«Ездить нужно так, как будто все вокруг хотят тебя сбить». Опытный байкер предложил ряд способов сделать начало мотосезона безопаснее

Общество
30 апреля пройдет открытие мотосезона-2022. В преддверии этого события мы с президентом Смоленского отделения мотоклуба «Ночные Волки» Павлом Саульченковым обсудили, как сделать так, чтобы этот праздник не был омрачен ДТП.

Павел - один из опытнейших мотоциклистов нашего города. В этом году он открывает свой 33-й мотосезон. Наш сегодняшний разговор – о том, как мотоциклисту быть в безопасности и в ладу со всеми окружающими.

Не портить праздник ни себе, ни другим!
- 30 апреля стартует новый мотосезон. Как сделать так, чтобы этот день прошёл без печальных известий?
- Для мотоциклиста открытие сезона - это, пожалуй, главный праздник в году. И основная сложность тут именно в количестве двухколёсной техники на дорогах. Важно понимать, что не все мотоциклисты ездят каждый день, для кого-то это «прогулки выходного дня», и в начале сезона следует адекватно оценивать свои навыки. Чтобы летать 150+ много ума не надо, откручиваешь ручку и вперед. Вопрос в том, что потом с этой скоростью делать! А в этот день нужно быть даже осторожнее, чем обычно, чтобы не испортить праздник ни себе, ни другим!

Период «акклиматизации»
- Начало мотосезона - рискованное время для мотоциклистов. Навыки за зиму отчасти утрачены, водители машин отвыкли от нашего присутствия на дорогах. Как обойтись без происшествий?
- Здесь всё зависит от того, как много ездит мотоциклист. В любом случае есть некий период «акклиматизации», нужно, что называется, «вкататься» - вспомнить, как себя ведёт техника, в каком состоянии дорога на привычных маршрутах, а если в этом сезоне у тебя новый мотоцикл, то и с ним «сдружиться». Этот период может длиться от нескольких недель у опытных мотоциклистов, до половины сезона - у тех, кто ездит меньше.
Также у нас есть свойство осуждать водителей машин за недостаточное внимание к зеркалам заднего вида. Эта проблема действительно существует, мы сами недавно снимались в социальной рекламе – просили автомобилистов чаще смотреть в зеркала. Однако львиную долю проблем с этим может решить сам мотоциклист. Перед тем как совершать манёвр поблизости от машины нужно установить визуальный контакт с её водителем, просто поглядев в его зеркало. Его «проблемное» поведение заметно. Если человек разговаривает по телефону или отвлечён ещё чем-то, опытный мотоциклист будет это учитывать. Я не берусь никого осуждать, но это вопрос безопасности, и водитель мотоцикла должен сам о себе позаботиться. Даже если я полностью прав, участие в ДТП мне не нужно.
- Тема соблюдения ПДД и поведения на дороге для мотоциклистов в принципе проблемная. Интересно ваше мнение по этому поводу.
- Прежде всего, стоит помнить, что для нас актуально «правило военного лётчика» (ездить так, как будто все вокруг хотят тебя сбить – прим. автора) Причём зачастую это происходит не по злому умыслу, и даже не из-за невнимательности автомобилистов. Мотоцикл и правда плохо видно в зеркалах, и вовсе необязательно лететь 150 км/ч чтобы попасть в аварию. Распространённой причиной, по которой автомобиль может задеть мотоциклиста, является езда в «мёртвых зонах» (участки дороги, которые не видны в зеркала заднего вида автомобиля, эти зоны невелики, но мотоцикл легко в них помещается). И еще одной проблемой может стать, как ни странно, состояние дорожного покрытия – например, на сильно разбитом участке дороги водитель чаще сконцентрирован на объезде ямок, и может «прозевать» силуэт байкера в зеркале.
- И всё же вряд ли кому-то из нас, мотоциклистов, стоит «надевать нимб» и утверждать, что мы соблюдаем все правила до последней запятой…
- Верно! С годами я, честно говоря, все меньше обращаю внимания на стрелку спидометра, гораздо большее значение имеет дорожная ситуация. Плотность потока машин, состояние дороги, наличие впереди перекрёстков и мест для разворота – вот что критично. И если ездить с умом, а не просто надеяться на удачу, то и показатель твоей средней скорости зачастую оказывается меньше разрешённого. «Открутить ручку» тоже можно – но чаще на загородных магистралях, где тебе никто не помешает, и ты сам не будешь раздражать людей. В городе, даже если улица похожа на взлётную полосу, «летать» не стоит, помните о левых поворотах, которых в изобилии (та же улица Кирова, например). Можно ехать в левом ряду и воткнуться в автомобиль, который остановился там же, для поворота влево.
Кстати, есть ещё такой момент, в котором мотоциклисту имеет смысл отступать от правил – это езда днём с дальним светом! Мотоцикл плохо видно в потоке, и эта мера – реально спасает.

Колонна или куча мотоциклов
- На открытии сезона через город проедет большая мото-колонна. Возможно, не все в курсе, но для такой езды существуют важные правила, давайте их проговорим.
- Езда в колоннах базируется на нескольких основных компонентах и требует большой концентрации внимания.
Во-первых, это общая скорость движения. Она задаётся ведущим колонны и, как правило, невысокая, около 40 км/ч. Это не значит, что ваши мотоциклы не могут ездить быстро – просто мы спокойно и уверенно двигаемся по городу, и от каждого из нас зависит красота колонны, внешняя и внутренняя.
Во-вторых, это дистанция и боковой интервал. Как правило, в одной полосе рядом едут два мотоциклиста, поддерживая дистанцию до едущих впереди – около 2 метров. При этом важно обращать внимание на то, что происходит далеко впереди по ходу колонны и следить по зеркалам за тем, что сзади. Каждому из нас нужно своё пространство, на всякий случай.
В-третьих, в колонне не допускаются обгоны и перестроения. В нашем городе размер колонны в среднем 200-300 мотоциклов, и «непоседам» следует либо держать себя в руках, либо кататься где-то отдельно. Если каждый начнёт хаотично перестраиваться, это будет уже не колонна, а просто куча мотоциклов.
- Тут у некоторых может возникнуть вопрос – «а что будет, если я эти правила нарушу?» Обогнал ведущего, поднял на заднее и красиво ушёл в закат… Неужели будут какие-то последствия?
- Конечно. Как минимум, такой гонщик на подобное мероприятие больше не попадёт. Это не говоря уже о возможности получения «отеческого нагоняя». Мало какое сообщество терпит наплевательское отношение к себе.

Провоцирующая атмосфера
- А как быть с поездками «стаей»? Когда ты молод, смотришь на мир через визор, а катание большой группой создаёт ощущение вседозволенности и безнаказанности. Атмосфера совместных ночных поездок провоцирует.
- Да, эти эмоции понятны, но здесь сложно сделать что-то лучше, чем напомнить о необходимости думать головой. Скорость, адреналин, единомышленники вокруг – это, конечно, прекрасно, но здоровье важнее. К тому же, на вечерние покатушки ребята часто берут с собой подруг, что только добавляет ответственности.

«Меня спасла «черепаха»
- Также хотелось бы коснуться вопроса экипировки. «Официальная» позиция по этому вопросу – нужно носить всё и всегда, как говорится, навязла на зубах, и придерживаются ее далеко не все. Я часто слышу рассуждения о том, что «жарко», «у меня дуги на мотоцикле, мне не нужно», «я опытный, зачем…». Шлем носят большинство, а вот остальное…
- Тут не поспоришь, ведь если ты опытный водитель, и вокруг тебя все опытные, вроде бы экипировка не нужна. Остаётся только один вопрос – а можешь ли ты гарантировать последнее? Думаю, ответ очевиден. Вспомним то самое «правило военного лётчика» - ездить нужно так, как будто все вокруг хотят тебя сбить.
А по поводу эффективности защитной экипировки нужно поговорить с теми, кто пережил ДТП. В моей практике была одна тяжёлая авария, где «черепаха», одетая под кожаную куртку меня реально спасла. В общем, здравомыслящие люди способны сделать правильный выбор в этом вопросе.

«Противоречий и так хватает, давайте спокойнее относиться друг к другу»
- Давайте обсудим ещё такой момент, как «гонки со светофора». Зачастую водители машин при виде мотоцикла предлагают «погоняться»…
- Да, такое встречается часто. За день езды по городу найдётся больше десятка лиц, которые станут рядом с мотоциклом на светофоре, начнут разгазовывать свою машину, навязчиво предлагая определить, кто быстрее здесь и сейчас. Участие в подобных заездах мне сложно обсуждать всерьёз. Дело в том что, средняя машина разгоняется до 100 км/ч секунд за 8-10 (да, бывает быстрее, но это редкость). А средний мотоцикл – секунды за 4. Спортивный, с большим мотором – ещё быстрее. И смысл гоняться? Проверить лишний раз, что мотоцикл заметно быстрее?
А что касается взаимоотношения автомобилистов и мотоциклистов, если видишь, что машина стартует, дай ей проехать. Мотоциклист в плане маневренности и скорости заведомо в более выигрышном положении. Да, и почти все мы ездим не только на мотоциклах. Автомобилисты – это тоже мы. Противоречий и так хватает, давайте спокойнее относиться друг к другу.

«Когда ты всё лето не можешь толком поспать, сложно принимать аргументы про «романтику ночного города»
- Раз уж мы заговорили о противоречиях, давайте обсудим одно из важнейших! Шум от ночных поездок по городу - это реальная проблема. Здесь действительно пересекаются интересы – тех, кто любит кататься, и тех, кто хочет спокойно спать.
- Да, эта проблема есть, и состоит она из нескольких компонентов. На мой взгляд, важный вклад в неё вносит заблуждение, что «громкий звук – спасает жизнь». Именно этим многие оправдывают установку прямоточного глушителя. Дело в том, что звук по большей части уходит назад. Приближающийся мотоцикл – всё равно в машинах не слышно, а слышно только уходящий. И рёв бьет по ушам только тех, кого ты уже проехал и ни в чём не повинных людей за окнами домов. Что реально спасает – хороший свет, я об этом уже говорил.
Иногда, при обсуждении этой темы в соцсетях, горожане в сердцах предлагают повесить знаки, запрещающие въезд мотоциклистам на определённые улицы в определённое время. И я понимаю их чувства. Когда ты всё лето не можешь толком поспать, сложно принимать мотоциклистские аргументы про «романтику ночного города». К сожалению, это не выход, а, скорее, месть. Мол, вы нам спать мешаете, а мы вам будем мешать ездить. Соответствующие знаки проблему не решат, а лишь перенесут – в городе более 700 улиц, и если закрыть часть из них, то трафик на остальных возрастёт.
К тому же, мотор, даже с прямотоком, вовсе не обязательно «крутить» всегда. В этом всё же есть определённое наплевательство на окружающих. Зачастую и мы сами страдаем от «полётов» своих же единомышленников. Я, например, живу на одной из улиц, где часто катаются мотоциклисты. Мне-то почти всё равно, я могу спать хоть под звук пилорамы, а вот жене и другим домашним бывает сложно. Порой вставать в 5:30, а мотобратья до 2 часов ночи катается.

Вместо заключения
Мы не можем кому-то что-то запретить, но хотим предложить – пусть каждый, кто считает себя разумным человеком, на секунду задумывается, перед тем как «открутить», и даёт себе ответ на вопрос: «действительно ли это нужно делать именно здесь и сейчас?»
Ответ на него может быть разным, но главное – чтобы вы задали себе этот вопрос!

Никита Ионов.
Фото автора.







Загрузка комментариев...
Читайте также
сегодня, 21:38
сегодня, 19:36

Губернатор рассказал в социальных сетях, что не все ветераны...

сегодня, 20:28
В гостях у фронтовиков побывали депутаты Смоленской областно...
сегодня, 19:52

Об этом рассказали в региональном министерстве транспорта....