Рамштайн, стадион на горе и недисциплинированный подрядчик. Чем немецкий Кайзерслаутерн похож на Смоленск

Спорт

Многое в нашей жизни меняется. Прогресс безжалостен и сжигает за собой все мосты. В современном мире роль регионов в профессиональном командном спорте стремительно снижается. Может показаться, что такая ситуация только в России, где спорт высших достижений находится практически на уровне монополии у государства. Но на самом деле это не так. Пример - благополучная Германия. Корреспондент «РП» посетил 100-­тысячный Кайзерслаутерн ­ город, где играет уникальная команда с мировым именем, но неопределенными перспективами.

Рамштайн

Как и в Смоленске, большое влияние на футбольную команду оказала армия. Если в нашем городе помощь шла методами лоббирования, когда в «Искру» приезжали играть (а параллельно служить) большое количество звездных игроков, то в Германии была история о финансировании. Рядом с Кайзерслаутерном из­-за его географически выгодного положения (рядом ­ границы стран Бенилюкса, Франции и Швейцарии) расположилась база НАТО. Причем она ко всему прочему является и штаб-­квартирой ВВС США в Европе. Название точного места, где находится база, сейчас также всемирно известно ­- Рамштайн. Мало кому приходит в голову, что идея названия всемирно известной металл-­группы исходит именно оттуда. Количество американских военных достигало в этом месте 50 тысяч, что позволяло городу отлично развиваться с экономической точки зрения, а соответственно, уверенно чувствовал себя и футбольный клуб.

Легендарный Фриц Вальтер

Если в Смоленске главным футбольным героем принято считать Александра Шкадова, то в Кайзерслаутерне ­Фрица Вальтера. И тут все тоже намного масштабнее. Фриц был не просто футболистом. Своей игрой по всему миру и дипломатичностью за футбольным полем он менял образ фашистской Германии. Он был капитаном сборной ФРГ, которая после «бана», из­-за развязывания Второй мировой войны, победила на чемпионате мира 1954 года в финальном матче, переиграв до этого несокрушимых венгров, ведомых Ференцем Пушкашом. В родном городе его знает практически каждый.

Так получилось, что Вальтер всегда был предан только Кайзерслаутерну и всю карьеру провел дома. Хотя это не помешало ему стать самым известным игроком сборной Германии за всю историю по версии самих немцев, еще один невероятный факт, о котором автору этих строк стало понятно из общения с жителями Германии. Ни Беккенбауэр, ни Мюллер, ни Клинсманн или Маттеус не могут собрать столько теплых слов, как Вальтер. Его заветной мечтой было привезти футбольный мундиаль в Кайзерслаутерн, и хотя он не побывал на играх (умер 17 июня 2002 года на 81-­м году жизни), он все­-таки сумел реализовать это в жизнь. 

Стадион на горе

Самое удивительное, что большую роль в причинах нынешнего кризиса «Кайзерслаутерна» сыграло знаете что? Стадион! Вы все еще сомневаетесь, что у Смоленска и Кайзерслаутерна много общего? Это еще не все. Оба стадиона расположены на возвышенностях, и если смоленский «Спартак» ­ на Королевском бастионе, то в Кайзерслаутерне ­ на горе Бетценберг. Выглядит он очень величественно, вмещает почти 50 тысяч зрителей и гордо носит эмблему проведенного тут ранее чемпионата мира 2006 года, о чем так мечтал Фриц Вальтер. Последние два факта, возможно, станут решающими в цепочке событий, которая вполне может привести к краху легендарной команды... 

«Распил» века

Внимательные читатели зададут вопрос: а зачем городу такой огромный стадион? Тут, как оказалось, в историю вмешались недобросовестные подрядчики, которые проводили реконструкцию стадиона к ЧМ-­2006, а также люди, облеченные властью. С учетом того, что «Кайзерслаутерн» всегда выступал на очень высоком уровне (команда играла с основания Бундеслиги по 2006 год, кроме сезона­ 1996/97 (стали чемпионами во Второй лиге), исключительно в Первой Бундеслиге) ­ и «мощность» стадиона, равная 38 тысячам зрителей, была логичной. На нем практически всегда был аншлаг, а команда время от времени играла в еврокубках, в том числе в Лиге чемпионов.

Но для проведения мундиаля необходимо было расширение согласно требованиям ФИФА. В итоге клуб втянули в реконструкцию, которая стала тем еще «распилом». Руководство проектом отдали фирме Philipp Holzmann AG, которая работала на тот момент более 150 лет и охватывала около 70 тысяч рабочих, имея огромные долги. В итоге фирма не смогла выполнить свои обязательства, а сумма проекта выросла почти на 30 млн евро ­ с учетом задержек, а также повышений цен на материалы. Клуб был вынужден продать не только стадион, но и базу в городке Френерхоф (позже усилиями болельщиков ее удалось выкупить обратно). 

Головокружение от успехов

Что роднит Смоленск и Кайзерслаутерн больше всего? «Эта история началась около 20 лет назад. Все у нас шло потрясающе, а 1998 год принес «Кайзерслаутерну» чемпионство, причем сразу же после возвращения из второго дивизиона, что никогда никому не удавалось в Бундеслиге. Чуть позже клуб добрался до 1/4 финала Лиги чемпионов. А затем началось крутое пике, которое продолжается до сих пор», ­ рассказывает нам Штефан Росскопф, нынешний пресс­-атташе клуба, который в 1990­-е годы был «ультрас».

Кроме печальной истории с легендарном стадионом, который всегда считался в Германии своеобразным «местом силы», в клубе наступил кризис менеджмента. Знаменитый специалист Отто Рехагель, который семь сезонов отыграл за «Кайзерслаутерн», сумел поднять команду на самую яркую вершину в ее истории, но потом в момент стал изгоем. Он добился результата без единой звезды в составе, как позже сумел сотворить чудо с греческой сборной на Евро­-2004, однако когда у «чертей» начались проблемы с результатом ­ все свалили на него. Хотя основная проблема была в том, что «Кайзерслаутерн» умудрялся тратить больше, чем зарабатывать (у команды из скромного городка началось головокружение от успехов).

В Смоленске тоже переломным стал 1998 год, когда смоленский «Кристалл» стал четвертым в турнире Первого дивизиона. Кризисным для всего смоленского футбола стала убийство в том же году Александра Шкадова, генерального директора производственного объединения «Кристалл». После этого трагического события у смоленского футбола не было шанса ворваться в российскую элиту. Несмотря на это, в нашем регионе через пару сезонов работал «русский Рехагель» ­ Курбан Бердыев, который смог в сезоне 2000 года занять пятое место в турнире Первого дивизиона. Только вскоре Курбан Бекиевич ушел сам. Понимая небесконечные финансовые возможности Смоленска, амбициозный тренер уехал в казанский «Рубин», с которым стал двукратным чемпионом России, а в Лиге чемпионов сумел дернуть саму «Барселону» на ее же стадионе.

Что сейчас

Когда автор этих строк на автобусе из Франкфурта-­на­-Майне приехал в субботний утренний Кайзерслаутерн за пару часов до игры против «Галлешера», создавалось ощущение, что на матч идет весь город! И в этот момент трудно было поверить, что где­-то рядом проходит средняя, практически ничего не значащая игра Третьего дивизиона.

Болельщики не любят обсуждать тему крутого пике любимой команды. Когда они узнавали, что я приехал из далекой России, то они говорили, напишите, мол, что у нас все хорошо, подует ветер перемен ­ и мы вернемся наверх. Мы верим. Мы с командой. Эта наша история. Нас больше, чем 17 тысяч, и в радости и в горе мы будем с ней до конца. (В клубе болельщиков только в Германии зарегистрировано около 17,5 тысячи членов, и этот клуб действительно им дорог.) Центральные трибуны практически пустуют, зато за воротами ажиотаж даже на самые скромные по вывеске матчи, и как итог ­ на игру с «Галлешером» пришло чуть более 19 тысяч зрителей. 

Опять «двойка»

Наступивший 2020 год будет очень важным для двух городов с точки зрения цифры 2, их как раз две в цифре нового года. «Кайзерслаутерн» в этом сезоне чудом заявился даже в Третью лигу. Главная причина сложившейся ситуации - долги. Если в 2019 году инвестор был найден и по ходу сезона удалось стабилизировать положение (в последних пяти играх до рождественской паузы «красные черти» набрали 13 очков), то что будет в сезоне ­2020/21 ­ пока остается загадкой.

«Кайзерслаутерну» может помочь повышение в классе, так стадион будет больше заполняться (с учетом средней посещаемости в этом сезоне в 22 - 23 тысячи зрителей и предельной вместимости почти в 50 тысяч), а гонорары за телеправа вырастут в несколько раз с учетом того, что Вторая лига намного популярнее, чем Третья. Поэтому «Кайзерслаутерн» стремится к этой заветной «двойке» вместе со своим рулевым Борисом Шоммерсом, который, кстати, женат на русской девушке.

Наши постоянные читатели помнят, как открытость Юрия Палыча помогла ему в матче за Суперкубок России, так что и Борис наверняка сумеет всего добиться со своей дружиной. Что касается Смоленска, то наша «двойка» ­ это Второй дивизион, или турнир ФНЛ, как он называется в последние годы. Ждем, каким окажется решение по выделению средств из бюджета области для «Красного­-СГАФКСТ» ­команды, которая выполнила все условия, поставленные перед ней для материальной помощи со стороны региона: победа в турнире КФК, постройка современного стадиона в поселке Красный, а также состав команды, которая будет состоять из воспитанников смоленских школ).

Так же интересно будет следить за судьбой и другого амбициозного проекта ­ФК «Смоленск», который каким-­то необъяснимым образом не сумел стать профессиональным клубом, хотя и имел все шансы для этого. И снова тут затесалась «двойка», так как футбольных клубов в Смоленской области два.

2020-­й, будь благосклонен к региональному спорту. Мы ждем перемен!

Сергей НИШПАЛ из Кайзерслаутерна.









Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 21:00
Начало апреля в Смоленске было по-летнему жарким, но в мае столбики...
вчера, 22:38
Информацией о происшествия поделились в региональной ГУ МЧС....
вчера, 19:24
вчера, 20:17
Таким предположением поделились в Лаборатории солнечной астрономии...