Александр Иванян: "Я всю душу вложил в женщин"

Общество

31 мая заслуженному врачу РФ, заслуженному деятелю науки РФ, профессору, доктору медицинских наук, заведующему кафедрой акушерства и гинекологии ФПК и ППС СГМУ,  заведующему отделением оперативной гинекологии клинической больницы №1 г. Смоленска Александру Николаевичу  Иваняну исполнилось 70!

…Однажды в Москве в разговоре с Александром Иваняном восхищенные коллеги признались: «Вы создали целую школу акушеров и гинекологов! Мыслимо ли это?». Действительно, Александр Николаевич лично (!) подготовил 43 кандидата и четырех докторов медицинских наук, и многие из них трудятся в клиниках Калуги, Брянска, Орла, Калининграда и, конечно же, Смоленска в сфере практического здравоохранения.

Поверьте, но отнюдь не многие именитые российские и зарубежные медики имеют на своем профессиональном счету столь выдающиеся достижения и заслуги. Фамилия Иванян – это звучит гордо!

Historia morbi, или Как я «заболел» акушерством

- У меня часто спрашивают: почему я стал акушером-гинекологом? Наверное, тому способствовала обстановка, в которой я рос, - рассказывает Александр Николаевич. - Детство прошло в районном центре, в доме неподалеку от местной больницы. Играя во дворе, невольно прислушивался к разговорам соседок. Они-то думали, что мальчишка все равно ничего не понимает, вот и откровенничали! А меня поразило, насколько трогательно и с какой душевной теплотой они отзывались о своих докторах.

Школу закончил с отличием, но золотую медаль мне не дали. В ответ на мое негодование директор сказал: «Если поступишь в медицинский институт – нанесешь пощечину начальству гороно, которое лишило тебя медали!» Чтобы выпускник из райцентра поступил в медицинский вуз в Армении? В те годы это было равносильно фантастике. А я поступил!

Чудо рождения ребенка, при котором мне, студенту четвертого курса, довелось присутствовать на практике в «Красном Кресте», изменило мою дальнейшую карьеру. Я был потрясен, «заболел» акушерством! И с тех пор никогда не переставал удивляться, как из двух клеток всего за девять месяцев появляется новый человек. На профессии акушера-гинеколога держится сама жизнь!

Если честно, всегда хотел походить на своих учителей – Валерия Михайловича Соколова, Прасковью Андреевну Степанову. Работаю уже 46 лет, и теперь с ностальгией вспоминаю истории периода моего врачебного становления.

… В 1968-м году родильное отделение КБСМП закрыли на ремонт, и весь персонал перевели в родильный дом на ул. Кирова. Мне несказанно повезло: во время дежурства я познакомился с главным акушером-гинекологом Смоленской области – Верой Васильевной Филоновой. Именно она помогла мне овладеть азами и навыками мастерства, а я продолжил работу Веры Васильевны, которую она не успела закончить... Сегодня в нашей клинике успешно применяется перевязка магистральных сосудов матки. Эта технология позволяет не только сохранить детородный орган женщины, но и зачастую спасти жизнь.

После распределения выпускников в 1969 году остался работать в родильном отделении КБСМП. С самого начала старался быть лучшим, заслужить похвалу старших коллег. В феврале 1970-го года меня отправили в первую командировку. В Ершичах заболел акушер-гинеколог, и в течение месяца пришлось трудиться там в одиночку. Каких только осложнений не было в родах! Все обошлось, и я был счастлив, что справился.

1971-й – судьбоносный год. Во время одного из дежурств с моим учителем, Валерием Михайловичем Соколовым, я столкнулся с тяжелейшей патологией, представляющей угрозу для жизни пациентки. Чтобы прекратить кровотечение, нужно было удалить матку. Как это – молодая женщина без детей станет инвалидом?! Применил метод Веры Филоновой и всю ответственность взял на себя. Через два года наша подопечная забеременела и родила ребенка! Я и мои ученики взяли этот случай на вооружение и в течение 40 лет спасли более 100 женщин от калечащей судьбу операции.

7 июня 1976 года я защитил в Москве кандидатскую диссертацию и сразу же получил приглашение занять должность главного врача только что построенного столичного роддома. Поступило и второе, не менее соблазнительное предложение стать главным акушером-гинекологом Краснопресненского района Москвы. Оба варианта вежливо отклонил: не хотелось бросать насиженные места и родную клинику. И все же пришло время, когда у меня возникла неудовлетворенность своей жизнью: я становился популярным врачом акушером-гинекологом и мог сделать больше! Врачи обращались ко мне все чаще, в любое время дня и ночи, в праздники и выходные, и я приходил на помощь. Так появилась мечта уехать на работу в Африку. У советского врача там была большая свобода действий и, что немаловажно, солидная зарплата. Чтобы отправиться за границу, пришлось пройти в Москве восьмимесячные курсы по зарубежной медицине с изучением французского языка. Я мог работать без переводчика!

Мали. Экзамен на прочность

В мае 1980 года Бамако (Мали) встретил меня изнуряющей жарой. В первый же день я пошел знакомиться с местом своей работы – госпиталем «Габриэль Туре», который был построен при помощи Советского Союза.

Каждый день в Мали – испытание человеческих и профессиональных качеств. Три года я трудился не покладая рук в военно-полевых условиях. Приходилось перестраиваться на ходу, придумывать немыслимые вещи с одной целью – спасать женщин в любых ситуациях. Режим работы - круглосуточный, без отгулов и выходных. Мы – два акушера-гинеколога, за сутки принимали до сотни амбулаторных больных, делали по 5-6 операций, постоянно вели осложненные роды. Выхаживали практически безнадежных пациенток, рожавших дома в полной антисанитарии. В те годы домашние роды в Мали были нормальным явлением! В результате ежедневно сталкиваемся с «тьмой египетской»: местные власти по религиозным соображениям запрещали врачам производить плодоразрущающие операции. Аргумент, что хирургическое вмешательство – это единственный шанс для пациентки остаться в живых, – не принимался во внимание. По мнению мусульман, женщина без матки – не женщина. Ее презирают, от нее отворачивается муж. Я просто не знал, что делать! На свой страх и риск добился встречи с главным врачом госпиталя, доктором Диоппом – воспитанником французской медицинской школы и мэром Бамако. Выслушав мои доводы, он сказал: «Делайте все, что считаете необходимым для спасения наших женщин и детей!», тем самым защитив меня от возможных преследований.

Мне не раз приходилось принимать тяжелые решения, и если вопрос стоял ребром, кого спасать – мать или плод, всегда принимал решение в пользу матери. В Мали я убедился, что в критической ситуации нужно действовать быстро и решительно – по ситуации, а не по шаблону. Капля долбит камень – прошло много лет, и в нашей стране также стали рекомендовать органосохраняющие операции в акушерстве. И моя скромная заслуга в этом благом деле есть.

«Доктор, Вы – Бог!»

В Мали я спас пациентку, которой не смогли оказать помощь в местных госпиталях, а также в клиниках США, Франции и Китая, находившихся на территориях этого государства. Коллеги сомневались в правильности выбранного мной решения, однако женщина осталась жива. При выписке она поцеловала мне руку и сказала: «Доктор, Вы – Бог!». Это была самая искренняя благодарность за всю мою жизнь… А я получил самый главный урок в своей жизни: поступай так, как считаешь нужным, даже если большинство с тобой не согласны!

Благодарность все понимают по-своему! Я чувствую себя по-настоящему счастливым человеком, когда пациентка или ее родственники говорят: «Спасибо!» Простые слова, произнесенные от души, высшая для меня награда. Я до сих пор воспринимаю попытку вручить деньги врачу как оскорбление чести и достоинства. В Мали мне пришла в голову интересная мысль: фотография не является для советского доктора материальной ценностью! Так у меня появилась фототека, которую храню до сих пор…

В противоположность Мали, Алжир, где я работал два года, - богатая и развитая страна. То, что в нашей стране и сегодня роскошь, в Алжире в конце 80-х было повседневностью! Условия пребывания в больнице сказочные: одноместные палаты с санузлом и душем. Здания госпиталей оснащены современным оборудованием и медикаментами, без обезболивания не проводится ни одна манипуляция. Помню, как в мой первый рабочий день из Сахары привезли женщину с обильным кровотечением. Быстро осмотрев ее, прошу медсестру принести инструменты для выскабливания и слышу возражение: «Простите, нет анестезиолога!» Пытаюсь ее убедить, что счет идет на минуты, и натыкаюсь на железный аргумент: «Если женщине суждено умереть, то пусть это произойдет без боли!». Я испытал жгучий стыд. Вы думаете, в советские времена было легко делать выскабливание под крики женщины? Резать по живому?!

Пять лет в госпиталях Африки подарили мне огромный профессиональный опыт, приобретенный благодаря колоссальному труду и за счет потери здоровья. Я не только работал на износ - заболел в Мали малярией, перенес болезнь Боткина. Но совершенно не сожалею о том, что прошел не самый легкий путь на свете! Мой авторитет вырос, обо мне начали писать в газетах. В госпиталь «Габриэль Туре» стали поступать обеспеченные люди, политики… Так я поднял на новый качественный уровень престиж советского врача. Прощались со мной тепло. Не сдерживали слез! Через две недели, в Москве, я получил копию письма из Министерства иностранных дел Мали, адресованного правительству СССР. В этом письме доктор Диопп просил отметить выдающиеся заслуги специалиста из Смоленска, и в мае 1983 года в Министерстве здравоохранения СССР мне вручили знак «Отличнику здравоохранения».

«Все операции в клинике проходят под моим руководством»

- В январе 1994 года я был назначен заведующим курсом акушерства и гинекологии на факультете усовершенствовании врачей. А в октябре состоялась моя защита докторской диссертации в Москве. Этой победе, в первую очередь, я обязан моим верным помощникам - Сергею Борисовичу Крюковскому и Рустаму Равильевичу Абузярову. В кризисные 90-е годы они помогли мне оснастить помещение курса, на ровном месте организовать полноценную учебную базу.

1 ноября 1994 года решением ученого совета наш курс реорганизовали в кафедру акушерства и гинекологии ФУВ. Меня назначили заведующим. Новую должность я воспринял как большую честь и огромную ответственность!

В 2001 году, во время вручения нагрудного знака «Заслуженный врач РФ», губернатор Александр Прохоров признался: «Я был уверен, что Вы давно уже «заслуженный»… Венцом своей научной и практической деятельности считаю решение проблемы родов у женщин с рубцом на матке после кесарева сечения вместе с моей ученицей Татьяной Алексеевной Густоваровой. И сегодня ни одна операция в клинике не проходит без моего руководства.

Дилетантству и взяточничеству оправдания нет!

- Можно много говорить о том, как унижает врача государство, в каких нелегких условиях пребывает здравоохранение. Но это не оправдание дилетантству и взяточничеству! К сожалению, в такой нездоровой атмосфере становится трудно жить и работать. Уходит в прошлое преемственность поколений, стираются возрастные границы, у руля стоят избранные, а не достойные. Все чаще меня посещают мысли о том, а стоило ли приобретать серьезные болезни, чтобы придти к финишу наравне с теми, кто оказался хитрее? Хочется надеяться, что это лишь мои личные впечатления и переживания, которые никогда не коснуться моих коллег.

Пропуская сквозь сердце чужую боль…

- Искренне радуюсь успеху моих учеников и учениц, которые берут на себя все неотложные случаи. Профессор Татьяна Густоварова и доцент Лариса Киракосян - достойные продолжатели моего дела. Они стояли вместе со мной у истоков становления кафедры акушерства и гинекологии ФПК и ППС, клинической базой которой являются родильное и гинекологическое отделения, женская консультация МЛПУ «КБ №1» и гинекологическое отделение СОКБ.

Нам есть, чем гордиться! Начиная с 1996 года, в нашей клинике проводится широкий спектр эндоскопических операций на современном оборудовании. В общей сложности, за 20 лет деятельности нашего отделения и кафедры мы успешно провели свыше 20 тысяч хирургических вмешательств различной сложности. Коллектив нашей клиники - команда опытных врачей, способных поистине виртуозно проводить сложнейшие операции. Талантливых, ответственных людей, обладающих, пожалуй, главным для медика даром – гуманизмом. Способных пойти на риск ради спасения жизни! Мы продолжаем работать в одной связке, всю свою душу вкладываем в женщин и страдаем вместе с ними, пропуская сквозь сердце чужую боль. Нет, не чужую – нашу общую.

(В статье использованы фрагменты из книги «Путешествие в мир воспоминаний акушеров-гинекологов»).  


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
33 минуты назад

Информацией поделились очевидцы в социальных сетях. Сегодня...

сегодня, 09:17

Об этом рассказали в региональном министерстве транспорта...

вчера, 22:39
С начала года в медицинские организации региона обратились 1...
вчера, 22:02
Ветрами пыль и песок из Африки несет на северо-запад России...
Новости партнеров