«Человек ниоткуда» в Смоленске: возвращение в СССР

Культура
«Человек ниоткуда» в Смоленске: возвращение в СССР

2 ноября в российский прокат вышел фантастический триллер Рената Давлетьярова «Человек ниоткуда». Покорение советскими учеными Космоса, революционные чудеса крионики и драма 26-летнего космонавта - строителя коммунизма Кима Кириллова, заброшенного орбитальной катастрофой в будущее, наверняка вызовет зрительский резонанс.
Мы еще не успели пресытиться качественной научной фантастикой - современная отечественная индустрия кино делает первые уверенные шаги в этом направлении. Что и неудивительно: кинофантастика – самый ожидаемый и прибыльный жанр, который обожают зрители!

Сумерки Фантастики. Расцвет, закат и рассвет

Несмотря на то, что прогрессивная советская молодежь зачитывала до дыр научно-популярный журнал «Искатель», во времена СССР картинами о полетах в далекие звездные миры деятели кино баловать публику особо не стремились. Экран взорвали фантастические блокбастеры Ричарда Викторова «Москва – Кассиопея» (1974) и «Отроки во Вселенной» (1975). Сегодня они вряд ли заинтересуют подростков, выросших на прозападных звездных аналогах, однако на аудиторию 70-х эти фильмы произвели неизгладимое впечатление.

Особняком стояли притчи Андрея Тарковского «Солярис» (1972) и «Сталкер» (1979), созданные по мотивам романов Станислава Лема и братьев Стругацких. Фантастикой в чистом виде их, конечно, назвать невозможно. Тарковский вел (не со зрителем, с самим собой) иной разговор, подняв тему места вида homo sapiens в мире и смысле его существования. В причудливых философских мыслеобразах - ребусах, реализованных визуально, режиссер рассуждал о гуманизме и духовности, совести, терзающей греховную человеческую душу. Жестоко и безапелляционно препарировал ее, заставляя сердце рыдать от нестерпимой муки. Притчи Тарковского побуждали к глубинным размышлениям, осознанию забытых хрестоматийных истин, не познав которые, человек не способен в полной мере стать человеком.

Начало 80-х ознаменовалось выходом на экран «Петли Ориона» Василия Левина, а также пророческими картинами – предсказаниями «Через тернии к звездам» все того же Ричарда Викторова (к сценарию приложил руку фантаст Кир Булычев) и «Письма мертвого человека» Константина Лопушанского (1985).

Душераздирающая антиутопия Лопушанского в прямом смысле слова парализовала прилипшую к экранам публику, которая начала смиряться с мыслями о реальной возможности ядерной войны, и вызвала восторженные отзывы критиков. Чего не скажешь о его «Гадких лебедях», в основу которых легла повесть Стругацких «Хромая судьба». Картина (сценарий написан известным фантастом Вячеславом Рыбаковым) носила притчевый характер и была глубоко философской, с изрядной долей эстетства, что обусловило крайне ограниченный прокат, который не способствовал возникновения интереса к этой работе у широкого зрителя. (Кстати, «Гадкие лебеди» удостоились Гран-при фестиваля «Новое кино. XX век» в 2005 году в Смоленске).

В «лихих 90-х» о научной фантастике забыли напрочь, что и понятно. В те катастрофически трудные годы люди уже не стремились к звездам, мечтали лишь о куске хлеба и о том, как выжить в чудовищной мясорубке, в которую безжалостной рукой засунули продолжающую жить по советским императивам страну. Парадигма режиссуры сместилась в сторону перестрелок «уродов и людей», какой там Космос и светлые идеалы наивных строителей будущего!

Из жанровой ямы российский научно-фантастический кинематограф начал потихоньку выбираться ближе к двадцатым годам нового тысячелетия. Робко, неуверенно и без особого успеха. Тому пример дилогия «Обитаемый остров» Федора Бондарчука (2008-2009), «Вычислитель» (2014) по мотивам одноименной повести Александра Громова, не говоря уже о «Черновике» Сергея Лукьяненко (2018) в интерпретации Сергея Мокрицкого, явно не справившегося с поставленной задачей. Ленту только ленивый не критиковал! Впрочем, как и «Притяжение» Бондарчука в 2017 году (с «Вторжением» дело обстояло еще хуже).

Ситуацию переломил кибер – нуар Егора Баранова «Аванпост» (2019). Фильм получился неплохой. Егор Баранов затеял весьма нелицеприятный разговор о том, что в нас заложено. Знаете ли вы, что люди - величайшее оружие, когда-либо созданное во Вселенной? Нас «посеяли» на Земле, чтобы мы безжалостно сгубили наших предшественников в лице высокоразвитой цивилизации, построившей пирамиды и подводные города. А заодно, будучи опаснейшим вирусом даже для самих себя, заложили предпосылки зачистки «жилплощади» и от своего вредоносного присутствия. Кому же нужна эта «жилплощадь»? Будущим арендаторам - инопланетянам.

«Кома» Никиты Аргунова (2020) обозначила невозможность самореализации гения в буржуазном обществе. Уход в другую реальность – единственный способ удовлетворить собственные амбиции и получить признание.

По понятным причинам фантастический триллер «Спутник» Егора Абраменко в 2020 году на большой экран не вышел, премьера состоялась во время всеобщего локдауна - онлайн.

Космический «Спутник» - картина о зле и добре, но - с кулаками. О предчувствии насилия, как общественной доминанты, и о гуманизме, которому в этом мире уже нет места. А также о грядущем тотальном расчеловечивании.
«Спутник» - безрадостная правда про населенную ужасом бездну внутреннего космоса в герое - обывателе - гражданине. Страшная сказка про первобытную темноту, дремлющую в человеке, которую так легко разбудить. Достаточно создать благоприятные условия - и она легко выплеснется наружу. Финал картины открытый, и легче от этого не становится. Если мы не сможем обуздать свой внутренний космос, у каждого из нас со временем появится свой недобрый спутник…

Прорыв совершил проект Романа Просвирнина и Дмитрия Аболмасова «Хронос» (2022). Структура «Хроноса» базировалась на трех новеллах Кира Булычева. Как ни странно, «Хронос» - настоящий альманах добра и света, пропитанный булычевской верой в неизбежное торжество гуманизма, - особого энтузиазма у зрителя не вызвал.

Научно-фантастический проект «Сквозь время» Александра Богуславского, разнообразивший палитру «отпускного» кино летом этого года – несколько иная история. Слишком громкая, насыщенная спецэффектами и построенная на стереотипах по западному образцу (так молодежи считывать смысл с экрана удобней). Впрочем, и она зиждется на человечности, ответственности за свои поступки, чувстве долга, всепрощении и проблемах отцов и детей.

«Кто жизнью не рискует, тот ее не обретет»

Триллер Рената Давлетьярова «Человек ниоткуда» (не путать с одноименной комедией Эльдара Рязанова) – достойное продолжение крепких образцов стремительно развивающейся фантастической лаборатории русского кино.

Действие фильма разворачивается за два года до полета Юрия Гагарина - 15 октября 1960 года. Космонавт, названный родителями в честь коммунистического Интернационала молодежи Ким Кириллов (Александр Метелкин), прощается на Байконуре с Главным. Главный конструктор отправляет 26-летнего комсомольца в секретный экспериментальный полет. Ким для него надежда и опора, и в знак особой признательности отец советской космонавтики дарит Кириллову часы. Часы – символический штрих, показывающий, что нужно ценить каждую минуту своей жизни. А если возникнет нештатная ситуация, отдать жизнь за интересы страны, рвущейся на орбиту.

Полет заканчивается трагически: поврежденный метеоритом аппарат падает вниз, сгорает в слоях атмосферы.

Потерявший память Ким приходит в себя в закрытой клинике. И тут начинаются странности: главврач уходит от прямых вопросов, медсестра утоляет голод американским сочным гамбургером. В мусорном ведре пациент обнаруживает смятую банку из-под «Кока-Колы», на подоконнике лежит пачка сигарет «Мальборо». Ким понимает: он упал на вражеской территории. Единственный выход – бежать!

Советский человек оказывается во враждебном пространстве. Постепенно он приходит к осознанию: той страны, ради которой он был готов на все, больше нет. Идеалы разрушены, Ким здесь чужой. Все, кого он знал и любил, умерли. Он сам становится экспериментальным образцом чудес крионики, проспавший в глубокой заморозке 63 года. На чудо-человека, открывшего для современной медицины новые вершины, объявлена охота спец-служб. Еще бы! Само существование космонавта Кириллова, чей организм не претерпел изменений более чем за полвека и остался молодым, дает сильным мира сего надежду на бессмертие. К тому же, враг наверняка жаждет добраться до секретных разработок конструкторского бюро, чего допустить нельзя.

Именно так воспринимает ситуацию Ким, живущий по принципу «Кто жизнью не рискует, тот ее не обретет». Так сказал ему главный, процитировав Шиллера…

Спойлерить картину, построенную по системе «кино-перевертыш» нет смысла, иначе смотреть будет неинтересно.

Съемки ленты «Человек ниоткуда» проходили осенью 2022 года и в марте 2023-го. Основные локации – Москва, мемориальная квартира народного артиста СССР Бориса Чиркова в сталинской высотке на Котельнической, Крайний Север и поселок Искателей в Подмосковье.

Изначально Ренат Давлетьяров задумывал снять комедию – перифраз Рязановской ленты. Действительно, попавший в будущее человек выглядит комично и непременно попадет в глупую ситуацию. Однако вскоре режиссер пришел к выводу, что смеяться над героическим прошлым нашей страны кощунственно. К тому же актер Александр Метелкин невероятно похож на Юрия Гагарина, отрицать этот факт невозможно. С Гагариным вообще вышла некрасивая история. На презентации картины в Казани Давлетьяров признался, что очень хотел включить в фильм кадры с Гагариным, но генеральный директор Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский кремль» Елена Гагарина в категорической форме запретила использовать в «Человеке ниоткуда» документальную хронику ее отца. Абсурд, да и только!

Так или иначе, но Ким Кириллов стал прообразом и предтечей Юрия Алексеевича (иногда ловишь себя на мысли – на экране Юра!), названным сыном Главного конструктора.

Впрочем, от шуток и прямых цитат на работы коллег по цеху и свои фильмы Ренат Давлетьяров не отказывается. Упоминает о съемках картины «Спутник», вводит в игру Петра Федорова, сыгравшего главную роль в военной драме «Летчик».

Но эти шуточные моменты не снижают градус «Человека ниоткуда»: задача режиссера – подчеркнуть героизм наших предков, искреннее желание сделать бессмертными тех, кто сгорел в Космосе, сделав его площадкой для научных исследований последующих поколений.

Почему нужно посмотреть этот фильм?

Картина Давлетьярова – одна из первых ласточек, которая не оплевывает советское прошлое, показывая, какое богатейшее наследие досталось нам - потомкам строителей коммунизма. В обществе наметилась очень важная, конструктивная тенденция принятия достижений эпохи Советского Союза, взращивания гордости за все лучшее, что было в СССР.

И это - важно!

Фото: kinopoisk.ru


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:25
«Днепр» демонстрирует стабильность», а «Университет спорта» ...
вчера, 21:50
ПСО «Сальвар» опубликовал ориентировку на Дмитрия Сергеевича...
вчера, 21:15
Депутаты Смоленского городского Совета  приняли ре...
сегодня, 08:15
В полицию обратился житель Смоленска, обнаружив исчезновение...
Новости партнеров