Смолянин Илья Иванюк: «Могу прыгать еще выше»

Спорт

Завершился чемпионат мира по легкой атлетике в Катаре. Он закончился с невероятной критикой организаторов и с осознанием у большинства зрителей, что «королева спорта» больна, причем очень тяжело. Ведь немногие смогли понять, как за одинаковые нарушения регламента кого-то наказывают, а кого-то нет: дополнительные медали могут присудить практически любому.

Соревнования вне трека, которые проходили глубокой ночью, и вовсе стали садизмом по отношению к участникам соревнований. Все это происходило практически при пустых трибунах, ведь интерес у местного населения вызвал только один вид программы - прыжки в высоту среди мужчин. Там шла невероятная борьба, и в ней сдюжил наш земляк Илья Иванюк. Он сумел завоевать «бронзу», переписав свой личный рекорд и лучший результат Смоленской области - 2,35 метра. В первый же день после приезда на малую родину корреспондент «РП» встретился с героем Дохи-2019 и узнал у него все самое интересное о том, что происходило в Катаре.

«Берлин - переломный старт в карьере»

- Илья, за два года, которые прошли от чемпионата мира -2017 в Лондоне до старта в Дохе, насколько выросла ваша популярность?

- Переломный момент случился на чемпионате Европы в прошлом году. Этот турнир проходил в Берлине на знаменитом «Олимпиаштадионе», где мне удалось завоевать бронзовую награду с результатом 2,31 метра. После этого меня стали приглашать на коммерческие турниры Бриллиантовой лиги. Приятно, когда за рубежом к тебе подходят незнакомые люди, просят автограф и желают удачи. К слову, многих своих спонсоров вживую я тоже увидел после того чемпионата Старого Света (смеется).

- Как вам удается так прогрессировать от сезона к сезону?

- Безусловно, главная причина -тренировочный процесс. Чтобы быть лучшим, в первую очередь надо искать инновации в нем. Плюс опыт международных стартов лишний раз доказывает, что ты ничем не слабее других. Например, Мутаз Эсса Баршим. После церемонии награждения мы вместе с Михаилом Акименко спокойно подняли его на руках, было ощущение, что он ничего не весит! Анатомия его тела невероятна! Он идеально создан для того, чтобы прыгать в высоту. Прогресс лучших в своем деле должен зажигать нас и всех остальных, чтобы каждый мог добиться успеха, если сможет найти свой путь.

- Несколько риторический вопрос, как молодежи проявить себя в наших непростых реалиях?

- Те атлеты, которые уже сейчас находятся на вершине, должны вдохновлять всех остальных стать лучше. Это должно проявляться не только на дорожке стадиона, но и за ее пределами также. Другой важный момент, которого часто нет у нас в стране, - это связь «спортсмен - зритель». Нам необходимо быть более открытыми для общественности. Так, этой зимой я планирую провести мастер-класс для юных легкоатлетов.

О «Красном-СГАФКСТ» и чемпионате мира в Смоленске

- Вы родились в поселке городского типа - Красном. Сейчас в нашем регионе активно развивается одноименный футбольный клуб - «Красный-СГАФКСТ». Ваше отношение к этому виду спорта?

- Положительное. Я рад за коллектив из родного райцентра, нашего маленького и уютного городка. Результаты команды в первенстве третьего дивизиона впечатляют. Я постоянно слежу за их играми благодаря профильной группе «Рабочего пути» - «Спортивный Смоленск». Хочется верить, что это только первые победы футбольной команды, где так много смоленских ребят.

- Возвращаясь к «королеве спорта», что вы думаете насчет победителя чемпионата мира - Мутаза Эсса Баршима? Не слишком долго ли он сидит на своем троне короля прыжков в высоту?

- В этом сезоне я видел этого мастера из Катара дважды - в Лондоне и Цюрихе. Его форма была, мягко говоря, далека от идеала. Потому, когда на чемпионате мира он прыгнул 2,37 метра, это было невероятно. Как он смог восстановиться от своей серьезной травмы и победить? Остается загадкой! Могу только предположить, что местная публика заряжала его энергией и вообще может творить самые дикие чудеса. Вывод один - нам нужен большой старт в России, и тогда наши спортсмены будут самыми сильными (смеется).

- Ранее вы рассуждали, что родной регион, а точнее город-герой Смоленск, даже в теории не может принять чемпионат мира. Почему?

- К сожалению, у нас нет стадиона, который мог бы принять турнир подобного ранга. Для чемпионата мира необходима классная атмосфера, подходящая инфраструктура, с ней у нас тоже проблемы. Если эту ситуацию удастся исправить, я бы с удовольствием попрыгал на чемпионате мира в Смоленске.

«Финики - «изюминка» Катара»

- Какие сувениры вы привезли своей жене из Дохи? Кроме знаменитой кепки Баршима, которая производится под его брендом линии одежды?

- Мы с Анжелой давно вместе, и более того, однажды ей пришлось смириться с тем, что я спортсмен. Сейчас она много интересуется ситуацией в секторе, а также знает всех моих соперников. Больше всего ей как раз нравится Мутаз Баршим - его техника прыжка, манера поведения, а также эмоции, которых он никогда не скрывает. И для меня он тоже идеал. Это человек, у которого действительно необходимо учиться. Поэтому, когда после соревнований я попросил его о сувенире, он не отказал и без проблем подарил сразу несколько таких кепок.

К сожалению, из отеля было достаточно сложно выйти погулять более чем на 10 минут, поэтому уже в аэропорту удалось купить лишь упаковку фиников в шоколаде. В Дохе растет очень много финиковых деревьев, и это лакомство считается одним из самых популярных в Катаре.

«Перед финалом мощно отравился»

- Продолжая тему страшной жары в катарской столице, много ли вы пили воды после соревнований?

- Воду старался не пить вообще. На стадионе сильно не потел. В Дохе я столкнулся с другой проблемой - я очень сильно замерзал от кондиционера в гостинице. А на улицу было нереально выйти из-за жары, поэтому два дня между финалом и квалификацией я провел - закутавшись в одеяло и просматривая сериалы.

- Может быть, еще как-то восстанавливались?

- На следующий день после успешной квалификации мы с тренером решили сходить в бассейн. Поход оказался неудачным, поскольку я случайно несколько раз хлебнул воды, и последствия не заставили себя долго ждать. Как итог - достаточно мощное отравление, которое сильно беспокоило меня. Рад, что, несмотря на этот неприятный инцидент, удалось преодолеть высоту 2,35 метра с первой попытки. 

pqACuHep2NY.jpg

«На судей я не обиделся»

- В финале произошел неприятный инцидент, когда судьи забыли о вас, а точнее о вашей последней попытке на высоте 2,33 метра, и стали поднимать планку. Как прокомментируете это?

- По итогам жеребьевки я оказался в конце списка участников, то есть прыгал одним из самых последних. Это было хорошо! Мне повезло, ведь можно оценивать прыжки других участников в секторе. Это дает возможности для тактических маневров и понимание, какие высоты стоит брать сразу, а что можно переносить.

При третьей попытке на высоте 2,33 метра меня просто забыли вызвать. Но на судей я не обиделся. Более того, благодаря этой заминке у меня появилось больше времени на качественную подготовку. В итоге, когда меня наконец-то вызвали на попытку, прозвучал старт забега на 3000 метров с препятствиями, а значит, моя пауза перед прыжком стала еще длиннее. В это время я несколько раз в голове продумал попытку. И задуманное в полной мере удалось реализовать!

Возможно, очень сильные эмоции после удачной попытки на 2,33 метра помешали мне выполнить прыжок на 2,37 метра, который принес бы мне «серебро». В тот момент прыгать было на самом деле уже нечем - кончился «бензин».

Несмотря на это, я говорил себе: «Илья, ты должен бороться до конца, необходимо сделать все возможное прямо сейчас». В итоге, когда увидел свою третью попытку на этой высоте в записи, был сильно разочарован. Не хватило самую малость... Более того, после двух тотально неудачных прыжков на 2,37 метра была идея попытаться перенести оставшуюся попытку на 2,39 метра. Тем более что «бронзу» на тот момент я себе уже гарантировал. Но в последний момент все же решил, что сначала стоит побороться с Михаилом Акименко за «серебро».

- Преодоление 2,37 метра вы, наверное, оставляете на Олимпийские игры в Токио?

- Да, вы правы. Только неизвестно, будет ли этого достаточно даже для медали (смеется). Например, в Дохе многие именитые спортсмены не смогли покорить квалификационный рубеж и вышли в финал по «добору», но зато в финале сразу семь прыгунов преодолели гроссмейстерский рубеж в 2,30 метра. По изначальной логике, этого результата должно было хватить для завоевания медали.

Поэтому страшно представить, какая конкуренция «закипит» в Токио!

Осознание, что я сделал что-то серьезное, до сих пор ко мне не пришло. Пока я просто рад, что большая работа, которую я проделал со своим тренером, дала заслуженный результат. Груз ответственности, который только увеличивался в процессе сезона, наконец-то спал с моих плеч.

Самореализация - лучшее, что может сделать спортсмен. Я на самом деле был бы доволен «всего лишь» удачным прыжком на 2,35 метра. Без разницы, хватило бы его для медали или нет. Но после неплохой попытки на 2,37 метра я начал задумываться, что мой организм может что-то большее.

«Настолько счастливым тренера не видел давно»

- Что после выступления вам сказал личный тренер, наш земляк Александр Мухин?

- На стадионе по завершении нашего вида начался масштабный праздник в честь Баршима, поэтому поговорить с Александром Станиславовичем не удалось. Ничего не было слышно! Зато я, наверно, на всю жизнь запомню его руки с двумя поднятыми вверх большими пальцами и широкую улыбку. Таким тренера я не видел достаточно давно.

Приехав в отель, мы с ним опять толком не смогли поговорить, потому что нашу церемонию награждения перенесли, ведь организатор не хотели награждать Баршима при пустых трибунах.

В итоге Александр Станиславович улетел домой раньше меня, ведь IAAF (Мировая федерация легкоатлетических ассоциаций) согласилась бесплатно поменять билеты только мне. Лишних 30 тысяч рублей, чтобы задержаться в Дохе на одни сутки, у нас нет.

- Если не секрет, каков размер призовых за третье место в Дохе? Более того, ряд СМИ распространили информацию, что Всероссийская федерация легкой атлетики никак не собирается поощрять медалистов…

- Все легкоатлеты с российским гражданством, которые соревновались в Катаре, являются так называемыми нейтральными спортсменами. Поэтому страна нам ничего не должна. Понятно, что у всех спортсменов есть какие-то денежные опции в контрактах с клубами и различными организациями.

Что касается призовых от IAAF, то мне полагается «грязными» 20 тысяч долларов США. Подчеркиваю, что предстоит уплата налогов, что снизит получаемую на руку сумму. Поэтому чемпионат мира - это хороший коммерческий старт, как и финал Бриллиантовой лиги. Если государство каким-то образом меня поддержит, это будет приятной неожиданностью.

Другая - уже случилась со мной по прилете в московский аэропорт Домодедово. Там меня встречали мои родители и жена, и я был очень счастлив всех видеть. Все это смогли организовать Анастасия Майер и Елена Орлова. Они подготовили сюрприз, который застал меня врасплох и стал одним из самых приятных событий в жизни.

«Допинг-контроль «придержал» Коротовского»

- Как в целом можете оценить атмосферу в Дохе? Ведь до квалификации в прыжках в высоту на трибунах во время соревнований, в том числе финальных, практически не было зрителей.

- О, да! (Смеется.) Не зря все называют этот турнир чемпионатом мира имени Мутаза Баршима. На самом деле, многие места на стадионе были просто затянуты баннерами с символикой чемпионата мира. Конечно же, после такой организации турнира возникает много вопросов к президенту IAAF Себастьяну Коу.

Более того, соревнования вне трека - еще большая катастрофа. Когда я читал историю белоруски Ольги Мазуренок (она призналась, что условия в Дохе были «на грани выживания»), которая финишировала пятой в марафоне, на глазах наворачивались слезы. Безусловно, подобная организация - неуважение к спортсменам, и такого нельзя допускать в будущем. Поэтому хочется поздравить Василия Мизинова (серебряный призер в спортивной ходьбе на 20 километров), который каким-то невероятным образом сумел в этом аду завоевать медаль.

- Удалось ли пообщаться в Дохе с кем-то из смоленских легкоатлетов - Алексеем Федоровым или Евгением Коротовским?

- Да, с Евгением. У нас ведь с ним в один день проходила квалификация. А встретились мы на допинг-контроле, который был выборочным, но почему-то туда позвали практически всех россиян…

Вся процедура заняла много времени. Считаю, что это вполне могло помешать Жене показать высокий результат в финале. Ведь он проходил на следующий день после квалификации. Более того, Коротовский был чуть ли не единственным молотобойцем, который проходил допинг-контроль.

Тем не менее Евгений - молодец! В дебютном сезоне на столь высоком уровне он преодолел квалификацию чемпионата мира, а в финале результаты спортсменов выдались очень плотными.

«После неудачных попыток русским устраивали овации»

- Эксперты из мира «королевы спорта» говорят, что в Дохе шейхи лично поздравили вас с бронзовым успехом…

- Все началось на пресс-конференции после финала, когда я высказался, что мы, россияне, не могли завоевать «золото», поскольку соревнования в секторе, по сути, устраивались ради Мутаза Баршима. Ему просто необходимо было победить.

На стадионе, когда проходил финал, собралось 48 тысяч зрителей (!), чего не наблюдалось ни до этой дисциплины, ни после. Вся катарская публика пришла смотреть исключительно на Баршима.

После награждения к нам с Михаилом Акименко подошел какой-то местный важный чиновник и сказал: «Ребята, спасибо! Вы же понимаете, как для Катара было важно «золото» Мутаза!» Арабы по-настоящему стали нас уважать, хотя во время соревнований трибуны радовались каждому неудачному моему движению.

- Атмосфера такой ненависти - это плюс или минус для вас?

- Скажу точнее. Катарская публика болела против нас, но делала это не очень рьяно. То есть болельщики не освистывали нас во время подготовки к попыткам. Тем не менее после неудачных прыжков они устраивали нам овации. Это довольно интересное ощущение!

Трудно это каким-то образом описать. Совершенно точно, что Доха - не соревнования Бриллиантовой лиги, где за каждого спортсмена весьма искренне переживают трибуны.

В любом случае спасибо русским болельщикам, которые пришли на стадион с национальными флагами. Несмотря ни на что, я слышал и чувствовал их поддержку! Это было невероятно!

В Китай - с флагом и гимном

- Закончился ли сезон? Какие у вас ближайшие соревновательные планы?

- Впереди очень ответственный старт - Всемирные военные игры в Китае. Там сборная России будет выступать под своим флагом! Наконец-то! То есть все ребята будут в экипировке с российской символикой. В случае побед наших соотечественников будет звучать наш гимн и подниматься флаг РФ. Обо всем этом мы, если честно, успели подзабыть. В своих недавних интервью сей момент неоднократно отмечала моя коллега по сектору Мария Ласицкене.

У меня задача в секторе будет такая же сложная, как и на чемпионате мира, ведь в Китай приедет много-много спортсменов самого высокого уровня.

До старта соревнований остается две недели. Поэтому сейчас планирую первую неделю немного прийти в себя, а на следующей - постараться аккумулировать все силы, ведь защищать цвета Российского флага - очень серьезная задача.

Беседовал Сергей НИШПАЛ.








Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 21:38
8 мая в почтовое обращение выйдут марки, посвященные 100-лет...
вчера, 21:01
Всего с января по апрель произошло 754 возгорания. В региона...
вчера, 20:28
Сегодняшние военные сводки фронтовик слушает и вспоминает… с...
вчера, 22:12
В первом квартале 2024 года мобильные группы Смоленской тамо...