«Ездить нужно так, как будто все вокруг хотят тебя сбить». Опытный байкер предложил ряд способов сделать начало мотосезона безопаснее

Общество
«Ездить нужно так, как будто все вокруг хотят тебя сбить». Опытный байкер предложил ряд способов сделать начало мотосезона безопаснее
30 апреля пройдет открытие мотосезона-2022. В преддверии этого события мы с президентом Смоленского отделения мотоклуба «Ночные Волки» Павлом Саульченковым обсудили, как сделать так, чтобы этот праздник не был омрачен ДТП.

Павел - один из опытнейших мотоциклистов нашего города. В этом году он открывает свой 33-й мотосезон. Наш сегодняшний разговор – о том, как мотоциклисту быть в безопасности и в ладу со всеми окружающими.

Не портить праздник ни себе, ни другим!
- 30 апреля стартует новый мотосезон. Как сделать так, чтобы этот день прошёл без печальных известий?
- Для мотоциклиста открытие сезона - это, пожалуй, главный праздник в году. И основная сложность тут именно в количестве двухколёсной техники на дорогах. Важно понимать, что не все мотоциклисты ездят каждый день, для кого-то это «прогулки выходного дня», и в начале сезона следует адекватно оценивать свои навыки. Чтобы летать 150+ много ума не надо, откручиваешь ручку и вперед. Вопрос в том, что потом с этой скоростью делать! А в этот день нужно быть даже осторожнее, чем обычно, чтобы не испортить праздник ни себе, ни другим!

Период «акклиматизации»
- Начало мотосезона - рискованное время для мотоциклистов. Навыки за зиму отчасти утрачены, водители машин отвыкли от нашего присутствия на дорогах. Как обойтись без происшествий?
- Здесь всё зависит от того, как много ездит мотоциклист. В любом случае есть некий период «акклиматизации», нужно, что называется, «вкататься» - вспомнить, как себя ведёт техника, в каком состоянии дорога на привычных маршрутах, а если в этом сезоне у тебя новый мотоцикл, то и с ним «сдружиться». Этот период может длиться от нескольких недель у опытных мотоциклистов, до половины сезона - у тех, кто ездит меньше.
Также у нас есть свойство осуждать водителей машин за недостаточное внимание к зеркалам заднего вида. Эта проблема действительно существует, мы сами недавно снимались в социальной рекламе – просили автомобилистов чаще смотреть в зеркала. Однако львиную долю проблем с этим может решить сам мотоциклист. Перед тем как совершать манёвр поблизости от машины нужно установить визуальный контакт с её водителем, просто поглядев в его зеркало. Его «проблемное» поведение заметно. Если человек разговаривает по телефону или отвлечён ещё чем-то, опытный мотоциклист будет это учитывать. Я не берусь никого осуждать, но это вопрос безопасности, и водитель мотоцикла должен сам о себе позаботиться. Даже если я полностью прав, участие в ДТП мне не нужно.
- Тема соблюдения ПДД и поведения на дороге для мотоциклистов в принципе проблемная. Интересно ваше мнение по этому поводу.
- Прежде всего, стоит помнить, что для нас актуально «правило военного лётчика» (ездить так, как будто все вокруг хотят тебя сбить – прим. автора) Причём зачастую это происходит не по злому умыслу, и даже не из-за невнимательности автомобилистов. Мотоцикл и правда плохо видно в зеркалах, и вовсе необязательно лететь 150 км/ч чтобы попасть в аварию. Распространённой причиной, по которой автомобиль может задеть мотоциклиста, является езда в «мёртвых зонах» (участки дороги, которые не видны в зеркала заднего вида автомобиля, эти зоны невелики, но мотоцикл легко в них помещается). И еще одной проблемой может стать, как ни странно, состояние дорожного покрытия – например, на сильно разбитом участке дороги водитель чаще сконцентрирован на объезде ямок, и может «прозевать» силуэт байкера в зеркале.
- И всё же вряд ли кому-то из нас, мотоциклистов, стоит «надевать нимб» и утверждать, что мы соблюдаем все правила до последней запятой…
- Верно! С годами я, честно говоря, все меньше обращаю внимания на стрелку спидометра, гораздо большее значение имеет дорожная ситуация. Плотность потока машин, состояние дороги, наличие впереди перекрёстков и мест для разворота – вот что критично. И если ездить с умом, а не просто надеяться на удачу, то и показатель твоей средней скорости зачастую оказывается меньше разрешённого. «Открутить ручку» тоже можно – но чаще на загородных магистралях, где тебе никто не помешает, и ты сам не будешь раздражать людей. В городе, даже если улица похожа на взлётную полосу, «летать» не стоит, помните о левых поворотах, которых в изобилии (та же улица Кирова, например). Можно ехать в левом ряду и воткнуться в автомобиль, который остановился там же, для поворота влево.
Кстати, есть ещё такой момент, в котором мотоциклисту имеет смысл отступать от правил – это езда днём с дальним светом! Мотоцикл плохо видно в потоке, и эта мера – реально спасает.

Колонна или куча мотоциклов
- На открытии сезона через город проедет большая мото-колонна. Возможно, не все в курсе, но для такой езды существуют важные правила, давайте их проговорим.
- Езда в колоннах базируется на нескольких основных компонентах и требует большой концентрации внимания.
Во-первых, это общая скорость движения. Она задаётся ведущим колонны и, как правило, невысокая, около 40 км/ч. Это не значит, что ваши мотоциклы не могут ездить быстро – просто мы спокойно и уверенно двигаемся по городу, и от каждого из нас зависит красота колонны, внешняя и внутренняя.
Во-вторых, это дистанция и боковой интервал. Как правило, в одной полосе рядом едут два мотоциклиста, поддерживая дистанцию до едущих впереди – около 2 метров. При этом важно обращать внимание на то, что происходит далеко впереди по ходу колонны и следить по зеркалам за тем, что сзади. Каждому из нас нужно своё пространство, на всякий случай.
В-третьих, в колонне не допускаются обгоны и перестроения. В нашем городе размер колонны в среднем 200-300 мотоциклов, и «непоседам» следует либо держать себя в руках, либо кататься где-то отдельно. Если каждый начнёт хаотично перестраиваться, это будет уже не колонна, а просто куча мотоциклов.
- Тут у некоторых может возникнуть вопрос – «а что будет, если я эти правила нарушу?» Обогнал ведущего, поднял на заднее и красиво ушёл в закат… Неужели будут какие-то последствия?
- Конечно. Как минимум, такой гонщик на подобное мероприятие больше не попадёт. Это не говоря уже о возможности получения «отеческого нагоняя». Мало какое сообщество терпит наплевательское отношение к себе.

Провоцирующая атмосфера
- А как быть с поездками «стаей»? Когда ты молод, смотришь на мир через визор, а катание большой группой создаёт ощущение вседозволенности и безнаказанности. Атмосфера совместных ночных поездок провоцирует.
- Да, эти эмоции понятны, но здесь сложно сделать что-то лучше, чем напомнить о необходимости думать головой. Скорость, адреналин, единомышленники вокруг – это, конечно, прекрасно, но здоровье важнее. К тому же, на вечерние покатушки ребята часто берут с собой подруг, что только добавляет ответственности.

«Меня спасла «черепаха»
- Также хотелось бы коснуться вопроса экипировки. «Официальная» позиция по этому вопросу – нужно носить всё и всегда, как говорится, навязла на зубах, и придерживаются ее далеко не все. Я часто слышу рассуждения о том, что «жарко», «у меня дуги на мотоцикле, мне не нужно», «я опытный, зачем…». Шлем носят большинство, а вот остальное…
- Тут не поспоришь, ведь если ты опытный водитель, и вокруг тебя все опытные, вроде бы экипировка не нужна. Остаётся только один вопрос – а можешь ли ты гарантировать последнее? Думаю, ответ очевиден. Вспомним то самое «правило военного лётчика» - ездить нужно так, как будто все вокруг хотят тебя сбить.
А по поводу эффективности защитной экипировки нужно поговорить с теми, кто пережил ДТП. В моей практике была одна тяжёлая авария, где «черепаха», одетая под кожаную куртку меня реально спасла. В общем, здравомыслящие люди способны сделать правильный выбор в этом вопросе.

«Противоречий и так хватает, давайте спокойнее относиться друг к другу»
- Давайте обсудим ещё такой момент, как «гонки со светофора». Зачастую водители машин при виде мотоцикла предлагают «погоняться»…
- Да, такое встречается часто. За день езды по городу найдётся больше десятка лиц, которые станут рядом с мотоциклом на светофоре, начнут разгазовывать свою машину, навязчиво предлагая определить, кто быстрее здесь и сейчас. Участие в подобных заездах мне сложно обсуждать всерьёз. Дело в том что, средняя машина разгоняется до 100 км/ч секунд за 8-10 (да, бывает быстрее, но это редкость). А средний мотоцикл – секунды за 4. Спортивный, с большим мотором – ещё быстрее. И смысл гоняться? Проверить лишний раз, что мотоцикл заметно быстрее?
А что касается взаимоотношения автомобилистов и мотоциклистов, если видишь, что машина стартует, дай ей проехать. Мотоциклист в плане маневренности и скорости заведомо в более выигрышном положении. Да, и почти все мы ездим не только на мотоциклах. Автомобилисты – это тоже мы. Противоречий и так хватает, давайте спокойнее относиться друг к другу.

«Когда ты всё лето не можешь толком поспать, сложно принимать аргументы про «романтику ночного города»
- Раз уж мы заговорили о противоречиях, давайте обсудим одно из важнейших! Шум от ночных поездок по городу - это реальная проблема. Здесь действительно пересекаются интересы – тех, кто любит кататься, и тех, кто хочет спокойно спать.
- Да, эта проблема есть, и состоит она из нескольких компонентов. На мой взгляд, важный вклад в неё вносит заблуждение, что «громкий звук – спасает жизнь». Именно этим многие оправдывают установку прямоточного глушителя. Дело в том, что звук по большей части уходит назад. Приближающийся мотоцикл – всё равно в машинах не слышно, а слышно только уходящий. И рёв бьет по ушам только тех, кого ты уже проехал и ни в чём не повинных людей за окнами домов. Что реально спасает – хороший свет, я об этом уже говорил.
Иногда, при обсуждении этой темы в соцсетях, горожане в сердцах предлагают повесить знаки, запрещающие въезд мотоциклистам на определённые улицы в определённое время. И я понимаю их чувства. Когда ты всё лето не можешь толком поспать, сложно принимать мотоциклистские аргументы про «романтику ночного города». К сожалению, это не выход, а, скорее, месть. Мол, вы нам спать мешаете, а мы вам будем мешать ездить. Соответствующие знаки проблему не решат, а лишь перенесут – в городе более 700 улиц, и если закрыть часть из них, то трафик на остальных возрастёт.
К тому же, мотор, даже с прямотоком, вовсе не обязательно «крутить» всегда. В этом всё же есть определённое наплевательство на окружающих. Зачастую и мы сами страдаем от «полётов» своих же единомышленников. Я, например, живу на одной из улиц, где часто катаются мотоциклисты. Мне-то почти всё равно, я могу спать хоть под звук пилорамы, а вот жене и другим домашним бывает сложно. Порой вставать в 5:30, а мотобратья до 2 часов ночи катается.

Вместо заключения
Мы не можем кому-то что-то запретить, но хотим предложить – пусть каждый, кто считает себя разумным человеком, на секунду задумывается, перед тем как «открутить», и даёт себе ответ на вопрос: «действительно ли это нужно делать именно здесь и сейчас?»
Ответ на него может быть разным, но главное – чтобы вы задали себе этот вопрос!

Никита Ионов.
Фото автора.







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:14
О причинах и последствиях   рассказал на сегодняшн...
вчера, 21:38
Участок находится в черте города, в СНТ Корохоткино, что на ...
вчера, 21:07
27 - 28 мая 2022 года в городе будет проводиться профилактич...
вчера, 20:38
Теперь на нем две «уголовки»: по статьям «Мошенничество» и «...

Опрос

А вы ездите на общественном транспорте?


   Ответили: 205