Вячеслав Самарин: голос эпохи, сумевший передать боль потерь

Культура
Вячеслав Самарин: голос эпохи, сумевший передать боль потерь

3 апреля в КВЦ имени Тенишевых в Смоленске открылась выставка памяти народного художника России Вячеслава Самарина «До будущей весны…»

                «Рай для тех, кто его заслужил…»

…С экрана льется взволнованный голос увлеченного человека. Вячеслав Самарин раскрывает незримому собеседнику смыслы метафор, которые он вложил в квадриптих «Дым Отечества», над которым работал без малого десять лет. 

«Когда начинаешь картину, сначала кажется, что ты хозяин ее. А потом с какого-то момента замечаешь, что она начинает подсказывать тебе дальнейший путь. Картина растет, как дерево…

…Между частями квадриптиха, на фоне мрака наши сражаются с татарами. Это я купил солдатиков разноцветных в магазине, покрасил их в нейтральный серый цвет. Мы и татар победили! 

Вот фрагмент – Георгий Победоносец бьется со змеем. Когда он побьет этого змея, почерневшая от горя земля, как поется в песне Высоцкого,  снова станет такой, какой она должна быть. Но побьет Георгий змея, и из этой дыры выползет новый. На земле нашей всегда где-нибудь идет война.

Помните, есенинские строки «Снова выплыли воды из мрака»? Из дыры, из которой змей выполз, течет черная кровь земли. Это нефть, которой мы успешно торгуем.

А вот, наверху, кокошник – свадебный убор невесты на Русском Севере, который называется  «повязка». Такая у моей хозяйки в экспедиции, старой девы, была. Она замуж так и не вышла, ей от мамы досталась эта «повязка». Образ женщины, которой за всю ее долгую жизнь не досталось жениха настоящего…

Богиня в русском кокошнике. Я ей щечки подрумянил…

«Дым Отечества» - рай для тех, кто его заслужил. Кто только собирается туда попасть – в темноте между картинами лесенки.

Видите фотографию? Это снимок  орудийного расчета отца, с которым он от Москвы дошел до Берлина. Причем не с этим, а уже с четвертым по счету расчетом…

Мой рядовой Мухин подвиг совершил, и неважно, что он не взял Берлин! Он Москву защищал. И не зря мы участников войны называем святыми.

В его раю будет деревня, будут печи топиться…».

Эту масштабную выставку, на которой вновь встретились лучшие произведения Вячеслава Федоровича, приехавшие в Смоленск из фондов российских музеев, было очень сложно осуществить.  

Но путеводная звезда и муза Вячеслава Федоровича, заслуженная художница России Вера Самарина сумела найти ключик к наглухо, казалось бы, закрытым дверям. Выставку, которая состоялась благодаря поддержке губернатора Смоленской области Василия Анохина и Министерства культуры и туризма региона, Смоленского отделения СХ России и его председателя Сергея Богомолова, директора Государственного музея-заповедника Тамары Орловой,  готовили всем миром

«Сегодня у нас праздник, и, как в песне поется, «праздник со слезами на глазах». Он должен был состояться, - сказала Вера Евгеньевна. - Я должна была это сделать. Потому что последние два – три месяца Слава говорил: «Дожить бы мне до выставки, чтобы увидеть в последний раз все работы вместе…». Он очень этого хотел, и как я могла этого не сделать?»

Художник очень любил песню «Надежда» в исполнении Анны Герман. Однажды она прозвучала в охотничьей избушке, нашедшей отражение в диптихе «Не пройдет и полгода». В таежной глуши Самарин услышал этот нежный, ангельский  голос из приемника, и показалось ему, что он поет только для него…

…На следующий после открытия памятной выставки день я совершенно случайно трижды услышала эту песню. Подумалось: наверное, это Вячеслав Федорович привет мне с небес шлет. Чтобы помнила!           

     «Искусство показывает прошлое и предугадывает будущее»

Поколение Вячеслава Самарина было безумно талантливым. Художники-шестидесятники, чье становление проходило в годы хрущевской «оттепели», когда искусство «сурового» стиля с его молчаливо взирающими на зрителя рыбаками, строителями и плотогонами пришло на смену помпезным полотнам сталинской эпохи.

«То время было одержимо творчеством, никто не «выпендривался» друг перед другом, мы увлеченно создавали произведения и участвовали во Всесоюзных выставках, - вспоминает народный художник России, действительный член Российской академии художеств, живописец и график,  профессор кафедры изобразительного искусства СмолГУ Геннадий Намеровский. - Валерий Ласкин, Слава Марышев, Володя Ельчанинов, Анатолий Попов, Вячеслав Самарин…

Наше региональное отделение Союза художников был очень авторитетно - к нему с уважением относились на Покровке в Москве и многое доверяли. Например, доверили провести в 1992 году в Смоленске Всероссийскую конференцию по принятию нового Устава СХ России. Сюда съехалось более трехсот художников – делегатов этой конференции. И они восхищались Смоленском, где нередко рождались очень талантливые произведения!

Великий Александр Дейнека, который с большим уважением относился к творчеству Славы, однажды сказал: «Искусство показывает прошлое и предугадывает будущее». Творчество Самарина обращено в прошлое, затрагивая тему Великой Отечественной войны. Но при этом он всегда оставался художником своего времени».

                   Способность сострадать

Почетный член Российской академии художеств, член правления московского отделения Всероссийской организации искусствоведов, действительный член Римской академии современного искусства Лариса Неменская передала теплый, нежный привет от народного художника России Бориса Михайловича Неменского:

«Борис Михайлович до сих пор не может поверить, что Самарина больше нет с нами. Он просил меня обнять и поцеловать Вячеслава Федоровича…

В свое время Самарин был учеником Бориса Михайловича, Неменский преподавал своему студенту живопись, композицию. А потом они стали друзьями по жизни. Но это были не просто человеческие симпатии. Оба художника совершенно по-особому относились к станковой картине, в которой важна каждая деталь. К каждому полотну живописца всегда ведет большой путь подготовки - этюды, размышления над каждым фрагментом  сложного организма, зрительными метафорами. 

В работах Вячеслава Самарина много юмора, этакого декоративного, элегантного хулиганства. Но главное в них - способность сострадать, приобщиться к трагизму очень тяжелой и трудной истории России. Трагизм образов Вячеслава Федоровича поражает огромной духовной силой, именно в этом заключается оптимизм его творчества. Способность смотреть внутрь души - особое свойство русского искусства.

С годами значение творческого наследия Вячеслава Самарина будет только возрастать, потому что все его творчество – это голос эпохи, сумевший передать боль потерь.

Низкий поклон талантливой художнице Вере Самариной! Она – мужественный, большой силы духа человек. Непросто быть супругой такого увлеченного, истового, страстного, в самом лучшем смысле яростного художника, преданного искусству».

                        Самарин опередил свое время

Известный искусствовед Татьяна Бойцова застала Вячеслава Федоровича в 80-е годы, когда он был уже очень известен своими работами, репродукции которых широко публиковались в художественных журналах и альбомах.

«Мне посчастливилось уловить тот момент, когда в творчестве Самарина произошел некий перелом. Когда от таких ярких, выразительных образов эпохи романтических странствий художников – семидесятников он перешел к другим произведениям, поставив во главу угла многослойные смыслы, размышления о судьбе России, упоминания об исторических событиях.

В это время я работала в составе зонального выставкома, и мы всегда с нетерпением ждали работы Самарина: он каждый раз представлял  неожиданные и яркие произведения, которые вызывали горячие споры. Его полотна пользовались повышенным интересом, хоть далеко не все тогда воспринимали его приемы и опыты в искусстве.

Но лишь спустя годы я поняла – в работах последних десятилетий Вячеслав Федорович опережал свое время. Самарин стремился быть современным, и продолжает быть современником разных поколений».

                  Молитва за здравие, молитва за упокой

На выставке «До будущей весны…» есть работа, которая являет собой своеобразный итог творчества и жизненного пути Вячеслава Самарина.

В сентябре 2022 года в культурной жизни Смоленска произошло нечто необычное – презентация диптиха Вячеслава Самарина «Родное и близкое» в  Смоленском историческом музее. Части диптиха разделяет расстояние в 50 лет. «Родное и близкое» - высказывание государственной важности, гражданская позиция, своего рода манифест.  Парадигма, демонстрирующая экзистенциальный, философский взгляд художника на мир, подведение итогов своего земного существования. Глубоко личностный взгляд!

Работам Вячеслава Самарина изначально свойственны удивительно сочная поэзия цвета, эпическое, масштабное мышление и любовь к мельчайшим деталям, играющим на полифоническом полотне высотой с человеческий рост первую скрипку.  И, конечно же, бунтарство – как же кляли  выставкомы и едва ли не плевались в середине 70-х на одухотворенный теплом и нежностью портрет семьи художника «Мои», ставший впоследствии первой частью диптиха! Их высокие коммунистические чувства оскорбила собачка, осмелившаяся повернуться хвостатой кормой к зрителю. Формулировка отказа от участия в выставке была убийственной: «Художник ставит личное выше общественного».

Личное – это жена Вера, сын Дмитрий, любимые друзья - собаки. Лоскутный коврик, сшитый московской бабушкой, охотничьи трофеи, лакированный столик, чашки ЛФЗ, лавка, которую художник смастерил своими руками. Звонкая песня домашнего уюта, семейного счастья и ничем не омраченной радости.       

Вторая часть диптиха – образ России «Дом, которого нет» (художник писал эту работу десять (!) лет) не шепчет - кричит символами об утрате духовности.  Нет больше есенинской «страны березового ситца», изб с горящим очагом и колечком для люльки. Разбазарили Россию халатно, глупо, по недомыслию. Оттого и погружена эта работа в серо-лиловый сгустившийся сумрак, выписана акрилом с нарочитым рельефом и изобилует смысловыми элементами коллажа. «Дом, которого нет» - работа планетарного масштаба, устанавливающая мистическую связь Космоса и внутреннего одиночества человека. От теплой деревенской печки до равнодушной, мертвенной луны рукой подать! Первая часть диптиха - «молитва за здравие». Вторая – «молитва за упокой».

Полотно «Мои» датировано 1975 годом, но какими яркими, сочными красками оно искрится! Сочетание цвета, переливающаяся матовая поверхность во многом близки палехским мастерам. Эта работа была написана на левкасе, сделанном традиционно рыбьем клее, с темперным подмалевком. Вячеслав Федорович писал лессировками (техника живописи, основанная на нанесении тонких полупрозрачных красок друг на друга), покрывая красочные слои лаком, и сумел добиться удивительного визуального эффекта - красивых оттенков, напоминающих прозрачное стекло ил и глазурь. «Дом, которого нет» написан акрилом на оргалите, пастозно, и включает портрет любимого поэта Самарина - Есенина с Черным человеком и… собачку с призрачным, едва заметным нимбом.

Если присмотреться внимательно внизу работы есть надпись - слова Патриарха Алексия: «Собаки – последние ангелы на земле». Вячеслав Федорович очень любил собак, лаек - товарищей по таежным странствиям. Это был его крест. Загляните в чистые, преданные и доверчивые глаза четвероногого друга, и вы все поймете.

        Школе-студии при Смоленском Союзе художников быть?

«Трудно представить себе выставку без Славы, - не скрывает  председатель Смоленского отделения Союза художников России Сергей Богомолов. - Как он трепетно относился к процессу организации каждой экспозиции! И всегда, кроме картин, представлял на выставке уникальные личные вещи, архивные документы.

Я всю жизнь поражаюсь тому, что такой большой художник взял и переехал из столицы в глубинку. Обычные люди стремятся сбежать в Москву из провинции, а он поступил наоборот: приехал в Смоленск, чтобы задать культурному уровню города высокую планку.

Мы пришли к решению, что наша организация по примеру Вячеслава Федоровича тоже должна сделать хорошее дело - создать школу-студию. У нас много художников, которые могут передать молодежи опыт, традиции и свои взгляды на искусство. Надеюсь, что наши начинания сбудутся!»

             Ветер Белого моря

«Север – целая эпоха в жизни Вячеслава Федоровича, - говорит Вера Евгеньевна. -  После третьего курса мы, студенты, поехали в Демидов на пленэр, а Самарин с двумя товарищами отправился на Белое море. Долетели до Архангельска, потом шли на пароходе, пока не добрались до реки Золотицы.  Только начали обустраиваться, и их тут же… арестовали. В милиции решили, что этюдники – это передатчики с антеннами! Их, конечно, потом отпустили, когда разобрались, что перед ними не диверсанты, а художники. Они первопроходцами были, это потом уже все начали  на Белое море в творческие экспедиции ездить.

Оттуда – «Поморы», «Южный ветер», «Иван Митрич Бронников». Эти люди его очень интересовали – Север не коснулось смешение наций, они как были узколицые, иконообразные, так такими и остались.

Дальний Восток, Тува, путешествия с ненцами… Вот так и родилось полотно «До будущей весны…».

                           Жизнь продолжается!

«Мне очень повезло: я встретил в жизни много замечательных людей, которые оставили после себя след, - признался член Союза писателей России, переводчик Андрей Криволапов. - Один из них – Вячеслав Самарин. Меня всегда поражало, насколько он концептуальный художник - у него нет ни одной работы, написанной просто так. Каждое его произведение – целая история! Какой он рассказчик был! С азартом, с увлеченностью говорил  о смысловом наполнении каждой детали своих полотен.

Многие говорят, что Самарин был человек непростой, сложный. Мне же в течение двадцати лет довелось тесно общаться с Вячеславом Федоровичем в обстановке, в которой не нашлось места официозу. Насколько он был наивен, простодушен, прям, честен. Чистый, ясный человек! Мог сказать правду в глаза любому, не взирая ни на что. Обижаться на него было совершенно невозможно - будучи таким мощным живописцем, он зрил в корень.  

А как он смеялся! Смех Самарина удивительный, я никогда не слышал, чтобы кто-то так заразительно хохотал, как он. Сидим, балагурим, бывало, за рюмкой, поем песни Высоцкого, Окуджавы…

А этот самовар его знаменитый, который он заводил, стоило нам оказаться в Никитенках.  Я лучшего чая в своей жизни не пил. Да еще пироги Веры Евгеньевны, я их нежно люблю, как и ее саму. Без этих теплых и радостных встреч невозможно уже представить свою жизнь.

Я считаю победой сам факт такой выставки, которая весьма символично называется «До будущей весны»! 

У меня на березе в деревне висит скворечник работы Вячеслава Федоровича Самарина. В скворечнике уже свиристят птицы – значит, весна наступила. Жизнь продолжается!»

Фото: Анатолия Соловьяненко / «Рабочий путь»


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:25
«Днепр» демонстрирует стабильность», а «Университет спорта» ...
вчера, 21:50
ПСО «Сальвар» опубликовал ориентировку на Дмитрия Сергеевича...
вчера, 21:15
Депутаты Смоленского городского Совета  приняли ре...
31 минуту назад
В полицию обратился житель Смоленска, обнаружив исчезновение...
Новости партнеров