«Стою на полке рядом с Пушкиным, немного впереди него…»

Культура
«Стою на полке рядом с Пушкиным, немного впереди него…»И в этих несколько провокационных строках из ироничной миниатюры «Алфавитные странности» - вся Мария Парамонова. Мудрая, успешная, неунывающая в трудную минуту и очень сильная женщина-мать, которая пишет стихи на вечные темы поэзии - о любви, красоте окружающего мира, партитуре глубоких искренних чувств и человеческих переживаний.  Пишет в промежутках между делами, когда стихи – случаются… А они случаются даже тогда, когда «Поэтесса варит суп - это вид оксюморона: вроде «белая ворона»…»!
Накануне Всемирного дня писателей и поэтов и, конечно же, самого главного праздника Весны - 8 Марта, журналист «РП» встретился с  Марией Николаевной, чтобы поговорить о женской лирике, и не только о ней. 
- Довольно часто о женской поэзии отзываются пренебрежительно – «любовь-морковь», и никакой «хвелософии» и гражданской позиции. Ну, были Ахматова-Цветаева – как исключение из правил. На то и правила, чтобы их нарушать! Насколько правы те, кто так говорит, и способна ли женщина не уступать мужчине на поприще лирики?  
- К большому сожалению, подобные предубеждения заставляют некоторых женщин-литераторов отказаться от всего женского в поэзии, даже от названия «поэтесса». Такие авторы избегают любовной тематики, пишут «зубастые» гражданские стихи, либо философскую лирику. Но, на мой взгляд, каждый поэт, каждая поэтесса должны следовать вдохновению. Упомянутые Ахматова и Цветаева прославлены именно любовной лирикой, что называется «из раннего». Позднее в их творчество вошли другие темы и мы уважаем Ахматову за её «Я была тогда с моим народом Там, где мой народ, к несчастью, был», а любим её за то, что она «…на правую руку надела Перчатку с левой руки…». Что же касается соревнования между поэтами и поэтессами, считаю «Битвы поэтов» детищем шоу-бизнеса. Поэт индивидуален, неповторим. Любое сравнение не может быть объективным. Хотя, конечно, поэтические поединки играют положительную роль в популяризации литературы.
– Редьярд Киплинг просил: «Расспрашивайте про меня лишь у моих же книг». Какое из ваших стихотворений точнее других сможет рассказать  о вас?
- Лирический герой далеко не всегда имеет своим прототипом автора, но писатель, конечно, отдает ему часть самого себя. И Киплинг справедливо отмечает исповедальный характер творчества писателя. Обо мне, пожалуй, больше всего расскажет Маша из сказки в стихах «Маша и Медведь». Ну и, конечно, поэма «Город в области сердца», лирическая героиня которой встречается  на улицах Смоленска  с образами из прошлого и будущего. 
- У Николая Рубцова есть такие строки: «Поэт  нисколько не опасен. Пока его не разозлят». Что способно  разозлить вас, и насколько именно сегодня, спустя двадцать лет после развала «тоталитарного режима СССР»,  опасно быть поэтом?  Ведь «поэт в России больше, чем поэт»? А то напишешь пару строк наподобие Володи Высоцкого «мою страну, как тот дырявый кузов, ведет шофер, которому плевать», и – привет…
- Может быть, именно потому, что поэт в России слишком влиял на умы, и тем сильнее, чем больше его запрещали, в конце 20 века власти попросту стали игнорировать поэтов. Остальное довершила массовая культура – большинство раскрученных песенных хитов имеет весьма посредственную поэтическую основу. Сегодня строчку Евгения Евтушенко можно было бы перефразировать: «поэтов в России больше чем Поэтов» - только на портале «Стихи.ру» уже полмиллиона авторов, гораздо меньше среди них вдохновенных мастеров слова, а «звёзд», подобных Рубцову или Высоцкому, вероятно, единицы, да и те скрыты в тумане из полумиллиона посредственностей. Сегодня совершенно безнаказанно можно поливать всё и вся, что и делают многие авторы, известные в узких кругах. 
- В пару к предыдущему напрашивается вопрос о цензуре. Существует ли цензура сегодня? 
- Цензуры, практически, нет никакой, за исключением формально существующих законов, запрещающих нецензурную лексику, растление малолетних, призывы к свержению власти или разжигание межнациональной розни – и в сети Интернет и в печати всё это можно встретить. Авторы пытаются привлечь к себе внимание, эпатируя читателя и ссылаясь при этом на свободу творчества. На мой взгляд, у поэта должен быть внутренний цензор – чувство ответственности за то, «как наше слово отзовется», и уважение к читателю.
– Пушкин, когда катался в лодке, частенько бросал в воду монетки и наблюдал, как они, вращаясь, медленно уходят в глубину. Так он познавал мир. Поэзия – лучший инструмент постижения мира.  Однако сегодня многие назвали бы так легко расстающегося с деньгами Пушкина безумцем, потому что для наших современников именно деньги являются ключом к постижению мира. Какую роль играют деньги в вашей жизни?  
- Вопреки бытующему мнению, бедность отнюдь не способствует развитию таланта. Литературное творчество в наши дни «кормит» в России немногих поэтов-песенников, тесно сотрудничающих со звездами эстрады, и чуть большую группу раскрученных прозаиков. Остальные литераторы занимаются творчеством в свободное от основной работы время. А вдохновение не знает ни часов, ни календаря! Оно приходит и уходит. Об этом, кстати, моё «Ироническое» стихотворение, напечатанное пару месяцев назад в «Литературной газете», выходящей значительным тиражом во многих странах мира. За него я, между прочим, совершенно неожиданно получила авторский гонорар – 280 рублей. Чаще поэтам приходится самим оплачивать публикацию своих стихов – большинство книг стихов в наши дни печатается на средства авторов. Так что, полностью абстрагироваться от презренного металла поэт не может, но счастье, конечно, не в нем! Здесь уместно вспомнить поэтический эпиграф, который я написала для программки спектакля Смоленского камерного театра «Список журнала «Форбс»»:
Искушенье богатством и властью.
Кто познал его? Кто превозмог?
Мне в пучину порока не пасть бы!
Помоги же, всевидящий Бог!
- Если продолжить разговор о роли денег, возможно ли сегодня прорваться к читателю с книжкой своих стихов, и как это сделать, если нет средств на ее издание? Поддерживать сетевую контркультуру «виртуальных» поэтов? А ведь все же хочется иногда подержать в руках себя любимого, напечатанного на бумаге… 
- Чаще всего поэт пишет потому, что не может не писать. Не все стараются «прорваться» к читателю. В Сети начинающие поэты могут приобрести некоторый опыт, выставляя свои произведения на обсуждение читателей, не всегда благосклонных. Заручившись уверенностью в том, что стихи достигли такой степени совершенства, что бумага их стерпит, поэт вполне может их издать. Небольшой сборничек в мягкой обложке обойдется автору в сумму прожиточного минимума – такое удовольствие доступно большинству. В противном случае – надо искать спонсоров, они ещё не перевелись. Есть и другие способы. В Сети публикуется множество положений о конкурсах, в которых победитель получает денежную премию или его книгу издают учредители. Начинающие авторы могут попытать счастья, впрочем, не слишком полагаясь на удачу. Мне, правда, посчастливилось стать лауреатом Всероссийского конкурса поэтических произведений к 1150-летию Смоленска. Это, действительно, была удача, или Божий промысел, так как моё стихотворение православной тематики понравилось жюри, состав которого заранее не был известен. На премию за второе  место в этом конкурсе я издала свою книгу стихов о материнстве «Млечный путь». 
- Зависть в творческой среде – вполне «нормальное» проявление любви к соратникам.  Тут смешивается и  зависть, и соперничество, и борьба за читателей… Вы когда-нибудь испытывали зависть к коллеге по цеху? 
- Возможно, Вы правы в своей оценке творческой среды. Но в поэзии уместна разве что «белая» зависть – если твоему коллеге удалось найти яркий образ, свежую рифму. Соперничество и борьба за читателей разворачиваются уже за пределами творческого сообщества. Работники учреждений культуры, сами не являясь носителями творческого начала, распределяют ограниченные ресурсы доступа к читателю, руководствуясь своими субъективными предпочтениями. Это огорчает, как любое другое упущение в нашей стране, но зависти не вызывает – у каждого свой путь.
- В прошлом году вы закончили работу над инсценировкой авантюрного романа Владимира Мединского «Стена». По «Стене» в драмтеатре к юбилею города поставили спектакль. Только честно: если бы в зале, на премьере, сидел автор этого произведения, какие эмоции ощутили бы вы?  
- Сидя в зале на премьере, я испытывала чувство возмущения от того, что театр сделал с моей пьесой-инсценировкой. Как уже писал «Рабочий путь», пьеса была адресована подросткам 12-16 лет и главным действующим лицом, олицетворяющим будущее России, был мальчик Саша, взрослеющий в осажденном Смоленске. Театр исключил этого героя из постановки, ссылаясь на свое право свободы творчества. Главным героем спектакля театр сделал польского короля Сигизмунда, акцентировав внимание на его переживаниях, снабдив иноземца музыкальной темой – песней на польском языке. Русский же лагерь, в сокращенном составе, предстает не в лучшем свете. Русские пьянствуют перед боем, грубо обращаются с дипломатом, пытают пленного – ничего этого в тексте пьесы нет, но, используя сокращенную версию моей инсценировки, театр дает вольную интерпретацию событий. Думаю, что если бы в зале рядом со мной сидел Мединский, мне было бы стыдно за смоленский театр и за то, что я не имела возможности воспрепятствовать искажению смысла «Стены». Но он, несомненно, понял бы меня, поскольку знает, что в театральной среде существует засилье либерально настроенных антипатриотических сил, которые, злоупотребляя отсутствием цензуры, за государственный  же счет продолжают попытки пересмотра истории. Этот спектакль, который мог бы стать уроком патриотизма для многих поколений школьников и визитной карточкой Смоленска, после двух юбилейных показов больше не включался в репертуар. Замечу, что я не запрещала показ постановки, хотя могла это сделать, как автор. Но я выражала письменно свои пожелания по доработке спектакля, на который потрачены бюджетные средства – сшиты костюмы, подготовлены декорации, заказано оружие для батальных сцен.
- Не за горами 8 Марта. Какой, по вашему мнению, должна быть настоящая женщина, даже если она не поэт?
- Мягкой, но принципиальной. Носительницей красоты во всех смыслах этого слова.  Доброй, но не всепрощающей, ведь она в ответе  за детей, за будущее.
Если же она пишет стихи, красота, доброта, мягкость войдут в её творчество, и она не застыдится имени Поэтесса, как не станет проклинать судьбу за то, что она привела её в этот мир женщиной. 
         Справка «РП»
Мария Парамонова родилась в Твери, закончила Тверской Государственный Университет, имеет высшее экономическое образование. С детства увлечена литературой и поэзией. За публикациями в коллективных сборниках и альманахах, в региональной периодической печати последовал выпуск первого сборника лирических стихотворений «Галерея грёз», объединившего произведения разных лет.
 С 2008 года живет в Смоленске – в «городе в области сердца». В 2010-м вступила в Союз писателей России. В декабре 2013 года избрана заместителем председателя региональной организации СП России. 







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:59
Студентка Верхнеднепровского технологического техникума Свет...
вчера, 22:26
19 марта будут "обезвожены" 12 улиц Сафонова, об э...
вчера, 22:09
Страшная авария случилась сегодня, в 18.15, на 437 километре...
вчера, 23:33
41-летний житель Смоленска, имеющий инвалидность, долгое вре...
Новости партнеров

Опрос

Какой самый безрассудный поступок вы совершали ради своей второй половины?


   Ответили: 99