«По щучьему велению», или Рыба моей мечты в Смоленске

Культура
«По щучьему велению», или Рыба моей мечты в Смоленске

26 октября на российский экран выплыл сказочный блокбастер Александра Войтинского «По щучьему велению» (6+). Фильм превзошел все ожидания – яркий, бесшабашный, местами даже «безбашенный»!
Проникнуться щучьими перипетиями интересно и ребенку, и взрослому. Старшему поколению, пожалуй, сказка больше по душе придется – уж больно много в ней скрытых смыслов и весьма ироничных ссылок на современные реалии.
Могу сказать одно – скучно не будет.      

                         Сказка ложь, да в ней намек!

Сказка Войтинского «По щучьему велению» - кинематографическая сестрица «Конька-Горбунка» Олега Погодина, который прискакал в российские кинозалы в 2021 году и стал недурной заявкой на прорыв после вынужденного ухода на «пыльную полку истории» шедевров замечательных сказочников Александра Роу, Александра Птушко и Надежды Кошеверовой. Детское художественное кино новой России и продюсерам, которые единодушно решили не тратить деньги на кассовые проекты, оказалось не нужно.

Ничего личного, бизнес! Русские сказки задавили голливудским импортом – курицей, несущей золотые яйца для кинодельцов. Как ни странно, плачевную ситуацию переломила франшиза «Последний богатырь». Фантастический «винегрет» с современными шутками – прибаутками ой как помог прыжку русской сказки на российский экран! Первая часть «Последнего богатыря» собрала в прокате пять миллиардов (!) рублей, что заставило продюсеров задуматься о возрождении сказочного жанра, который начал приносить сказочную прибыль. «Богатырь» выполнил свою богатырскую, благородную миссию – заставил нашу киноиндустрию повернуться лицом к детям.

Возвращение на экран русской сказки, пусть снятой по мотивам и адаптированной к восприятию ее глубинных смыслов современниками,– невероятно важное событие в жизни российского общества, начавшего терять одно поколение за другим. Дети охотно погрузились в голливудскую Вселенную Marvel и растворились в ней, утратив частично, а то и полностью (о такой проблеме давно уже психологи говорят) национальный менталитет.

Большая беда!

Значение сказки, напечатанной в книге, рассказанной устно или являющей собой экранизацию народного мифа, неоценимо. Сказки встраиваются в систему образов ребенка как глубинное знание о жизни еще до того, как он понимает их содержательный смысл. Самой главной отличительной чертой русских народных сказок является то, что они базируются на духовности, представляя собой основу исконно русского менталитета. Русские волшебные сказки создают многогранную картину мира, дают представление о благородстве и подлости, добре и зле, формируют особенности психологии, ход и логику размышлений, мотивы решений и поступков. Сказка – это, прежде всего, духовная матрица, в которой заложены особенности русской души, отличающей психотип нашего человека от европейца, горца или жителя Поднебесной. Что содержится в этой сакральной матрице?   

Доброта, упорство, свободолюбие, неприхотливость. Пытливость ума, любовь к красоте и природе, гостеприимство. Сострадание, терпеливость, послушность, неиссякаемая надежда на чудо. Желание помочь ближнему, равнодушие к деньгам и осуждение богатства, достигнутого нечестным способом. Богатство – дело хорошее, но достичь его нужно по-честному, быть чистым сердцем и душой.

Главный смысл волшебной сказки - показать, что человек не должен отчаиваться даже в самых безнадежных ситуациях и иметь смелость решиться на нетривиальные поступки, которые неизбежно помогут одержать верх над злом. А иначе – «бух в котел, и там сварился!» Так что смотреть «Конька-Горбунка» было не стыдно, даже гордость за Отечество брала. Не одними баранками да бубликами русичи были живы, не думайте, что они только тем и занимались, что из самовара чаи гоняли и ушанками медведей за околицей пугали! В «Коньке – Горбунке» русское государство написано сочными красками. Тут в кадре и Хохлома, Гжель и Палех. Что ни кадр, то шкатулка лаковая, расписная! Загляденье. Тут тебе и Царь - град, и дворец во льдах, и Окиян - пучина. А костюмы? Чудо! Художники по костюмам скрести по сусекам не стали, взяли самую что ни на есть дорогущую парчу и шелк, да в придачу сымитировали старинную ручную вышивку златом - серебром. Кафтаны, ферязи, зипуны, кушаки, кокошники в жемчугах! Финифть в ушах, и художественная ковка в палатах.

Расчет простой: насмотрятся детишки на красоту невероятную, на этот масштабный красочный аттракцион, да и к книжке потянутся. Главное, родителям нужно не забыть сказку Ершова купить. «Конек-Горбунок» - чудесный повод познакомить ребенка с классическим произведением о дружбе, самопожертвовании и настоящей любви.

Сказка «По щучьему велению» выстроена на архетипе русской лени, которая, как ни парадоксально звучит, заставляет Емелю, бездельника и недалекого дурачка, подняться на вершину успеха.     

В «Коньке-Горбунке» герою сказки (Антон Шагин) помогает инопланетный друг, который пытается раскрыть глаза на истинное положение вещей и в финале сказки будет готов рискнуть своей жизнью, чтобы помочь товарищу. В «Сказке по щучьему велению» сына слепого кузнеца Емелю (Никита Кологривый) перековывает волшебная Щука, обернувшаяся красой-девицей Василисой (Мила Ершова).

          «Маленький ты, потому и желания у тебя маленькие!»

Емеля в исполнении Никиты Кологривого – жизнерадостный шалун с дурашливой, обезоруживающей улыбкой, который не желает помогать занедужившему отцу и придумывает всяческие уловки, чтобы его не припахали к делу. И надо же было такому случиться, чтобы в руки не блещущего умом лентяя попала «рыба его мечты» - дочка Кащея Василиса, которую правитель Царства мертвых за непослушание в щуку, исполняющую чужие желания, обратил! Только не Емеля Щуку поймал на крючок, а она сама сделал свой выбор. Полюбился своенравной девице оболтус, вот и потянулась она за ним, как нитка за иголкой.

Два желания Емеля по глупости да душевной своей простоте потратил, в щучьем загашнике осталось одно. Тут-то паренек и призадумался: решил без всякого волшебства цареву дочку обаять, а коль не выйдет, так и желание сгодится! Не знал дурачок, что возжелавшая английского посла капризная и во всех смыслах отвратительная царевна на верную гибель его пошлет, дабы за мужика замуж не выходить. И сгинул бы наш Емеля, выполняя смертельный квест гнусной Анфиски, если б не помощь верной Щуки.  

Василиса – важный сказочный персонаж, раскрывающий сущность русской женщины. В ней слились все лучшие качества, воспетые народной сказкой: мудрость, стойкость, смелость, женская привлекательность. Щука-Василиса способна пойти и в огонь, и в воду ради спасения любимого. А как иначе? Ведь он ее спас от лихих разбойников, которые вознамерились из говорящего чуда уху сварить. Покорить Василису можно только умом, а наш дурачок оказался находчивым, не раз проявив смекалку для решения сложных задач.

Влюбленная женщина готова на все, даже пусть главный герой о ней позабудет, выполняя последнее поручение вероломной «невесты». Важно, что даже абсолютное зло в сказке способно на благородные поступки, оценив смелость главного героя. Кащей идет навстречу Емеле, и тот, добившись желаемого, возвращается в мир, дважды переплыв Стикс. И не только Кащей: Емеля сумел приручить и Кота – Баюна, который до знакомства с отчаянным парнишкой людей усыплял игрой на баяне – самыгране, а потом пожирал их, беспомощных. Не смог заворожить злокозненный Баюн Емелю: кошачья песня ушла в народ, потому и не подействовала на героя Никиты Кологривого. Песенку эту ему мать в детстве пела…

Котейко отведал Емелиного угощения и, как в сказке «Кот в сапогах», стал верным ему товарищем.

«По щучьему велению» - невероятно удачный пример адаптации русской сказки на современный лад, которую заполнили новыми фольклорными или придуманными сценаристом персонажами. Чего стоит потешный английский посол, пытающийся поразить царя хитроумными заморскими чудесами техники! Но своего противный англосакс добиться от русского человека не в состоянии: обман раскрывается, и чужеземца, эксплуатирующего в технических ноу-хау человеческий труд (внутри органа или чудо – печи сидит черномазый карлик, он-то и музыку в нужный момент играет, и огурцы на салат рубит), ссылают кашеварить на кухню. Туда ему и дорога! А зрителю в радость посмеяться над представителем недружественного государства, который попал в дурацкую ситуацию.

Важно, что Емеля в процессе развития действия развивается сам и анализирует свои ошибки. И понимает наконец, почему его «щучьи» желания были такими «маленькими». Да потому что он сам недоросль! Зиму не лето поменял, а люди без припасов в результате остались. Недальновидная шалость привела к голоду. Но ничего, Емеля и эту проблему решит с помощью отвоеванной у ожиревших богатырей скатерти-самобранки. И народ накормит, и богатырей, которые тоже станут его верными друзьями, от обжорства спасет. Духовный рост Емели отлично показан в тот момент, когда он прозревает, увидев сердцем своего слепого отца. Третье желание «по щучьему велению» он тратит на исцеление старого кузнеца. Желания Емели перестают быть «маленькими», и в награду за это он получает любовь чудо - Щуки, тем самым снимая с нее Кощеево заклятие.

Хороший у Войтинского и создателей «Конька-Горбунка» вышел фильм. Единственное, после просмотра родителям юных зрителей нужно будет обязательно обсудить картину с детьми и помочь ребятишкам разобраться в психологических нюансах этой зрелищной и поучительной истории.

И таких историй будет много: к выходу в прокат готовятся новые масштабные сказки – «Летучий корабль», «Огниво» и «Бременские музыканты». Маховик сказочной киноиндустрии России запущен на полную!   

Фото: kinopoisk.ru


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
6 минут назад
Соответствующий закон принят Смоленской областной Думой на о...
сегодня, 08:03
Мужчину задержали полицейские по месту жительства в /Смоленс...
вчера, 22:01
Указом президента страны Владимира Путина почетное звание «З...
вчера, 23:12
Сотрудники Госавтоинспекции на 453-м километре автодороги М-...
Новости партнеров