«Повелитель ветра»: когда весь мир дышал легкими Федора Конюхова

Культура
«Повелитель ветра»: когда весь мир дышал легкими Федора Конюхова

5 октября в российский прокат вышла приключенческая драма Игоря Волошина «Повелитель ветра». Картина основана на реальной истории кругосветки всемирно известного путешественника-одиночки Федора Конюхова.
Одиннадцать дней в воздухе, десять тысяч метров над землей, три океана, три континента плюс экстремальные погодные условия, выжить в которых можно было лишь чудом. В центре чудо-путешествия один человек – легендарный Конюхов. Роль безумца, изменившего представление о пределе человеческих возможностей, сыграл Бондарчук. По неслучайному совпадению (а случайностей в жизни не бывает) тоже Федор.

Одиночный кругосветный полет на воздушном шаре «Мортон» стартовал 12 июля 2016 года и завершился через одиннадцать дней, четыре часа и двадцать минут - 23 июля. В результате Федор Конюхов положил на лопатки предыдущего чемпиона-путешественника, англичанина Стива Фоссета, который смог добиться мирового рекорда только с шестой (!) попытки и находился в воздухе тринадцать дней и восемь часов. Сам фильм «Повелитель ветра», повествующий о поразившем человечество полете, традиционным байопиком не является. Создатели психологической драмы о духовном поиске с элементами саспенса и триллера не скрывают, что в картине есть место художественному вымыслу. Однако Конюхову вымысел понравился – легенда отечественного воздухоплавания восторженно отозвалась о проекте Игоря Волошина, сценаристов Андрея Золотарева, Ксении Мирошник и Олега Маловичко. Ну и, конечно, Федора Бондарчука, покоряющего «хромакейную» стихию под пронзительную музыку, одухотворенную мастерством композитора Алексея Рыбникова.

Изначально предполагалось, что картину будет снимать Бондарчук, о чем он не замедлил проинформировать общественность в 2018 году. Но, по всей видимости, сидеть на двух креслах (играть главного героя и дирижировать «оркестром») оказалось невыполнимой или очень сложной миссией, потому в качестве режиссера и был приглашен Игорь Волошин, снявший в 2009 году боевик «Олимпиус Инферно», рассказывающий о трагических событиях в Южной Осетии в 2008-м при поддержке Первого канала.  

Искренне радует, что в России наконец-то научились снимать безумно красивое кино, основанное на головокружительных спецэффектах. Мощь океана, убедительно доказывающего, что человеку-одиночке невозможно осилить стены из волн, и позорно проигрывающему сражение. Воронки торнадо, крушащие в щепки строения. Анфилады облаков, зловещий треск грозовых фронтов, которые разрезают кинжалы молний, горные хребты, проплывающие внизу…

Дух захватывает!    

Айтишники справляются с поставленными задачами, показывая, насколько прогрессивна в цифровой сфере наша страна, и возможности ее безграничны. Пора покончить с утечкой мозгов, и в России это начали понимать на всех уровнях.  

Самое интересное, что «Повелитель ветра» - это не только потрясающие воображение спецэффекты. Основная часть съемок проходила в Дагестане. Снимали летом, в сорокаградусную жару. Можно себе представить, как настрадался Бондарчук, вынужденный ходить в гриме и теплом комбинезоне с кислородной маской на лице.

И вот здесь, увы, зритель сталкивается с первой проблемой, мешающей с головой окунуться в происходящее на экране и стопорящей восприятие. Бондарчук слишком узнаваем в своей довольно-таки одноплановой палитре кинематографических образов, как и его голос. Харизматичный актер заслоняет собой, своей набившей оскомину звездной персоной, путешественника. В конечном итоге видишь только Федю, но не Федора Конюхова. Иллюзия правдивости, реализма событий неизбежно разрушается. Авторы драмы в силу вполне понятных обстоятельств не решились отдать главную роль малоизвестному, «незамыленному» участием во множестве сериалов и фильмов артисту – идти против инициатора проекта опасно и глупо. Вот и вышло, что грим хорош (внешнее сходство несомненное), чего нельзя сказать об актерской игре. Бондарчуку не удалось в полной мере добиться создания образа мужественного, сильного духом, и вместе с тем физически слабого в единоборстве со стихией человека. Неужто Конюхов не испытывал запредельного ужаса, осознавая, что шар вот-вот упадет, и счет его земного существования идет на минуты?

Конечно же, «Повелитель ветра» напичкан стереотипами: «конфликт отцов и детей» - взаимоотношения Конюхова со старшим сыном Оскаром (Евгений Ткачук), нарочитая религиозность человека, бросающего вызов силам природы, а природа, вступающая в симбиоз с человеческой совестью, в сущности, и есть Бог. Да и ладно: Конюхов рвется ввысь, наплевав на скучный здравый смысл соотечественников, в попытке доказать самому себе, что человек может ВСЕ, если того захочет. Противоречие заключается в том, что он… грешит, когда сознательно идет на риск, не думая о ближних. Риск – благородное дело, и семья главного героя давно смирилась с эксцентричными чудачествами Федора, который уже не способен жить простой жизнью без зашкаливающей дозы адреналина в крови.

Обилие флешбэков – еще один минус. Лет пятнадцать назад кинематографисты страдали «детской болезнью» рапида, без всякого удержу переперчивая эффектными замедленными эпизодами пространство фильма. Нынче появилась новая беда – флешбэки. Достаточно вспомнить недавний «Вызов», там этого добра навалом! К счастью, этих «проблесковых маячков» в «Повелителе ветра» не так уж и много, и единственное назначение экскурсов в детство воздухоплавателя – показать, почему мальчику вздумалось стать бесстрашным путешественником. Но его характер они все равно до конца не раскрывают, выполняя функцию своеобразных костылей, на которых держится композиционная основа полуторачасовой драмы.

Хватит о минусах. Зрелище перевешивает чашу весов, и этого вполне достаточно. Да и техническая составляющая беспрецедентного перелета (не говоря уже об отчаянной борьбе с природными явлениями) стоит особого внимания: процесс запуска специально изготовленного в Бристоле шара, нафаршированного кучей датчиков и электроникой, трудности, с которыми на протяжении всего фильма сталкивается Федор Конюхов. И постепенное понимание основной задачи «Повелителя ветра» - консолидация человечества, объединение его в одно целое, в одну большую семью героизмом и бесстрашием отдельно взятого человека. Ощущение единства независимо от границ и распрей по национальному признаку, когда весь мир дышит легкими Конюхова и восхищается его мужеством. И идет ему на выручку, если это потребуется.

В этом и есть сила «Повелителя ветра». Именно поэтому фильм Волошина стоит смотреть на большом экране.

Фото: kinopoisk.ru


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
сегодня, 21:02
Смолян, живущих в доме №5 на ул. Фрунзе, не на шутку взволно...
сегодня, 20:00
Женщина тратила чужие деньги на алкоголь и продукты.
сегодня, 19:18
На этих выходных в Смоленске проходит фестиваль цветов и зел...
сегодня, 18:39
28 апреля в 15:43 пожарные МЧС России были направлены на ули...
Новости партнеров