии моментов съемок, буклет с автографом Бондарчука…

На одном из представленных снимков Георгий Георгиевич позирует в обмундировании артиллериста в трагической сцене на батарее Раевского (возможно, он снимался в массовке). За работу над декорациями к этому фильму Кошелев был номинирован на премию «Оскар» в категории «Лучшая работа художника-постановщика».

Из воспоминаний дочери художника Евгении Георгиевны Павловой: «Меня привели в декорацию первого бала Наташи Ростовой в замечательный зеркальный эрмитажный зал в золоте с канделябрами. И это все было написано и прорисовано на картоне настолько живо, что многие до сих пор не верят, что это не настоящий дворец, а всего лишь имитация в знаменитом первом павильоне «Мосфильм». Для съемок сцены пожара Москвы в окрестностях Иосифо-Волоколамского Успенского монастыря была отстроена часть города: улицы с домами, в центре стояла обрубленная Сухарева башня. Для того чтобы убедиться в том, что это декорация, необходимо было подойти и потрогать – так натурально все выглядело. Все строения действительно горели во время съемок».

Потом были такие фильмы, как «Братья Карамазовы», «Бег иноходца», «Цветы запоздалые», «Сашка», и многие другие.

На Смоленщине очередной раз Кошелев оказался, когда работал над эскизами к фильму «Судьба» режиссера Евгения Матвеева (некоторые из них представлены в экспозиции). В процессе подготовки к съемкам этой картины художник обнаружил в запасниках иконописный триптих, считавшийся утраченным, который ныне украшает верхний фронтон Успенского собора.

Для фильма «Случай в квадрате 36-80» на одном из смоленских заводов Кошелев заказывал реквизит для вертолетов и подводных лодок. Помимо непосредственной художественной деятельности, Георгий Кошелев был заядлым коллекционером. На выставке отдельный стенд посвящен его необычному увлечению - собиранию меню из различных ресторанов. Зритель может сравнить цены советских времен с нынешними. Среди прочих заведений есть и прейскурант ресторана смоленской гостиницы «Россия».

Кошелев также известен как филофонист - его обширная коллекция грампластинок хранится в фондах Московского архива фонодокументов (собиралась с 1946 года).

В 1984 году по состоянию здоровья Кошелеву пришлось оставить работу на «Мосфильме». Фильм «Первая конная» (реж. В. Любомудров) стал последним в его кинокарьере. Но художник продолжает творить - теперь уже как иконописец в церкви Тихвинской Божией Матери. Здесь он создает немало самобытных работ, которые ныне находятся в храмах и монастырях на территории России, Италии и в Афонских монастырях.

Помимо иконописи, Кошелев с 1984 по 1996 год выполнял заказы «Рекламфильма» по созданию киноафиш. На выставке представлены его живописные и графические работы, созданные с 60-х по 80-е годы ХХ века. Экспозиция включает пейзажи, натюрморты, пленэрные этюды, выполненные в традициях русской реалистической школы, и фотографии икон.


Автор: Анатолий Соловьяненко







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:39
С начала года в медицинские организации региона обратились 1...
вчера, 22:02
Ветрами пыль и песок из Африки несет на северо-запад России...
вчера, 21:28
Как сообщили в министерстве промышленности и торговли, это б...
вчера, 20:58
По итогам 2023 года работа смолян в этой сфере была признана...
Новости партнеров