Четверг, 08 декабря 2016 года

Погода -6..-8 С о

«Смоленский ковчег». Попытка №4. Избранное

Культура 14:55, 04 марта 2014
«Смоленский ковчег». Попытка №4. ИзбранноеСо 2 по 9 апреля в Смоленске пройдет IV Международный театральный фестиваль «Смоленский ковчег». 
Конкурсная программа фестиваля предельно  насыщенная – смоляне увидят 14 постановок коллективов Швеции, Израиля, Литвы, Польши, Республики Беларусь и России, Республики Беларусь. Зрителю предоставляется уникальная возможность познакомиться с творчеством театральных трупп из Вильнюса, Варшавы, Холона, Этрана, Минска, Витебска и Пинска, Липецка, Борисоглебска и Уссурийска.  И, конечно же, Смоленска – драмтеатр представляет на суд авторитетного жюри физиологическое исследование «села Мордасова и его обитателей», проведенное заслуженным деятелем искусств Республики Беларусь Виталием Барковским (речь, конечно же, идет о комедии по одноименной повести Ф.М. Достоевского «Дядюшкин сон»), и «Королеву красоты» Олега Кузьмищева по пьесе Мартина Мак-Донаха.  
Плюс – феерия Смоленского областного театра кукол им. Д.Н. Светильникова, приснившаяся Павлу Аскину «PUPPET–SHOW – Привет! Бонжур! Хэллоу!».
Право открыть фестиваль предоставляется Русскому драматическому театру Литвы (Вильнюс) – 2 апреля на Большой сцене главной театральной площадки области смотрите психологический детектив Агнюса Янкявичюса «Метод Грёнхольма». 
                   Совсем не кукольные страсти
В этом году расширилась не только география театральных коллективов, взятых на борт «Смоленского ковчега», но и число смотровых площадок. Дабы щедрый на постановки «ковчег» не дал трещину, спектакли будут идти не только на Большой и Малой сцене драмтеатра, но и в Большом зале Смоленского областного театра кукол им. Д.Н. Светильникова. 3 апреля знатные «кукольники» приглашают гостей фестиваля на красочное шоу Павла Аскина «PUPPET – SHOW – Привет! Бонжур! Хэллоу!». 
На следующий день на «крышу» кукольного театра спикирует шведский «Альбатрос» (Этран) с трогательной детской постановкой Роберта Якобссона и Шарлотты Гримфьорд Седерблад «The Girl & The Sea Turtle». В прошлом году смоляне уже успели познакомиться со сложным, поэтическим языком  коллектива, ориентированного на творчество Иржи Гротовского и скрупулезно исследующего общечеловеческие ценности. Даже название театра «Альбатрос» говорит о многом. Эта птица великолепна в стихии полета! Театр Роберта Якобссона прекрасен в полете за гранью, где неподготовленному к современному театральному наречию человеку, быть может, не все понятно.  Однако нет сомнений в том, что даже малыши-шестилетки поймут историю девочки и черепахи – дети мудрее взрослых, ибо умеют не только видеть, но и думать сердцем…    
5 апреля встречайте в Большом зале театра кукол гостей – труппу израильского театра «Матара» (Холон). Однако детей с собой брать не стоит -  комедия Геннадия Юсима по пьесе Леона Агулянского «Любовь. Собака. Точка. Ру» предназначена для тех, кому уже исполнилось 16. Эта история была «подсмотрена» автором в реальной жизни. Вернее, в Интернете, где можно все. Он - недавно уволенный кинооператор, знакомится в Сети с иностранкой. Он выдает себя за пластического хирурга, Она - за успешного риелтора. Они решают встретиться. Встреча приносит разочарование. Расставание неизбежно. Как бы не так! Финал у постановки неожиданный. Главное, что все заканчивается хорошо…
Театр «Матара», что в переводе с иврита значит «цель»,  основан в 2004 году на базе театральной студии в городе Ариэль (Израиль). Почему коллектив выбрал именно такое название? Для него искусство – цель, а не средство существования!
             Битва за корону «Королевы Лир»
Что наша жизнь? Трагифарс. Тюрьма, в которой томятся задыхающиеся   мотыльки, воплощения человеческих душ, бездумно и радостно слетевшихся на зеленый огонек жизни…
Одна из главных интриг фестиваля – соперничество двух «Королев красоты», спектаклей, поставленных по одноименной пьесе ирландского драматурга Мартина Мак-Донаха смоленским режиссером Олегом Кузьмищевым и его коллегой Адгуром Кове (постановка Борисоглебского театра им. Н.Г. Чернышевского).
Человеческая природа причудлива, капризна и мстительна, люди чаще всего глухи и жестоки друг к другу.  И все же не безнадежны! Так думает и об этом пишет ирландец МакДонах. Пишет беспощадно правдиво, горько и очень смешно. Его пьесы дышат любовью к человеку и болью... 
«Мак-Донах – новое явление в драматургии, - говорит Адгур Кове. - Как сказал о нем один британский театровед: «Это первый великий драматург ХХI века». Я полностью согласен с таким утверждением. Мак-Донах привнес в театр новый язык, новую поэтику, иные, порой весьма нестандартные взаимоотношения между героями...».
Так чья же сценическая интерпретация «Королевы красоты» - пьесы, удостоенной премии Лоуренса Оливье, окажется психологически тоньше, интимнее – интеллектуальная трагикомедия Кузьмищева или «черная комедия» Кове? Вполне возможно, что их и сравнивать-то нельзя, поскольку у каждого творческого человека свой, индивидуальный взгляд на одни и те же обыденно страшные вещи и присущий только ему почерк.
- Мне кажется важным затронуть вечную, тургеневскую проблему отцов и детей, не опускаясь при этом до буквального, плотско - физиологического, психического конфликта, - считает Олег Кузьмищев. - До каких пор ты имеешь право влиять на другого, зависимого от тебя человека, которого впоследствии ждет свой жизненный путь?  Разве ты знаешь, что творится в чужой душе? У нас была изначальная задумка назвать спектакль «Королева Лир», тем самым, приоткрыв  взаимоотношения между матерью и дочерью, которую мать старается насильно удерживает и подминает под себя. Образно говоря, «Король Лир» наоборот. Но  причина, почему мать ее не отпускает, остается между строк. Зрителю нужно будет «прочитать» этот невидимый текст и понять, почему все это происходит?
По мнению знатоков, смоленская «Королева красоты», препарирующая живую ткань человеческих взаимоотношений, беспроигрышно проникновенна и сильна уже тем, что одну из главных ролей  (старуху Мэг Фолан) играет  заслуженная артистка России Галина Круть. Великолепная Круть! 
          «Жизнь - только тень, она - актер на сцене…» 
Постановка варшавского театра «День смерти Моцарта» «Шинель №5» Мацея Войтышко, которую смоляне увидят 6 апреля на Малой сцене драмтеатра, – событие, которое пропустить невозможно!
Ирреально-реалистическое действие постановки происходит в подсознании актрисы, которая решилась пересмотреть свою жизнь. «Шинель №5» - пронзительный монолог  о сублимации правды и действительности, о  времени, потерянном художником, об оторванности от корней и кататонии личности.
Театр «День смерти Моцарта», основанный в 2003 году в Варшаве, интересен интеллектуальному зрителю по ряду причин. Так, вошедшие в труппу актеры отбирались по степени отрицания официальных ценностей и, благодаря усилиям режиссера Виталия Барковского и сценографа Владимира Матросова, смогли создать своеобразный театральный стиль, где не имеет значения язык. Язык, которым говорит театр, язык измученных и неприкаянных душ, которые собрались узким кружком единомышленников, чтобы отогреться, как Христос у костра... И главная идея этого творческого сообщества - никого не предать, и чтобы тебя не предали. Чтобы любить и чтобы тебя любили, чтобы соединить несоединимое в этом мире явлений...
Еще одна знаковая постановка, которую хотелось бы порекомендовать искушенной публике, - шекспировский «Макбет» Валерия Анисенко, сошедший с подмостков Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа. Этот блистательный белорусский коллектив запомнился Смоленску по спектаклю «Домой»,  отмеченным Гран-при «Смоленского ковчега»-2008.
«Я всегда ищу такой материал, чтобы актер - личность имел возможность высказаться, а для этого мы все должны быть очень опытными, - убежден заслуженный деятель искусств, лауреат Государственной премии Республики Беларусь, профессор Белорусской академии искусств и художественный руководитель Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа Валерий Анисенко. – Насколько лично мы сможем войти в эту историю, настолько удачным и понятным для зрителя будет наш спектакль... Хотелось бы выйти за пределы привычного! Здесь нужна наполненность и глубина... Это во все времена было, есть и будет - человек и власть. Очень важно, чтобы у каждого из вас была своя правда...». 
Премьера трагедии «Макбет» состоялась 26 мая 2013 года на XV международном театральном фестивале «Мельпомена Таврии». Кстати, еще в 1996 году детище Валерия Анисенко, поставленное совместно с артистами Республиканского театра белорусского драматургии, критики назвали «театральным явлением, которое не имеет аналогов в 50-летней истории Эдинбургского театрального фестиваля. Зрители увидели уникальный синтез феерии, страсти и насилия...».
Четвертый по счету «Смоленский ковчег» увенчает воплощенная в пластике и страстных ритмах  липецкая история одной любви - «Кармен иначе».         
Драматург Дмитрий Минчёнок предложил современную версию драмы Проспера Мериме истории, а режиссер и хореограф Анна Фекета (Липецкий драматический театр) наполнила ее новым смыслом, исследовав природу любви женщины и создав насыщенную, яркую палитру чувств, обогативших бессмертный образ Кармен. Эгоизм и жертвенность, счастье и боль, нежность и агрессия, ревность и всепрощение… Анна убеждена: тьма не может победить тьму - это может только свет. Ненависть не может разрушить ненависть - на это способна только любовь... 
                           Справка «РП»
В июне 2008 года по инициативе директора Смоленского государственного драматического театра им. А.С. Грибоедова Людмилы Судовской состоялся I Международный театральный фестиваль «Смоленский ковчег», представивший лучшие спектакли театров России и Беларуси. В основном, премьерные постановки. В 2010 году состоялся II фестиваль, в котором приняли участие не только лучшие театральные коллективы России и Беларуси, но и труппы из Польши. В 2012 году приглашение подняться на борт «Смоленского ковчега» приняли украинцы и шведы. Что будет в этом году – увидим! 
Однако, по мнению главного режиссера драмтеатра Виталия Барковского, основная цель фестиваля - отнюдь не зрелище. Проект  «Смоленский ковчег» является формой сотрудничества между театрами, решающего общие творческие проблемы и задачи. Одна из них акцентирована на трудностях выживания  провинциального театра на пороге третьего тысячелетия и укреплении отношений между современным  театром и зрителем.
Оценить новость
Рейтинг 0 из 5 (0 оценок)


Загрузка комментариев...
Читайте также
В Смоленске детям-сиротам устроят «Новогодний МультПереполох»
вчера, 22:29
132

26 декабря в 12:00 в «Галакси Парк» арт-агентство...

8 декабря в Смоленской области заметно потеплеет
вчера, 21:03
470

В четверг тёплый атмосферный фронт принесёт на Смоленщину ...

Шеф польской службы безопасности президента считал, что из-за Леха Качиньского будет катастрофа
вчера, 20:52
808
В Смоленской области обсудят развитие парка «Соловьиная роща» и Красного Бора
вчера, 20:17
256

Губернатор Алексей Островский провел очередное рабочее совещание...

Опрос

Новогодние желания, которые вы загадывали в прошлом году, исполнились?


   Ответили: 99